Конспект занятия по звуковой культуре речи и обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Баранова Ольга Борисовна

Занятие для подготовительной группы. Знакомство со звуком ч и буквой Ч

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi_i_obuchenie_gramote.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Звуковая культура речи и обучение грамоте в подготовительной группе

Тема: Глухой согласный звук [ч], буква Ч

Цели: Познакомить детей с глухим согласным звуком [ч] и буквой Ч. Развивать умения находить звук в трех позициях, внимание к звуковой и смысловой стороне слов, мышление, память. Воспитывать усидчивость, интерес.

Ход занятия

1 . Повторение букв и звуков (на доске). Выделение гласных и согласных

2 . Знакомство со звуком (ч)

- Сегодня я расскажу вам об одном насекомом – кузнечике (картинка или игрушка). Он только что появился на свет, сидел на широком листе и с интересом все разглядывал. Посмотрел вверх и увидел большой гриб на тонкой ножке. Прыгнул кузнечик на шляпку гриба и оказался высоко над землей. Это был его первый прыжок. Потом кузнечик спрыгнул вниз. Здорово! Стал он прыгать: то вверх – на шляпку гриба, то вниз. Кузнечик так развеселился, что даже не заметил, как стал напевать песенку:

Чо-чо-чо моим лапкам горячо

Чу-чу-чу вот над грибом я лечу

- Какой звук слышится больше других? (ч)

3 . Артикуляция звука.

- Произнесите этот звук. Как мы его произносим? (губы округлены и выдвинуты вперед, между верхними и нижними зубами кончик языка ударяется в передний край неба) Поднесите ладонь ко рту. Что чувствуете? (идет сильная воздушная струя) Воздух встречает преграду? (да) Значит, какой он: гласный или согласный? (согл) А какой: глухой или звонкий? (глух)

4 . Закрепление нового материала.

  1. Захотел наш кузнечик осмотреть окрестности. Прыг да скок, скок да прыг. Прыгнул он к соседнему дереву и увидел: сидела черепаха с часами, на веревке висели чулки. Скажите, где находится звук в этих словах: в начале, в середине или в конце?

На доске схема:

  1. Захотел наш кузнечик осмотреться дальше. Прыг да скок, скок да прыг и прискакал на поляну, где куклы пили чай (поставить игровой кукольный столик, за которым сидят куклы и у них расставлена посуда: чашки, блюдца, ложки, булочки) И все у них было, как у людей, но только маленькое

Воспитатель:

Не чашка, а чашечка (говорят дети)

Не блюдце, а блюдечко

Не ложки, а ложечки

Не булки, а булочки

Не стулья, а стульчики

- Кузнечик познакомился с куклами. Их звали Таня и Лена. Кузнечик называл кукол ласково. Как? (Танечка и Леночка)

- Где находится звук (ч) в этих словах?

На доске схема:

Физкультминутка

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка

На четыре – руки шире

Пять, шесть – тихо сесть

Семь, восемь – лень отбросим.

  1. А наш кузнечик продолжал изучать окрестности. Прыг да скок, скок да прыг. Вдруг видит, стоит пенек, а на пеньке – картинки. Он начал их рассматривать и называть. Назовите и вы (на доску вывешиваются картинки: мяч, калач, ключ)

Где находится звук (ч) в этих словах?

На доске схема:

5 . Знакомство с буквой Ч

- На письме, ребята, звук (ч) обозначается буквой Ч(на доску)

- На что похожа буква Ч?

- Да вы правильно решили:

Ч мы пишем, как четыре

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя

- А почему буква в зеленом кружке?(потому что (ч) мягкий)

6 . Задание кузнечика: упражнение «Буква потерялась»

( У детей полоски, на которых написаны разные буквы, среди них есть буква Ч. Детям следует ее найти и обвести в кружок или подчеркнуть)

- Кузнечик поскакал дальше изучать лес.

7 . Итог занятия

- Было ли вам интересно на занятии?

- Что запомнилось? Что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НООД по звуковой культуре речи и обучению грамоте «В гости к Мишутке. Буква М. Звук [М]»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация»Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно – исследова...

Конспект занятия по звуковой культуре речи и обучению грамоте

Занятие в подготовительной группе.Знакомство со звуком ц и буквой Ц....

Открытое занятие по звуковой культуре речи и обучению грамоте «В стране звуков» (звук Ж) в подготовительной группе.

На занятии по звуковой культуре речи и обучению грамоте  дети закрепляют произношение звука "ж", знакомятся с буквой "ж"., учатся  делать звуковой анализ слова "жук...

Интерактивные игры по воспитанию звуковой культуры речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста (5-7лет)

Возрастная категория:Материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений (возраст: средних, старших и подготовительных групп), педагогам дополнительного образования, учителям начальной школ...

«Учебно игровые пособия по звуковой культуре речи и обучения грамоте для детей с ОВЗ в подготовительной группе компенсирующей направленности»

   Работа по  звуковой культуре речи и обучения грамоте для детей с ОВЗ в подготовительной группе компенсирующей направленности довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с...

Выступление на педсовете Тема: «От звуковой культуры речи до обучения грамоте»

Одним из важных направлений работы воспитателя ДО является подготовка дошкольников к обучению грамоте. Актуальность этой работы определяется требованиями преемственности и перспективности в...

Конспект занятия по звуковой культуры речи и подготовке обучению грамоте в средней группе Звуки речи. Звук [ц].

Конспект занятия по звуковой культуры речи и подготовке обучению грамоте в средней группеЗвуки речи. Звук [ц].     Задачи.    Образовательные: Актуализация представл...