Мастер-класс для воспитателей "Формирование навыков звукового анализа и синтеза"
презентация к уроку по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Маркова Анастасия Валерьевна

Подготовка к обучению грамоте - важное напавление дошкольного обучения, которое включает в себя формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ и синтез? Почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_zvukovogo_analiza_i_sinteza.pptx560.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА (отчет по теме самообразования) Учитель-логопед Маркова А. В. Москва / 2016 г.

Слайд 2

Что такое звуковой анализ и синтез? Звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит. Звуковой анализ лежит в основе процесса письма. При обучении письму и чтению исходным процессом является мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности .

Слайд 3

Звуковой синтез - соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т.е. вместо звука произносится буква (не м, к, б, а ме , ка , бэ ).

Слайд 4

Последовательность формирования навыков звукового анализа и синтеза: 1. Знакомство с термином «гласный звук», узнавание гласных на слух в ряду других звуков. 2. Определение порядка гласных звуков в сочетаниях АУ, АУИ. Опорой являются зрительные символы звуков. 3. Знакомство с согласными звуками, усвоение термина «согласный». Сравнение гласных и согласных звуков, нахождение различий в артикуляции.

Слайд 5

4. Выделение последнего согласного звука в слове (дом ) и анализ и синтез обратного слога ( aп ). Дети учатся выделять первый согласный звук из слова (мак) , слогообразующий гласный в односложных словах (мак), анализировать прямой слог ( са ) , выделять гласный звук из конца слова, определять наличие или отсутствие заданного звука в слове. Дети закрепляют знания о гласных и согласных и знакомятся с твердыми и мягкими, звонкими и глухими согласными. Для составления схем вводится дифференцированное цветовое обозначение звуков: гласные – красный цвет , твердые согласные – синий цвет , мягкие согласные – зеленый цвет . Звонкость согласных обозначается колокольчиком.

Слайд 7

5. Формирование умения последовательно выделять звуки из слова : односложные слова, состоящие из обратных слогов, или двухсложные, состоящие из двух гласных ( ус, ау ); односложные слова с закрытым слогом без стечения согласных ( мак ); двусложные слова, первый слог которых состоит из одного гласного ( осы ); двусложные слова без стечения согласных из открытых слогов ( луна ); двухсложные слова, первый слог которых открытый, а второй закрытый ( замок );

Слайд 8

двусложные слова, первый слог которых закрытый, а второй открытый ( пушка ); двусложные слова из закрытых слогов ( ландыш ); односложные слова со стечением согласных в начале слова ( стол ); односложные слова со стечением согласных в конце слова ( мост ); двусложные слова из открытых слогов со стечением согласных в первом слоге ( крыша ); двусложные слова разной звуковой структуры ( утка, звезда, свисток ); трехсложные слова, произношение которых не расходятся с написанием ( канава ).

Слайд 9

«Волшебные бусы» Цель : развивать умение выделять первый и последний звук в слове. Материал : карточки округлой формы в виде бусинок с картинками, подобранными таким образом, чтобы последний звук предшествующего слова был первым звуком последующего, картинка с изображением Принцессы. Ход игры: логопед говорит детям, что когда Принцесса гуляла по лесу, у неё разорвались бусы и бусинки рассыпались. Предлагает детям помочь принцессе собрать их. Первую бусинку прикрепляет логопед. Дети называют нарисованную картинку, выделяют и определяют последний звук, после чего находят картинку, где этот звук стоит в начале слова, и прикрепляет следующую бусинку, и так до тех пор, пока все бусинки не будут «нанизаны».

Слайд 11

«Собери букет» Цель : учить подбирать звуковые схемы к картинкам и картинки к схемам. Материал : несколько изображений ваз с «узорами» в виде звуковых схем, цветы с картинками посредине. Ход игры: Логопед: По поляне мы гуляли И букет цветов собрали. Посмотрите-ка, цветы Необычные они: У цветов посерединке Нарисованы картинки. А на вазах, посмотрите, Узоры – схемы звуковые! С вами мы цветы возьмем, И по вазам разнесем. Картинку нужно называть И к слову схему подбирать. Дети по очереди выходят и берут цветы, называют картинку и говорят, в какую вазу нужно поставить этот цветок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс для родителей. Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста

У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому  коррекционная работа по перемещению вниман...

Мастер-класс для воспитателей на тему:"Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру"

В статье раскрываются такие понятия как фонематический слух, фонематическое восприятие. Раскрывается роль фонематических процессов в коррекции звукопроизношения и подготовки к обучению грамоте. Даны и...

Мастер-класс для педагогов МДОУ №35 "Ёлочка" "Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с ОВЗ" 11.12.2019

Подготовка к обучению грамоте детей с ОВЗ. Подготовительная к школе группа. составление схемы предложения и звуко-буквенный анализ слова домик....

Мастер-класс "Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста"

Мастер-класс «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста». Подготовила: Недикова Татьяна Алексеевна, воспитатель МАДОУ ДСКВ «Югорка», г.Пока...

Мастер-класс для воспитателей «Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей «Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста»...

Наглядно – дидактическое пособие для формирования и развития навыков звукового анализа и синтеза «Звуковая гусеница»

Цель пособия: Развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического и речевого восприятия, формирование понимания механизма образования звуков, ознакомление с основами грамоты у детей старшего...