ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СЛОВОМ
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Рязанова Светлана Петровна

Программное содержание:

  1. Закрепить у детей знания детей о слове.
  2. Раскрыть перед детьми звуковые особенности слова, учить понимать, что бывают слова, одинаковые по значению, разные по звучанию.
  3. Развивать фонематическое восприятие детей, внимание к собственной речи и речи окружающих.
  4. Воспитывать интерес и положительное отношение к школе.

 

Подготовка к занятию:

  1. Изучить звуковые игры и упражнения по книге Тумановой и Максакова "Учите, играя".
  2. Подготовить игрушки: большой и маленький плюшевый мишка, иллюстрации мышонка.
  3. Выучить текст стихотворения Лифшица "Ключ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_podgotovke_detey_k_obucheniyu_gramote_1.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте N 1

Тема: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СЛОВОМ»

Программное содержание:

  1. Закрепить у детей знания детей о слове.
  2. Раскрыть перед детьми звуковые особенности слова, учить понимать, что бывают слова, одинаковые по значению, разные по звучанию.
  3. Развивать фонематическое восприятие детей, внимание к собственной речи и речи окружающих.
  4. Воспитывать интерес и положительное отношение к школе.

Подготовка к занятию:

  1. Изучить звуковые игры и упражнения по книге Тумановой и Максакова "Учите, играя".
  2. Подготовить игрушки: большой и маленький плюшевый мишка, иллюстрации мышонка.
  3. Выучить текст стихотворения Лифшица "Ключ".

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети повторяют знакомый материал о слове и предложении.

  • Дети, сегодня мы будем учиться как в школе ученики. Мы уже составляли с вами из слов различные предложения.

Показ картинки. Это мишка. Составьте со словом мишка предложение:

Мишка плюшевый сидит.

Сколько в этом предложении слов? /три/ Назовите первое слово: МИШКА

—Какой это мишка? Маленький. Какими словами можно сказать про маленького мишку?

Мишенька - звучит ласково

Мишутка - это слово звучит так, что мы представляем смешного, маленького, забавного мишку.

Медвежонок - опять мы представляем маленького мишку.

Три различных по звучанию слова: мишенька, мишутка, медвежонок и представляем маленького, забавного мишку. Вот он.

Сейчас я вам покажу другого мишку /показывает большого медведя/. Какими словами можно сказать об этом мишке?

Это большой мишка - медведь.

Подберите к слову медведь разные слова, чтобы о нем сказать, каков он. Плюшевый, большой, неуклюжий, лохматый.

ОБОБЩЕНИЕ: Словом можно определить предмет, сказать каков он. Например, мишутка - маленький медведь - большой.

  • А этот зверек как называется? /показывает мышонка/

/м ы ш к а/

  • Послушайте стихотворение про мышку:

Зверек, зверек, куда бежишь,

Как звать тебя, малышка?

Бегу в камыш, камыш, камыш,

Я - мышка, мышка, мышка.

  • Какой звук часта повторяется в словах мишка и мышка? /ш/
  • На каком месте стоят эти звуки?
  • Измените слово мышка так, чтобы нам представился маленький зверек.
  • Теперь вслушайтесь в слова мишка и мышка. Чем они похожи и чем различаются?
  • Вот какие интересные слова нам встретились. Давайте все вместе их произнесем.

-Ребята, представьте, что мишка пошел в шкапу, в первый класс Какими словами мы можем его назвать?

/ученик, первоклассник, учащийся, школьник/

-Какими словами можно назвать его учительницу?

-Значит, бывают слова, которые звучат по-разному, но обозначают один и тот же предмет. Придумайте такие слова.

/доктор, врач, медик/

-И наоборот, бывают и такие слова, как в этом стихотворении:

/Чтение стихотворения "Ключ"/

-Совсем одинаково звучит КЛЮЧ. А мы называем этими словами разные предметы. Придумайте такие слова.

-Какие же задания получил мишка в школе?

1. Учительница ему сказала: "Я произнесу слово, а ты подбери похожее по звучанию".

ШИНА - МАШИНА

КОРЗИНА - РЕЗИНА ИГРУШКА - ПЕТРУШКА ЛАПКИ - ЦАРАПКИ

Мишка будет читать стихотворение, а вы договаривать недостающее слово.

  1. вариант:        Я захотел устроить бал

И я гостей к себе ... /позвал/

Я взял муку и взял творог,

Испек рассыпчатый ... /пирог/

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости ... /не идут/

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек ... /откусил/

Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту ... /съел/

Когда же гости подошли,

То даже крошки ... /не нашли/

  1. вариант: Помогают развивать у детей слуховое внимание загадки,

загадки—добавления.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для /нас/.

Ш вариант: Магазин игрушек. Воспитатель устраивает магазин игрушек и предлагает купить только те игрушки, в названии которых слышится звук М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление со словом детей

Ознакомление со словом детей...

Презентация "Игры по словесно – зрительному ознакомлению со словом, буквой и звуковым анализом слов!"

Дидактический материал: картинки, звуковые схемы, слоговые домики, буквы, условные обозначения звуков, картотека игр....

Ознакомление со словом

При формировании представлений о слове можно выделить два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы....

Игры по ознакомлению со словом для средней группы

Игра «Назови вкусные слова».Цель: расширять представление о словах.Ход игры: дети набирают корзинку «вкусных вещей», складывая в неё фишки, которые даёт воспитатель за каждое п...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты»  (схемы для звукового анализа слов)...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

С помощью этого пособия Ваши дети научатся последовательно интонационно выделять звуки в слове, называть и характеризовать гласные и согласные звуки, обозначать их цветными фишками в виде схемы звуков...