путешествие по стране АБВГДЕйке
план-конспект занятия по обучению грамоте по теме

Дегтярева Елена Александровна

Занятие по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_strane_abvgdeyka.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В стране АБВГДейке.

Программное содержание: закрепить полученные детьми знания.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение   различать гласные и согласные ;
  • Упражнять в делении слов на слоги;
  • Упражнять в определении места звука в словах, в определении
  • количества слогов в слове;
  • Закрепить умение читать слова;
  • Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа, навыки слогового чтения.

Развивающие:

  • Развивать связную речь;
  • Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность;
  • Развивать грамматический строй речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к образовательной деятельности;
  • Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Развивающая среда: презентация, компьютер, проектор,   карточки с заданием , надписи остановок, карандаши, воздушные шарики, «круги Лулия».

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели группы.

Ход мероприятия.

Организационный этап:

Вос-ль: Все люди умеют читать. Они читают книги, газеты, журналы. Если умеешь читать, можно выбрать любую книгу и прочитать ее самому, или младшим детям.  Чтобы уметь читать ,что нам нужно?  Как вы думаете?

 Дети:  Знать алфавит, слышать звуки, уметь складывать слоги, составлять слова, предложения и т.д.

Мотивационно- ориентировочный этап:

Вос-ль: но мы уже с вами научились читать, чтобы вы еще хотели узнать. 

Дети:  хотим узнать, как появились буквы, как писали раньше.

Вос-ль:  Что нужно сделать, для того, чтобы узнать историю появления букв?

Дети:  Чтобы узнать, как появились буквы, как люди писали раньше, надо вместе с взрослыми пойти в библиотеку, или поискать информацию через интернет .

Вос-ль: Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в далекое прошлое…

Много-много миллионов лет назад  на Земле жили первобытные люди. Говорить они не умели, зато очень громко рычали. (слайд № 1)

Сначала первобытные люди обитали порознь. Но жизнь в те далёкие времена таила много опасностей и испытаний. Поэтому им пришлось объединяться в большие группы — племена. Вместе было легче охотиться, добывать огонь и обороняться от нападения хищных животных.

Древним людям поначалу приходилось нелегко общаться. И тогда они стали придумывать сочетания звуков, которыми обозначали названия окружающих предметов, свои действия и чувства. Так появились первые слова, а потом и предложения — устная речь. С помощью устной речи можно общаться только с теми людьми, которые слышат тебя. А если ты захочешь побеседовать с тем, кто находится далеко?  Можно написать записку или письмо.  Много-много лет назад люди изобретали разные способы передачи письменных сообщений. Один из самых простых способов ты видишь на рисунке. (слайд № 2) Это пиктограммы — маленькие картинки, которые, как иллюстрации в книге, помогают понять, что произошло. Но с помощью пиктограмм обо всём не расскажешь. Поэтому люди придумали особые знаки — буквы, которые обозначают звуки речи. Все буквы языка образуют алфавит. Из букв можно составить слова, а из слов — целые предложения.

Откуда же проявился русский алфавит?   

История появления русского алфавита уходит корнями в далекое прошлое, когда древние  люди   придумали согласные буквы и достаточно долго использовали их для составления документов. Потом древние греки, которые значительно усовершенствовали письмо, добавив в него гласные буквы  и придумали новый алфавит. (Слайд № 3)

Прошло время и братья  Кирилл и Мефодий  создали старославянскую азбуку, в которой было 43 буквы, Позже  10  прежних убрали за ненадобностью и в алфавите осталось 33 буквы. (Слайд № 4)

Ребята , а вы все знаете наш алфавит? (ответы детей)

Значит вы уже умеете читать? А как вы научились читать? Что вы для этого делали?

Сегодня на адрес нашего детского сада пришло необычное электронное письмо.  

Его прислал Буратино.  «Мальвина попала  в беду. Ее украл Карабас – Барабас и посадил в темный сундук» за то, что она хотела научить всех кукол  в театре читать и писать.  Мальвина ввернется к своим друзьям лишь тогда, когда Буратино выполнит все задания Карабаса– Барабаса. А Буратино так и не научился ничему и просит у вас помощи. Поможем ему? Все  задания  Карабас– Барабас  спрятал  в сказочной стране АБВГДейке и заколдовал вход в нее.  Чтобы попасть в эту страну мы закроем глаза и представим , что мы перемещаемся из детского сада в сказочную страну, где живут наши герои. И так( звучит музыка) вот мы у ворот  этой страны. (слайд №5)

Практический этап:

Чтобы попасть туда ,  мы должны ответить на вопросы Карабаса– Барабаса.:

1Какие бывают звуки?

2)Чем гласные звуки отличаются от согласных?

3)Какими бывают согласные звуки?

4)Какие звуки всегда бывают только твёрдыми (ж, ш, ц)

5) Какие звуки всегда бывают только мягкими? (й, ч,щ)

6)Чем отличаются буквы от звуков?

7) Сколько всего гласных букв?

8)Какие буквы не имеют звука?

Вот мы можем  в сказочной  стране! (слайд №6)

Давайте прогуляемся по улицам этой чудесной страны! 

-Ой, смотрите, мы попали на улицу, которая называется… (дети читают) («Угадай-ка»). Жители  этой страны  предлагают нам отгадать загадки. (карточки с картинками - отгадками, нужно на схеме определить первый и последний звук, мягкий или твердый ) Дети отгадывают загадки о зиме.( проект  «Зимушка – зима»)

-Молодцы! Продолжаем наше путешествие. 

Мы с вами оказались на следующей улице. Прочитайте и скажите её название. («Сочиняй-ка») Это очень интересная улица, здесь любят гулять буквы и образовывать слоги. Они приглашают нас с ними поиграть и вспомнить овощи и фрукты. Давайте посмотрим, какие слоги гуляют сейчас по улице и придумаем слова, начинающиеся на эти слоги.(карточки со слогами) ( проект  «Что нам осень принесла»)

-Здорово! Отправляемся дальше.

-Смотрите, ребята, мы попали на улицу «Заблудившихся букв». Мне кажется, здесь произошла беда: буквы в словах заблудились и не могут найти свое место. Давайте поможем им?

Дети выполняют задание.( Карточки с карманчиками , где вставлены некоторые буквы неправильно). ( проект  « Покормите птиц зимой»)

Жители этой улицы благодарят вас за помощь и предлагают немного с ними потанцевать. (слайд №4) Звучит веселая музыка   - дети танцуют.

-Молодцы! Мы идем на следующую улицу.

-Смотрите, ребята, куда мы попали?  На  «Поляну игр».  Здесь жители АБВГДейки  любят играть со  своими любимыми игрушками.  После  игры в    прятки,  все игрушки и их названия перепутались. А разобраться в этой путанице на помогут волшебные круги.(  используется пособие «Круги Лулия» состоящего из трех кругов разного диаметра. Каждый круг разделен на 8 секторов. В каждом секторе круга маленького диаметра написаны первые буквы названия игрушки, в секторах среднего круга находятся изображения игрушек и на большом  круге написаны буквы, обозначающие последний звук в названии игрушки.

Детям дается задание: выбрать один из секторов на среднем круге, подвести к нему «держатель» и назвать картинку в секторе. Определить первый звук и совместить выбранный сектор с буквой на малом круге, обозначающей этот звук. Последнюю букву слова нужно искать на большом круге.  ( проект  «Мой любимый детский сад»)

Дети выполняют задание.

-Здорово! Мы поиграли и отыскали все буквы! Движемся дальше!

Посмотрите, где же мы с вами находимся сейчас?

Что за улица расположилась вдоль реки «Сказочная» 

Здесь живут слова-названия сказочных героев. Всех их вы хорошо знаете. Карабас – Барабас у сказочных героев перепутали   дома. Герой, название которого состоит из одного слога живёт в домике с одним окошком и т. д. Дети, давайте поможем героям вернуться в свои дома.

Дети выполняют задание.(Домики с окошками(1-2-3), сказочные герои.) ( проект  «Мои любимые сказки»)

 -Мы попали в переулок. Какое он носит название? («Узнавай-ка») Мне кажется, здесь побывал злой дед-Буквоед -друг Карабаса – Барабаса (слайд № 7), который любит питаться буквами. Хорошо, что мы с вами вовремя пришли, и он не успел съесть все буквы.  

Смотрите, что от них осталось. Нам нужно помочь буквам : узнать и дописать их.

Дети садятся за столы и выполняют задание, свои выполненные работы выставляют на мольберт.( Слайд №6)

-Ребята, мы побывали на всех улицах сказочной страны, справились со всеми заданиями злого Карабаса – Барабаса. Где  же сундук , в котором спрятана Мальвина. Рефлексивно – оценочный этап:

Дети находят сундук  и  куклу.

- ребята, Буратино благодарит вас за то , что спасли его подружку и дарит  вам воздушные шары с вашими именами! (дети читают свои имена и забирают шарики) 

А нам пора возвращаться в родной детский сад.

Закрываем глаза и перемещаемся из сказочной страны обратно в детский сад. (звучит музыка)

-Открывайте глазки. Вот мы и в родном детском саду.

Понравилось вам путешествие в сказочную страну? Вы все узнали, о чем интересовались? Что понравилось больше всего? Дети делятся впечатлениями и делают самооценку .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружка по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейки" подготовительная к школе группа

Конспект занятия кружка по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейки" подготовительная к школе группа...

конспект занятия по грамоте в подготовительной группе:"Путешествие в страну АБВГДейка"

Задачи, поставленные в конспекте, помогут закрепить у детей умение проводить звуковой анализ слов (деление слов на слоги, различать гласные-согласные звуки, твердые-мягкие звуки).Развивает связную реч...

Конспект аттестационного занятия в старшей логопедической группе "Путешествие в страну АБВГДейка".

Аттестационное интегрированнон фронтальное логопедическое занятие в старшей групее с использованием ИКТ, интерактивного стола....

"Путешествие в страну АБВГДейка"

Закрепление у дошнкольников знаний элемементов грамоты, понятий звук, буква, слово....

Конспект НОД "Путешествие в страну АБВГДЕЙКА"

Методическая разработка содержит отчетное занятие  по обучению детей грамоте...

Итоговое занятие кружка в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну "АБВГДейка"

Конспект итогового открытого занятия для родителей и педагогов ДОУ по обучению грамоте...

«Путешествие в страну АБВГДейка»»

Интегрированное  занятие в  старшей  группе...