Программа дополнительного образования "Букварёнок"
методическая разработка по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему

Ярцева Ольга Анатольевна

На современном этапе образования огромное внимание стало уделяться школе и учебному процессу. Одним из важнейших нововведений стал процесс подготовки ребенка к школе, что является в настоящее время необходимым составляющим звеном для современной школы. Программа начальных классов сложна и объемна и не умеющему читать ребенку трудно осваивать ее курс. По-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvaryonok.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное

учреждение «Детский сад №11 «Колосок» г.Валдай»

Программа дополнительного образования

«Букварёнок»

Срок реализации программы – 2 года.

Возраст детей 5 – 7  лет.

Составитель:

Ярцева Ольга Анатольевна, воспитатель

2016 год

Пояснительная записка.

На современном этапе образования огромное внимание стало уделяться школе и учебному процессу. Одним из важнейших нововведений стал процесс подготовки ребенка к школе, что является в настоящее время необходимым составляющим звеном для современной школы.

Программа начальных классов сложна и объемна и не умеющему читать ребенку трудно осваивать ее курс. По-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.

Существует много способов научить ребенка читать до школы, и каждый из них хорош по-своему. Но при этом очень важно учитывать следующее: во-первых, система обучения должна быть согласована со школьными программами и обязательно иметь познавательную основу; во-вторых, необходимо использование игровых приемов, не утомляющих и не напрягающих ребенка.

Для речевого развития дошкольников характерен довольно богатый словарь,

который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).

Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения, и в ее основу заложен принцип развивающего обучения. Программа предусматривает использование эвристических приёмов, поисковых вопросов, приёмов сравнения, различных способов работы с наглядностью. Дети посещают занятия 2 раза в неделю. Занятия длятся 25—30 минут. Возраст детей – 5 – 7  лет.

Обязательные элементы каждого занятия – физкультминутки, разминки для рук и упражнения для глаз.

Педагогическая целесообразность данного курса для детей 5 – 7 лет обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.

     Цель: формирование начальных навыков чтения, развитой речи, культурного поведения; успешная психологическая адаптация детей к условиям школы.

  Задачи:

  1. Выявить и развить природные способности у детей: мышление, память, воображение, внимание.
  2. Обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь; развивать грамматический строй речи
  3. Развивать фонематический слух.
  4. Обучать звуко - слоговому анализу слов.
  5. Пополнять знания об окружающем мире.
  6. Научить ребенка слышать и видеть учителя, сознательно воспринимать  информацию на занятии и выполнять его требования.
  7. Помочь родителям овладеть эффективными навыками помощи ребенку  в процессе обучения.

Программа базируется на следующих принципах:

  • непрерывности развития ребенка;
  • общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и   способностей;
  • развития творческих способностей у детей;
  • развития личностных компетенций ребенка как субъекта деятельности;
  • развития духовно-нравственных убеждений личности.

Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:

  • ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;
  • создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;
  • подготовка перехода от игровой деятельности к учебной.

Ожидаемый результат обучения:

  1. Хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знать порядок букв и их названия (алфавит).
  2. Различать гласные и согласные звуки.
  3. Правильно ставить ударение в знакомых словах.
  4. Свободно и осознанно читать трехбуквенные слова; правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами.
  5. Правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры.
  6. Уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (.!?).
  7. Проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.

Учебно – тематический план.

№ п/п

Название темы

Количество занятий

Всего часов

Практика

Теория

1 год обучения

1.

Подготовительный период:

а) безбуквенный этап

б) этап гласных букв

31ч.

20ч.

14ч.

14ч.

17ч.

6ч.

2.

Основной период:

а) фонетика

б) слово

9ч.

5ч.

5ч.

3ч.

4ч.

2ч.

3.

Итоговое занятие

1ч.

1ч.

                                             Итого:

66ч.

37ч.

29ч.

2 год обучения

1.

Основной период:

а) фонетика

б) слово, предложение

32ч.

13ч.

19ч.

8ч.

13ч.

5ч.

2.

Работа с текстом

20ч.

9ч.

11ч.

3.

Итоговое занятие

1ч.

1ч.

                                                    Итого:

66ч.

37ч.

29ч.

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

1 год обучения

1) Подготовительный период.

а).

Безбуквенный этап.

Речь устная и письменная. Беседа по сюжетной картинке. Предложение и слово. Составление устного рассказа о лете. Работа со схемами предложений. Слог, ударение. Составление сказки по серии картинок. Работа со схемами слов. Звуки в речи. Составление рассказа по сюжетной картинке. Работа со слого-звуковыми схемами.  Гласные и согласные звуки. Распространение простых предложений. Слияние согласного звука с гласным.

31 ч.

б).

Этап гласных букв.

Гласный звук «а», буква Аа. Рассказывание сказки по серии картинок. Гласный звук «о», буквы Оо. Подбор слов по схемам.Гласный звук «и», буквы Ии. Распространение предложений. Работа со схемами. Гласный звук «ы», буква ы. Рассказывание сказки по серии картинок. Работа со схемами. Гласный звук «у», буквы Уу. Составление рассказа по картинке. Закрепление изученных букв. Игровые и развивающие упражнения.

20 ч.

2) Уроки основного периода.

а).

Фонетика.

Согласные звуки «н», «н'», буквы Нн. Согласные звуки «с», «с'», буквы Сс. Согласные звуки «к», «к'», буквы Кк. Согласные звуки «т», «т'», буквы Тт. Согласные звуки «л», «л'», буквы Лл.

9 ч.

б).

Слово.

Игры со словами. Словарно-логические упражнения. Многозначные слова. Составление слов из букв. Работа со словами-омонимами. Чтение слов с изученными буквами.

5ч.

3) Итоговое занятие.

1 ч.

2 год обучения

1) Основной период.

а).

Фонетика.

Согласные звуки «р», «р'», буквы Рр. Согласные звуки «в», «в'», буквы Вв. Согласные звуки «п», «п'», буквы Пп. Буквы Ее. Согласные звуки «м», «м'», буквы Мм. Согласные звуки «б», «б'», буквы Бб. Согласные звуки «д», «д'», буквы Дд. Согласные звуки «з», «з'», буквы Зз. Согласные звуки «г», «г'», буквы Гг. Согласный звук «ч'», буквы Чч. Буква Ь для обозначения мягкости согласных. Согласный звук «ш», буквы Шш. Согласный звук «ж», буквы Жж. Согласный звук «й'», буквы Йй. Согласные звуки «х», «х'», буквы Хх. Буквы Юю. Согласный звук «ц», буквы Цц. Гласный звук «э», буквы Ээ. Согласный звук «щ'», буквы Щщ. Согласные звуки «ф», «ф'», буквы Фф. Разделительный Ь. Разделительный Ъ. Алфавит.

32ч.

б).

Слово, предложение.

Составление узоров. Знакомство с ребусами. Игры со словами. Словарно-логические упражнения. Чтение слов с изученными буквами.

           Работа со скороговорками. Соотношение сюжетных картинок с прочитанным рассказом. Отгадывание и составление загадок.

            Чтение веселых стихов. Беседа «Как хлеб на стол пришел». Беседа о любимых мультфильмах. Беседа по картинкам о труде в городе и селе.

13ч.

2) Работа с текстом. 

Работа с текстом и иллюстрацией. Озаглавливание рассказа. Обучение устному пересказу. Пересказывание сказки в соответствии с вопросами, поставленными к тексту. Составление рассказа на заданную тему. Составление рассказа о труде родителей. Составление продолжения рассказа.  

20ч.

3) Итоговое занятие.

Праздник «В стране Букварии».

1 ч.

Оборудование.

  1. Подвижная азбука.
  2. Фланелеграф.
  3. Индивидуальные разрезные азбуки.
  4. Индивидуальные карточки.
  5. Таблицы, картинки, игрушки, муляжи.

Литература для педагога.

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников». М. 1998г.
  2. Анисимова Т.В., Михайлова Г.С., Наумова В.И. «Методика организации и проведения занятий по подготовке детей к обучению грамоте (старшая группа)». Новгород, 1993г.
  3. Береговая Л.Б., Гурович Л.М., Логинова В.И. «Ребёнок и книга». М., 1992г.
  4. Бородич А.М. «Методика развития речи детей». М., 1981г.
  5. Владимирова Е.В., Триггер Р.Д. «Звуки речи, слова, предложения». Смоленск, 1998г.
  6. Воскресенская А.И. «Грамота в детском саду». М., 1965г.
  7. Генинг М.Г., Герман Н.А. «Воспитание у дошкольников правильной речи». Чебоксары, 1971г.
  8. Гизатуллина Д.Х. «Когда учиться трудно или Русский язык». С.- Петербург, 2000г.
  9. Горецкий В.Г., Попова А.И. «Земский букварь». М., 1995г.
  10. Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго». М., 2003г.
  11. Николаева И.А., Хлопкова И.П. и др. «Нетрадиционные формы работы по развитию связной речи». Новгород, 1997г.
  12. Толковый словарь русского языка. /сост. Михайлова О.В./, С. – Петербург, 2004г.
  13. Туманова Г.А. «Ознакомление дошкольников со звучащим словом». М., 1991г.
  14. Ушакова О.С. «Придумай слово». М., 2001г.
  15. Хрестоматия от 5 до 7 лет. М., 2002г.
  16. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». М., 1983г.
  17. Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать» С.- Петербург, 1998г.

Литература, используемая при составлении программы.

  1. Белова В.В. , Кульпединова М.Е. «Дополнительное образование: требования к содержанию». М. 2001 г.
  2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М., 1993г.
  3. Буре Р.С. Готовим детей к школе. М., 1987г.
  4. Варенцова Н.С., Старжинская Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. Минск, 1992г.
  5. Данилова В.А. , Кончина О.А., Степанова Н.В. «Примерная программа подготовки к школе детей, не посещающих дошкольное учреждение». – М.: 1990 г.
  6. Логинова В.И., Бабаева Т.И. «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду. С.-Пб., 1995г.
  7. Петрова И.А. «Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста». – М.: 1990 г.
  8. Фокина Э.Д. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образовательном учреждении. С.-Пб., 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День БУКВАРЁНКА или путешествие в страну Знаний

Сценарий праздника Букварёнка для детей с ограниченными возможностями....

Рабочая программа по дополнительному образованию "Кружок "Букварёнок" (обучение чтению и письму)

В материале размещена рабочая программа по дополнительному образованию "Кружок "Букварёнок"" для детей 6-7 лет по обучению чтению и письму. Программа включает календарно-тематическое планирование рабо...

Рабочая программа ДОД "Букварёнок"

Рабочая программа ДОД "Букварёнок" для воспитанников старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа "Букварёнок"

Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Чем полнее и разно...

Дополнительная общеобразовательная программа «Букварёнок» (для детей 5 - 7 лет)

Дополнительная общеобразовательная программа«Букварёнок» на 2017-2018 г.(для детей  5 - 7 лет)...

Программа для детей старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте «Букварёнок»

     Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речев...