Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Звук и буква А»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Позднякова Юлия Викторовна

Программное содержание:

Образовательные: расширение представлений о звуке [а] и букве А. Продолжать учить детей правильному речевому дыханию при пении гласных звуков.

Закрепить знания о пространственных отношениях (левой-правой). Формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Развивающие:  развитие словесного, зрительного и слухового внимания, связной речи. Развивать фонематические представления. Развивать творческое мышление,  

развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику

Воспитательные:  стимулировать речевую активность, обогащать эмоциональную сферу, развивать коммуникативные качества. Воспитывать познавательный интерес, навыки инициативности,  самостоятельности при выполнении заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiyadocx.docx31.43 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Образовательные: расширение представлений о звуке [а] и букве А. Продолжать учить детей правильному речевому дыханию при пении гласных звуков.

Закрепить знания о пространственных отношениях (левой-правой). Формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Развивающие:  развитие словесного, зрительного и слухового внимания, связной речи. Развивать фонематические представления. Развивать творческое мышление,  

развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику

Воспитательные:  стимулировать речевую активность, обогащать эмоциональную сферу, развивать коммуникативные качества. Воспитывать познавательный интерес, навыки инициативности,  самостоятельности при выполнении заданий.

 

Оборудование: мольберт, ноутбук,  магнитофон, конверт с письмом, предметные картинки, названия которых начинаются на букву А и несколько картинок с разными предметами,  индивидуальные зеркала,  большой красный круг, две картонные полоски разной длины, шаблоны с буквой А, картинки:  Аня – плачет, Аист, Лисенок, Ежик и Мудрая Сова, игрушка Мудрая Сова со сказками,  кукла Аня, раскраски с картинками на букву А, цветные карандаши, фломастеры,  разный материал для творчества (пластилин, бисер, поетки, салфетки и др.).

Предварительная работа: словарная работа – звук, буква, слово, гласный звук, просмотр познавательного мультфильма «Уроки тетушки Совы» про букву А, голосовые упражнения, игры,  разгадывание загадок, в ответах которых первый звук [а].

Содержание:

Дети входят в группу и встают в круг.

I. Организационный момент (создание эмоционального фона).

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(взялись за руки и посмотрели друг на друга с улыбкой)

Воспитатель: Ребята, а у нас сегодня гости, вы узнали их? (ответы детей)

Верно! Мы  уже встречались с ними на предыдущих занятиях. У Лисенка и Ежика есть для нас письмо, давайте узнаем, что в нем написано?

 

(воспитатель читает письмо, но не сообщает от кого оно)

«Здравствуйте, ребята! Сегодня вам предстоит выполнить несколько испытаний! Будьте внимательны! После выполнения каждого задания, вы получите фрагмент картинки. И если вы справитесь, то узнаете, от кого получили это письмо и получите награду! Вас ждет сюрприз! До встречи!»

- Ребята, вы готовы к испытаниям? (ответы детей)

Лисенок и Ежик будут помогать нам.

II. Основная часть.

- Ребята, а вы слышите, кто-то плачет? (дети узнают, что это плачет кукла Аня)

- Как Аня плачет? А-А-А

- Какой звук она произносит, когда плачет? ( звук  [а])  

-Давайте вместе произнесем  звук [а]  (воспитатель предлагает взять зеркало и, глядя, в зеркало произнести звук

- Ребята, что происходит, когда мы произносим звук [а]? Верно, посмотрите, как широко открывается рот при  произнесении звука, а губы рисуют кружок и нет никакой преграды для воздуха.

- А каким знаком мы обозначаем звук [а]? (воспитатель показывает большой красный круг) Таким символом мы обозначаем гласный звук.

- Ребята, давайте поможем Ане выполнить задание.

Игра «Длинный-короткий»

 

- У меня есть две полоски: одна длинная, другая – короткая. Если я покажу вам длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [а], а если покажу короткую – пропеть коротко.

- Молодцы, вы отлично справились! За это Аня дает нам первый фрагмент нашего пазла.  

- А Ежик и Лисенок предлагают нам взглянуть на следующее задание. Посмотрите, на столе лежат картинки, но они все перемешались. Вам нужно отобрать картинки, в названии которых, в начале слышится звук [а]  и поместить их в домик, где живет этот звук.

(дети отбирают нужные картинки и помещают их на мольберт)

- Ребята, отгадайте загадку!

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

   За лягушками к болоту.  (Аист)

(дети отгадывают загадку и определяют, какой звук слышат в начале этого слова.

Воспитатель показывает картинку с изображением аиста)

Физминутка.

Аист, Аист длинноногий

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:        Топни  правою ногой,

Топни левою ногой

        Шагни правою ногой,

        Шагни левою ногой.

        Так придете вы домой.

Ребята, отдохнули? Идем дальше? Что же это, посмотрите?

(по дороге  на полу дети находят карточку с изображением буквы А)

-Ребята,  а мы  с вами помним, что звук [а]  на письме обозначается буквой А, верно? Давайте, вспомним какое у нас правило  отличия звука от буквы?

Правило: звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы пишем, видим, читаем.

- А давайте попробуем сделать букву А пальчиками (указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные – сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок»)

Вот два столбика наискосок,

А между ними поясок.

-Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе. А теперь придумайте, как еще можно показать букву А? Молодцы!

(находим в «кармашке» у буквы А второй фрагмент пазла)

- Молодцы! И с этим заданием вы справились, получаем еще один фрагмент картинки и отправляемся дальше.

(дети подходят к столу, на котором лежат шаблоны с буквой А и разный материал для творчества)

- Ребята, как вы думаете, что нам нужно сделать? Какое задание ждет нас здесь? (варианты ответов детей)

- Совершенно верно, чтобы нам получить последний фрагмент картинки, нам нужно украсить букву А, а как и чем  вы будете украшать придумайте сами. На столе есть много разного материала и украшений, приступаем к работе!

(дети самостоятельно в паре  украшают букву А, слушая сказки Мудрой Совы, закончив работу, получают последний фрагмент картинки)

- Ребята, какие вы все молодцы! Теперь, когда все задания выполнены, мы можем сложить все фрагменты в одну картинку и увидеть, кто же нам написал письмо и приготовил нелегкие испытания.

(дети, сложив картинку, узнают Мудрую Сову и получают от нее посылку с подарками)

III.  Итог занятия. Оценка деятельности детей.

-Ребята, вам понравилось наше занятие? С каким звуком мы познакомились поближе? Что понравилось больше всего? Какие задания вызвали у вас затруднения? Молодцы! Вы сегодня слушали внимательно, очень старались!

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Юные физкультурники"

Используется интеграция образовательных областей "Художественно-эстетическое развитие " , "Здоровье" , "Познавательно-речевое развитие"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказке».

Конспект непосредственной образовательной деятельности  воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по развитию элементарных математических представлений....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста. Тема «Яблоня в цвету»

В белом кружевном нарядеЯблонька прекрасней всех,И в её лукавом взглядеСлышится весенний смех...

Конспект – сценарий совместной непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в сказку»

Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста направленный на развитие мелкой моторики, ориенттировки на листе бумаги. Будет полезен для воспитателей ДОУ и родителей воспита...

Конспект открытого занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста "Звук и буква Ц".

Тема: «Звук и буква Ц». Цель: познакомить с согласным твердым звуком [Ц], его условным обозначением, буквой Ц, с её печатным написанием.Задачи:1.     способствоват...

Конспект логопедической НОД по звукопроизношению для детей старшего дошкольного возраста Звук и буква О

Данная НОД спланирована в соответствии с перспективным планом. Содержание логопедической НОД соответствует адаптивной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями...