Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 5 - 6 лет с нарушениями речи
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 5 - 6 лет с нарушениями речи

Тема: "День рождения буквы Б"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rozhdeniya_bukvy_b.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте

в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с нарушениями речи

Тема: «День рождения буквы Б»

Подготовил:

Учитель-логопед

МБДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад № 103»

Беспалова О.А.


Тема: «День рождения буквы Б».

Цели:

Коррекционно-образовательные :

- Ознакомить с артикуляцией и характеристикой звуков [б] и [бь];

- Развивать фонематический синтез на основе составления слова из частей;

- Повторить понятия «звук» и «буква». Выяснить отличие звука от буквы;

- Тренировать в написании буквы Б;

- Развивать конструктивную деятельность;

- Развивать навык выделения буквы Б в четверостишии;

- Учить навыкам звуко-буквенного анализа слов;

- Упражнять в чтении слов, предложения;

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать умение выслушивать до конца вопросы педагога и ответы других детей;

- Формировать навыки самоконтроля;

Оборудование: индивидуальные зеркала, звуковые линейки, Н.В. Нищева «Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста №2» , две переносные магнитные доски, конверт с письмом, картинка с изображением деда Буквоеда, картинки на звуки б, бь, массажный шарик Су-Джок на каждого ребенка, снежинки со слогами для игры «Слоги рассыпались», картинки-подарки на звуки б,бь на каждого ребенка, ёлочные шары в коробке (синий и зеленый).

Ход непосредственной образовательной деятельности:

  1. Организационный момент:

Приветствие гостей.

(Дети  выходят и становятся полукругом)

Логопед:

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро»!

«Доброе утро» , солнцу и птицам!

«Доброе утро» улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Ведь «доброе утро» длится до вечера.

(Дети приветствуют гостей и садятся на свои места за столы)

1. Логопед: Ребята, к нам сегодня утром в детский сад пришло письмо: «Дорогие, ребята! Приглашаю вас на свой День рождения» Буква…..

- Ой, а что же за буква. Подписи нет. Это проделки Деда Буквоеда.

(Вывешивается картинка с изображением Деда Буквоеда)

Л: Мне, ребята, помогите!

Вы пропажу скорей найдите!

Буквоед зашел вчера,

Чтоб позавтракать с утра.

Буквы съесть он захотел

И одну зачем то съел!

И теперь мы не знаем, какая же буква нас пригласила на свой День рождения!

2. Помогут нам в этом картинки.

(вывешиваются картинки со зв.[б  и  бь] )

Банан, банка

-С какого звука начинаются названия этих картинок?

(Ответы детей)

Работа с зеркалами

-Когда мы произносим звук в, что делают зубы, губы, язык?

(язык лежит внизу, верхние зубы, как бы поглаживают нижнюю губку).

Когда мы произносим звук в , воздух выходит толчками, потому что мешает преграда – верхние зубки и нижняя губа. Раз есть преграда, воздух выходит толчками, значит звук Б – согласный. Голос в горле дрожит при произнесении звука б. Значит он какой? – звонкий.

Когда мы произносим звук в наши зубы и губы сходятся сильно, твердо, звук получается твердый.

Таким образом звук б – согласный, твердый, звонкий.

Аналогичная работа с картинками, где звук бь – мягкий

Картинки: бегемот, белка.

Звук бь – согласный, мягкий, звонкий.

(логопед вывешивает в процессе характеристики звука квадратики синий и зеленый)

Логопед: Чем похожи эти звуки?

Чем они отличаются друг от друга?

(Ответы детей: они оба согласные, оба звонкие; одни тведрый, другой – мягкий)

3. Логопед: Ребята, ответьте мне на вопрос: Чем отличается звук от буквы?

Дети: Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.

Логопед: Ребята, какие вы молодцы! Буква услышала как вы хорошо отвечаете, еще она знает про проделки Деда Буквоеда и поэтому  решила сама к нам прийти и отпраздновать вместе с нами свой День рождения!

(Демонстрация буквы – вывешивается красивая буква на маленькую  магнитную доску, а другая – на большую доску)

- Какая красивая и замечательная именинница к нам пришла.

- Ребята, так какой же буквы не хватало в письме?

- Буквы Б.

(Из каких элементов состоит буква Б)

Пальчиковая  гимнастика ( массаж пальцев с помощь массажного шарика      « Су-Джок») Это предлагается сделать и гостям.

4. Логопед: Открываем тетради на странице…

(вывешивается число, на которой надо открыть тетрадь)

Дети раскрашивают буквы синим и зеленым карандашами.

Находят букву в тексте и считают.

5. Печатание  буквы.

6.  Игра «Слоги рассыпались» (Дед  Буквоед никак не успокоится, подул и все снежинки разлетелись и слоги перепутались, ну ничего я просто уверенна, что и с этим заданием вы тоже справитесь. Давайте соберем слоги и прочитаем получившиеся слова)

7. Звуко-буквенный анализ слова: бант

(дети работают в своих тетрадях, а один ребенок у доски)

Физминутка 

Буквоед любит заниматься физкультурой. Нам нужно от него не отставать, чтобы стать ловкими и быстрыми.

Любит Буквоед зарядку,

Упражненья по порядку:

Руки в стороны и вверх,

Руки в стороны и вниз.

Наклонились, распрямились,

Наклонились, распрямились.

Одну ногу вверх подняли

И немного помахали.

Машем мы ногой другой,

А теперь и головой!

Буквоеду погрозим:

«Мы тебя ведь победим!»

8. Работа с предложением.

Вывешиваю на доску предложение

- Ребята, что это? Как вы думаете?

- Предложение!

 - Почему? (Пишется с большой буквы и в конце ставится точка)

- Когда еще пишется большая буква? (имена, фамилии, клички животных пишутся с большой буквы)

Чтение предложения: У Тани бант.

Логопед: Ребята, вы молодцы! Справились со всеми заданиями, совсем нас не напугал Дед Буквоед.

Но мы ведь с вами на Дне рождения Буквы Б, а на День рождения принято дарить подарки

(Дети выходят и крепят на доску картинки со звуками б и бь – подарки букве, при этом говорят Я дарю букве Б ….., для того, чтобы….)

- Ребята Букве Б понравились ваши подарки и она вам приготовила подарки.  Ведь скоро Новый год. У нас с вами наряжена очень красивая елка. В этой коробочке два шарика для нашей елочки.

- Посмотрите они необычные, один - синяя, а другой - зеленый. Почему?

(Потому что буква Б обозначает на письме два звука б  и бь)

Буква Б приготовила вам сладкие угощения.

Подведение итогов занятия.

-Что понравилось?

- Что было трудно? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 5 - 6 лет с нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 5 - 6 лет с нарушениями речиТема: "День рождения буквы Б"...

Конспект организованной образовательной деятельности по математике в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Игрушки» (по Н.В.Нищевой).

Цель: способствование развитию математических навыков, представлений детей об игрушках, мыслительной и речевой деятельности....

Конспект непосредственной – образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию группы компенсирующей направленности для детей с НОДА (нарушение опорно двигательного аппарата) «Моя семья»

1. Образовательные: ввести понятие «семья», формирование правильного представления о семьи: роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата, сына, дочери; формирование представление о т...