Путешествие в Буквоград
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия  по обучению грамоте для детей подготовительной группы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_gramota.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

   Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 56 комбинированного вида

Колпинского района г. Санкт–Петербурга

Сценарий  открытого занятия

«Путешествие в Буквоград»

Разработали:

Учитель-логопед Александрова Е.В.

Воспитатель: Марушева Е.А.

Воспитатель: Соколова А.Г.

г. Санкт–Петербург

2017г.

Цель: систематизировать знания детей  и родителей о понятиях: звук, слог, слово, предложение;

Образовательные: 

Уточнять и расширять знания детей о  понятиях: звук, слог, слово, предложение;

Учить дифференцировать гласные и согласные звуки, твёрдые – мягкие, звонкие – глухие.

Расширять словарный запас по  теме;

Совершенствовать грамматический строй речи;

Закреплять у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

Развивающие: 

Развивать связную  речь;

Развивать зрительное, слуховое внимание, логическое мышление, фонематические представления;

Развивать общую моторику;

Развивать навыки речевого общения.

Воспитательные:  

Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Предварительная работа:

Вспомнить понятия: звук, слог, слово, предложение;

Чтение произведений Н. Носова про Незнайку.

Оборудование: 

 Д/и: «Гласные - согласные», «Твёрдые -  мягкие», «Звонкие – глухие», «Придумай слово с заданным звуком»,  «Расшифруй слово».

Картинки – символы ( Глаша - Соглаша, красный – синий; подушка- камень; колокольчик – перечёркнутый колокольчик; звуки – буквы; карандаш красный – карандаши синий и зелёный), глобус, шкатулка.

Карточки для составления схемы предложения.

Костюмы царицы Грамматики, Незнайки. Доска. Письмо. Домик гласных. Карточки для составления схемы предложения.

Речевой материал: гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие, звук, речевые, неречевые, слово, слог, предложение, «Буквоград»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель сообщает детям, что нашла письмо от Незнайки. Читает его детям.

Воспитатель: Незнайка пишет, что попал в город «Буквоград» где царствует царица Грамота. Царица Грамота пригласила Незнайку поиграть в речевые игры, но Незнайка отказался играть с царицей, потому что он не знает что такое «речь» и «речевые игры». На что царица очень рассердилась и приказала заточить Незнайку в высокой башне, но пообещала выпустить его, если мы с вами поможем ему. Надо выполнить задания, которые нам приготовила царица Грамота. Ну что, вы согласны помочь нашему другу Незнайке? (Ответы детей). 

Воспитатель: А сможете? Вы ребята знаете, что такое речь?  (Ответы детей) (Речь – это слова, предложения.)

Воспитатель:  А из чего она состоит? (Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов и букв. Слоги состоят из букв и звуков). 

Воспитатель:  Нам с Вами придётся очень постараться, чтобы вызволить Незнайку из  плена, поэтому слушайте внимательно. Всё что я расскажу,  нам поможет выполнить задания царицы Грамоты.

Нас окружает мир звуков.  Закройте глазки. Скажите, что я делала. 

 - Как  Вы догадались? (Ответы детей)  

 - Правильно вы услышали. Звуки бывают речевые и неречевые. Звуки  они невидимки.  Поэтому звуки мы ушками слышим и произносим. (выставляется картинка символ)

 - А это что? (показываются карточки с буквами) (Буквы)

Правильно, для каждого звука люди придумали свою букву.

Буквы мы видим, читаем и можем написать. (Выставляется картинка символ)

 - Что вы знаете про звуки?  Как Вы думаете все  звуки одинаковые?  (Нет)

 - В городе «Буквограде» есть звуки,  которые живут вместе под одной крышей. Вот их домик. Давайте с ними познакомимся поближе. В первом ряду поселились старшие сестрички, во втором младшие. Когда мы их произносим воздух проходит легко, не встречает преграды.  Они очень любят петь и дружат с красным цветом. (Выставляется картинка символ) У них есть подружка. Это  попугайчик Глаша, поэтому они называются  гласные – прекрасные, голосистые как артисты.

 - Давайте и мы споём песенку сестричек первого ряда. Песенка получилась важная. А теперь песенку сестричек 2 ряда. Какая она получилась? (Ласковая)

 - А у Глаши тоже есть сестричка Соглаша. Но она дружит с другими звуками. Её друзья не умеют  петь, когда мы произносим такие звуки, воздух во рту встречает преграду. Что преграждает воздуху путь? (Язычок и зубки)

 - Произнесём вместе. (Произносим несколько согласных звуков) Да петь, долго тянуть их  нельзя. (выставляется картинка символ)

 - Как вы думаете,  какие любимые цвета у Соглаши. (Синий и зелёный) (выставляется картинка символ)

 - Верно. Соглашины друзья – называются  согласные звуки. И живут каждый в своём домике.  Посмотрите. (Открывается доска) Согласным было скучно,  и они подружились с гласными. Встали сначала со старшими сестричками и получилась песенка. (Поём вместе) Песенка получалась важная, звуки звучали сердито, твёрдо. (Цвет синий), а потом подружились с младшими,  споём. Песенка ласковая, звуки звучат мягко. (Цвет зелёный) Младшие  сестрички  смягчают звук,  стоящий перед ними.

 - Но это ещё не всё. Посмотрите на домики. На одних есть колокольчики, на других нет. Знаете почему? (Ответы детей)

 - Теперь вы готовы отправиться в путешествие. Кто же нам поможет?

 

Воспитатель:  А поможет нам в этом волшебный глобус. Протяните ручки. А я скажу волшебные слова: Волшебный глобус я кручу, в «Буквоград» попасть  хочу.

Выходит царица Грамота.

Царица Грамота: Кто пожаловал ко мне в город «Буквоград»  и зачем?

Воспитатель:  Здравствуй, царица Грамота. У тебя наш друг Незнайка. Мы с ребятами хотим ему помочь.

Царица Грамота: Я освобожу Незнайку, если Вы поиграете со мной в речевые игры и научите его.

Воспитатель: Ребята, поиграем? Поможем Незнайке. (Ответы детей)

Царица Грамота: Давайте играть.

Царица Грамота играет с детьми и Незнайкой.

Незнайка помогает Царице Грамота и играет с ребятами.

   1.  Игра называется «Гласные - согласные».

- Я буду называть звуки. Если это гласный звук, вам надо поднять красную карточку, если согласный,   то синюю. (Выполнение задания).

Физминутка «Попугай»

Жил на свете попугай.

Крылья шире расправляй.

(руки в стороны, влево, вправо)

Он любил летать всех выше,

Выше пальм, жирафов выше.

(потянуться на носках, руки вверх)

В гости к деткам прилетал,

Вместе с ними отдыхал,

(делать приседания)

Прыгал, кланялся, шалил,

(наклоны головы или туловища вперед)

С малышами говорил.

Воспитатель:  Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.

  1. Игра «Звонкие – глухие».

 Если это звонкий согласный  звук, вам надо поднять  карточку с колокольчиком, если  глухой,   то  ту, где колокольчик перечёркнут. (Выполнение задания)

3.Игра «Твёрдые  -  мягкие»

Если это твёрдый согласный  звук, вам надо поднять  карточку с камнем, если  мягкий,   то  ту, где нарисована подушка. (Выполнение задания)

4.Игра «Придумай слово с заданным звуком».

(Дети достают карточку из стопки  и по очереди называют слово, называют первый звук  и придумывают новое слово с этим  звуком в начале слова)

     5. Расшифруй слово (карточки) – на оборотеНужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадраты. 

    Сколько слогов в  слове? (Ответы детей) Составьте  предложение со своим  словом. Что получилось? Сколько слов в предложении?  (Ответы детей)  

Составляем схему предложения, которое понравилось Царице Грамоте.

Царица Грамота: Молодцы, ребята! Со всеми  заданиями вы справились и Незнайку научили.

Незнайка: Спасибо Вам ребята, я столько узнал нового и интересного. Пойду и расскажу своим друзьям из цветочного города и поиграю с ними. (Прощается и уходит)

Царица Грамота:

Я вас поздравляю и хочу подарить эту шкатулку. Там  от  меня Вам  подарок. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5».

(Берёт глобус)

Ну а теперь Вам пора возвращаться в  детский сад.

Протяните ручки, закройте глазки.  А я скажу волшебные слова: Волшебный глобус я кручу, в детский сад  попасть  хочу.

 Воспитатель:   Ребята, прежде чем мы откроем шкатулку, вспомните, что мы сегодня делали, чтобы помочь  Незнайке.  (Ответы детей). Что понравилось больше всего?  (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник правильной речи "Путешествие в Буквоград"

Музыкально -театрализованный праздник для дошкольников поможет в увлекательной форме закрепить имеющие у детей знания по разделу "Обучение грамоте"....

Путешествие в Буквоград! - презентация

Презентация "Путешествие в Буквоград!" является приложением к  музыкально-театрализованнлому празднику правильной речи "Путешествие в Буквоград!"...

Интегрированное занятие психолога и логопеда "Путешествие в Буквоград"

Конспект "Интегрированного занятия психолога и логопеда "Путешествие в Буквоград"....

мастер-класс по теме "Путешествие в Буквоград"

Цель мастер-класса: познакомить педагогов и предложить освоить с последующим применением технологию "Обучение детей грамоте в игровой форме".Известно, что одной из важных составляющих обучения грамоте...

занятие по грамоте "Путешествие в Буквоград"

Ребята, мы с вами бывали в разных волшебных городах, в которых происходило немало увлекательных приключений. Вот и сегодня мы познакомимся с жителями ещё одного прекраного города Буквограда. Итак, мы ...

Логопедическое занятие "Путешествие в Буквоград" для детей 5-6 лет.

В конспекте занятия задания по обучению детей грамоте, дидактические игры....

Игра-путешествие в «Буквоград» ( подготовительная группа)

интегрированное игровое занятие для детей подготовителтной группы...