Звуковая карусель: 1. Гласные буквы и звуки.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Если условно разделить всю работу по общей теме "Звуки речи", то можно выделить в подготовке к ОГ два этапа:

* на первом этапе формируем умение вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, отрабатываем четкую артикуляцию звуков, уточняем их звучание. Без этих умений невозможно научить детей устанавливать последовательность звуков в слове;

* на втором этапе развиваем у детей умение последовательно вычленять и сочетать звуки в слова различной слоговой структуры - именно эти процессы лежат в основе формирования навыков письма и чтения.

Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glasnye_zvuki_i_bukvy.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

                           Мы учим, вы повторяйте. 

  1. Звук «А» – гласный звук, потому что, когда мы его произносим нам во рту ничего не мешает.   Звук мы слышим  и произносим.

                                                                      Обозначаем красным квадратом.

2. Буква А а  - гласная буква, она имеет один звук. Букву мы видим, пишем, читаем, делаем.

                                         В букву А дощечку вбили, чтоб держала ноги шире.

                                    Поиграйте с детьми.

  • Игра «поймай звук»

 Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «А»:  перечисляются любые звуки в хаотичном порядке.  

  • «С какого звука начинается слово?»

Найти из разного количества картинок, те которые начинаются со звука «А». Придумай свои слова, которые начинаются с этого звука.

  • Найди звук «А» в своем имени и в именах близких тебе людей. Объяснить в какой позиции находится звук в слове.

  • «Назови лишнее слово»

    Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука)

          Аня, август, осень, апельсин;

          Дым, сыр, мак, сом.

          Ира, ива, утка,  Инна.

                                  Игры детей с буквами:

  • «Счетные палочки» дети выкладывают из счетных палочек букву. Обратить внимание на разные способы выкладывания одной и той же буквы.

  • «Вычеркивалки» в любом тексте (в книге, газете, в журнале) найти букву А и зачеркнуть её. 

  • «Найди букву» Из множества букв (разрезной азбуки, набора магнитных букв, на кубиках и т.д.) найти, показать и назвать данную букву.

  • Звуковой анализ ряда звуков

     А У  - первый звук А, второй звук У, всего два звука.   (УА, АУ)

                           Мы учим, вы повторяйте. 

1. Звук «У» – гласный звук, потому что когда мы их произносим нам во рту ничего не мешает.   Звук мы слышим  и произносим.

                                                                      Обозначаем красным квадратом.

2. Буква У у  - гласная буква, она имеет один звук. Букву мы видим, пишем, читаем, делаем.

                                        У сучок в любом лесу, ты увидишь букву У.

                                    Поиграйте с детьми.

  • Игра «поймай звук»

 Хлопни в ладоши, когда в услышишь звук «У»:  перечисляются любые звуки в хаотичном порядке.  

  • «С какого звука начинается слово?»

    Найти из разного количества картинок, те, в названии которых слышится    

    звук «У» в разных позициях слова. Придумай свои слова, в названии  

    которых  слышится этот звук.

  • Найди звук «У» в своем имени и в именах близких тебе людей. Объяснить в какой позиции находится звук в слове.

  • «Назови лишнее слово»

    Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука)

        Улитка, карандаш, труба, капуста.

        Дом, усы, петух, стул.

        Кубики, книга, кенгуру, утка.

                                  Игры детей с буквами:

  • «Счетные палочки» дети выкладывают из счетных палочек букву. Обратить внимание на разные способы выкладывания одной и той же буквы.
  • «Вычеркивалки» в любом тексте (в книге, газете, в журнале) найти букву У и зачеркнуть её. 

  • «Найди букву» Из множества букв (разрезной азбуки, набора магнитных букв, на кубиках и т.д.) найти, показать и назвать данную букву.

  • Звуковой анализ ряда звуков

     А И У  - первый звук А, второй звук - И, третий - У всего три звука.

     УА, ИА, АИУ, ИУА, УИА.

  • Плавное пропевание звуков друг за другом на одном выдохе: АИУ, ИУА, УИА.

            Мы учим, вы повторяйте. 

1. Звук «О» – гласный звук, потому что когда мы их произносим нам во рту ничего не мешает.  Звук мы слышим  и  произносим.

                                                                      Обозначаем красным квадратом.

2. Буква О о  - гласная буква, она имеет один звук. Букву мы видим, пишем, читаем, делаем.

                                                    У этой буквы нет конца, до того она кругла

                                                    До того она кругла, покатиться бы могла.

                                    Поиграйте с детьми.

  • Игра «поймай звук»

     Хлопни в ладоши, когда в услышишь звук «О»:  перечисляются любые    

     звуки в хаотичном порядке.  

  • «С какого звука начинается слово?»

    Найти из разного количества картинок, те, в названии которых слышится    

    звук «О» в разных позициях слова. Придумай свои слова, в названии  

    которых  слышится этот звук.

  • Найди звук «О» в своем имени и в именах близких тебе людей. Объяснить в какой позиции находится звук в слове.

  • «Назови лишнее слово»

    Прослушать ряд слов и назвать лишнее.

        Бревно, чайник, ножик, осень.

        Торт, пушка, обруч, письмо.

        Робот, крот, овощи, лиса.

                                  Игры детей с буквами:

  •  «Слепи букву» из пластилина дети лепят букву О. Можно вырезать из бумаги, сделать из цепочки.

  • «Вычеркивалки» в любом тексте (в книге, газете, в журнале) найти букву У и зачеркнуть её. 

  • «Найди букву» Из множества букв (разрезной азбуки, набора магнитных букв, на кубиках и т.д.) найти, показать и назвать данную букву.

            Мы учим, вы повторяйте. 

1. Звук «И» – гласный звук, потому что когда мы их произносим нам во рту ничего не мешает.  Звук мы слышим  и  произносим.

                                                                      Обозначаем красным квадратом.

2. Буква И и  - гласная буква, она имеет один звук. Букву мы видим, пишем, читаем, делаем.                                                                Буква И наискосок примеряла поясок

                                                                 Снизу вверх его тянула

                                                                  К правой ножке вверху пристегнула.

                                    Поиграйте с детьми.

  • Игра «поймай звук»

     Хлопни в ладоши, когда в услышишь звук «И»:  перечисляются любые    

     звуки в хаотичном порядке.  

  • «С какого звука начинается слово?»

Найти из разного количества картинок, те, в названии которых слышится

звук «И» в разных позициях слова. Придумай свои слова, в названии

которых  слышится этот звук.

  • «Назови лишнее слово»

    Прослушать ряд слов и назвать лишнее.

                  Пирожки, ивы, три, шарф.

                  Кубики, кит, батон, носки.

                 Паук, вилки, малина, книга.

                  Спички, иглы, нитки, сосиски.

  • Звуковой анализ ряда звуков

А У  - первый звук А, второй звук У, всего два звука.

          АОУ, ИУА, ОИУ  и т. д, ребенок плавно пропивает  звуки друг за  

          другом

                                  Игры детей с буквами:

  •  «Слепи букву» из пластилина дети лепят букву И. Можно вырезать из бумаги, сделать из цепочки.

  • «Вычеркивалки» в любом тексте (в книге, газете, в журнале) найти букву И, обвести её красным  карандашом. 

  • «Найди букву» Из множества букв (разрезной азбуки, набора магнитных букв, на кубиках и т.д.) найти, показать и назвать данную букву.
  • «Звуко-буквенный ряд» взрослый называет ряд звуков, ребенок выкладывает ряд выученных букв.

             Мы учим, вы повторяйте. 

1. Звук «Ы» – гласный звук, потому что когда мы их произносим нам во рту ничего не мешает.  Звук мы слышим  и  произносим.

                                                                            Обозначаем красным квадратом.

2. Буква Ы ы  - гласная буква, она имеет один звук. Букву мы видим, пишем, читаем, делаем.                                                                Ах, бедняжка буква  Ы

                                                                 Ходит с палочкой, УВЫ!

                                    Поиграйте с детьми.

  • Игра «поймай звук»

     Хлопни в ладоши, когда в услышишь звук «Ы»:  перечисляются любые    

     звуки в хаотичном порядке.  

  • «Найди звук в слове»

Найти из разного количества картинок, те, в названии которых слышится

звук «Ы». Определить нахождение звука «Ы» в слове в середине и в конце, т. к. вначале слова этот звук не стоит.

  • «Измени слово»

 Добавить звук «ы»: стол, слон, кот, конфета, гриб и т. д.

Убрать звук «ы»: зубы, корзины, усы, камыши, шары и т. д.

   

  • Звуковой анализ ряда звуков

    А У  - первый звук А, второй звук У, всего два звука.

   АОУ, ИУА, ОИЫ, ИЫУАО  и т. д. ребенок плавно припевает  звуки друг за  

   другом и выкладывает ряд нужных букв.

                                  Игры детей с буквами:

  •  «Слепи букву» из пластилина дети лепят букву Ы. Можно вырезать из бумаги, сделать из цепочки, из разной крупы.

  • «Вычеркивалки» в любом тексте (в книге, газете, в журнале) найти букву Ы, обвести её красным  карандашом. 

  • «Найди букву» Из множества букв (разрезной азбуки, набора магнитных букв, на кубиках и т.д.) найти, показать и назвать данную букву.

  • «Звуко-буквенный ряд» взрослый называет ряд звуков, ребенок выкладывает ряд выученных букв.

               Мы учим, вы повторяйте. 

1. Звук «Э» – гласный звук, потому что когда мы их произносим нам во рту ничего не мешает.  Звук мы слышим  и  произносим.

                                                                            Обозначаем красным квадратом.

2. Буква Э э  - гласная буква, она имеет один звук. Букву мы видим, пишем, читаем, делаем.                                                             Эхо! Эхо! Вот потеха

                                                               Это эхо, каждый раз передразнивает вас.

                                    Поиграйте с детьми.

  • Игра «поймай звук»

  Хлопни в ладоши, когда в услышишь звук «Э»:  перечисляются любые    

  звуки в хаотичном порядке.  

  • «Найди звук в слове»

Найти из разного количества картинок, те, в названии которых слышится

звук «Э» в разных позициях слова. Придумай свои слова, в названии

которых  слышится этот звук.

  • «Назови лишнее слово»

 Прослушать ряд слов и назвать лишнее.

                  Эстрада, алоэ, обувь, электрик.

                  Поэт, вагон, экскаватор, экипаж.

                  Экскурсовод, кран, каланхоэ, рэкет.

                 Этажерка, Эва, аэропорт, стол.

   

  • Звуковой анализ ряда звуков

   А У  - первый звук А, второй звук У, всего два звука.

   АОУ, ИЭИУ, ОУЭИА, ЭИЫУАО  и т. д. ребенок плавно припевает  звуки  

   друг за  другом и выкладывает ряд нужных букв.

                                  Игры детей с буквами:

  •  «Слепи букву» из пластилина дети лепят букву Э. Можно вырезать из бумаги, сделать из цепочки, из разной крупы.

  • «Вычеркивалки» в любом тексте (в книге, газете, в журнале) найти букву Э, обвести её красным  карандашом. 

  • «Найди букву» Из множества букв (разрезной азбуки, набора магнитных букв, на кубиках и т.д.) найти, показать и назвать данную букву.

  • «Звуко-буквенный ряд» взрослый называет ряд звуков, ребенок выкладывает ряд выученных букв.

             Мы учим, вы повторяйте.

  1. Звуки А, О, У, И, Э, Ы – гласные звуки, потому что когда мы их произносим нам во рту ничего не мешает.  

                                                   Обозначаем красным квадратиком.

  1.                         Поиграйте с детьми.
  • Игра «поймай звук»

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук А  (О, У, И, Э):  перечисляются звуки  

  • Выделить в каждом слове гласный звук.

        Мак, рак, лук, машина, торт, кабан, лиса, жираф.

  • Придумай свои слова со звуками А, О, У, И, Э и определить где находится звук в слове (в начале, середине, в конце слова)

Например: Капуста – звук У находится в середине слова.

  • Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука):

          Аня, август, осень, апельсин;

          Оля, уши, овощи, окна;

          Ира, ива, Инна, утка;

          Осень, усики, улитка, уши.

  • Закончить предложение одним словом; назвать первый звук в каждом из этих слов.

         Солдат стреляет из ……(автомата).    Наступила золотая ….(осень).

         У зайца длинные….(уши).                    В огороде выросли ….(овощи)

         Ученик учит …(уроки).                         Мише купили новую …(игрушку)

  • Произнести начало слова, а ребенок договаривает последний слог: называет последний звук:

Кенгу….(ру),  сапо…(ги), моло…(ко), ру..(ка).

  • Выполнить звуковой анализ из ряда звуков

А У И –  1-гласный,  2-0 гласный, 3- И гласный,  всего три звука.

3. Учим буквы  А, О, Ы, И, У, Э.

Выкладывать буквы из палочек, лепить из пластилина, находить в заголовках газет.

Запись букв на листе в клетку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Гласные буквы и звуки"

Закреплять знания о гласных звуках и буквах; учить соотносить звук и букву. Закреплять умение называть слова с заданным звуком и определять место звука в слове....

Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"

Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...

Конспект занятия: "Гласные буквы и звуки" подготовительная группа

Занятие по развитию речи и начала грамоты. Диференциация гласных звуков и букв....

Презентация проекта "В мире гласных букв и звуков"

Возраст детей 5-7 лет - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. В современной педагогике существует ряд проблем готовности ребенка к школе, ...

Рекомендации для родителей по теме "Гласные буквы и звуки"

Для детей подготовительного к школе возраста...

Рекомендации для родителей по теме "Гласные буквы и звуки"

Для детей подготовительного к школе возраста...

Памятка. Гласные буквы и звуки.

Очень часто встречаю детей, которые путают понятия гласная буква и гласный звук. Я объясняю тему гласных букв и звуков буквально на пальцах. У нас 2 ладошки. На них 10 пальцев. Гласных букв тоже 10. О...