"Опыт работы по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы"
статья по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Отчет по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_gramota.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Государственное бюджетное  детское образовательное учреждение

           детский сад №26 комбинированного вида  Кировского района

                                      г. Санкт – Петербурга   2017 год.

 

Отчет по самообразованию по теме:

«Подготовка к обучению чтению детей подготовительной группы»

Воспитателя Дель Натальи Васильевны.

Цель: формирование звуковой аналитико-синтетической  активности как предпосылки обучения грамоте.

                        Задачи образовательной деятельности:

1. Учить детей различать звуки: гласные и согласные; выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные)

2 Замечать     слова с заданным звуком, подбирать слова с заданным звуком.

3.Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным)

4. Активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.

5. Уделять внимание  подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.

 6.Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и    

словосочетания с естественными интонациями.

                                            Актуальность.

Одной и задач, на решение которых направлен ФГОС дошкольного образования, является «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, не зависимо от  нации, социального статуса, психофизических и других особенностей». В связи с этим возникает  потребность в применении разных технологий для подготовки детей к обучению грамоте.

В настоящее время проблема подготовки к овладению грамотой является особо актуальной. В последнее время число детей с отклонениями , в том числе и речевом  растет. Небольшие отклонения родителей не беспокоят, пока дело не доходит до школьного обучения. Где дети на первых порах уже испытывают затруднения и пишут с ошибками, и в результате – плохие оценки, утомляемость и невроз.

Вторая причина этой проблемы - требования школ. Одно из них – овладение ребенком звукобуквенными, звукослоговым и лексико – синтаксическим анализом до поступления в школу.

Начиная свою работу по данной теме, я  ознакомилась  с ФГОС, целью и задачами  образовательной деятельности,  и исходя из них составила  план на год,  в котором запланировала  изучение методической литературы с НОД для детей подготовительной группы.   Для НОД выбрала   автора Бондаренко Т. С. «Комплексные занятия для детей подготовительной группы». Продолжила подбор картотек по пальчиковым, дидактическим играм, артикуляционным гимнастикам. Для отработки дикции подобрать новые чистоговорки и скороговорки. Установив связь с логопедом – Валентиной Анатольевной, мы подобрали материал, который был  необходим и дополнял работу по данной теме. Мне необходимо было обновить наглядный материал  - звуковые домики, буквы, слоговые таблицы, схемы  слов с обозначением места звука в слове, схемы  предложений. Так же нужно было  изготовить новый  раздаточный материал – кассы букв, картинки. Изучив методический материал, я провела подбор дидактических и развивающих игр. Для развития графических навыков  я также подобрала  много материала - рабочие листы  с разной степенью  сложности, различные шаблоны, обводки и штриховки.

Для детей приобрели тетради, которые мы использовали  в работе. Большое внимание я уделила подбору материала для подбора  консультаций для родителей по темам : « С чего нужно начинать обучение чтению», «  Развитие мелкой моторики у детей», « Страна букв», « Игры с буквами для дошколят» Так же очень хотелось в своей работе использовать  разные технологии, которые  можно я использовать в НОД. Я заинтересовалась  мнемотехникой, как средством для успешного развития у детей памяти , внимания и мышления, что также необходимо для формирования фонематического анализа. Так же  для своей работы  необходимо было привлечь социального партнера – библиотеку, общение с которой было установлено еще в начале года.

          Свою работу  по данной теме я построила по такому принципу:

  • От простого  - к сложному.
  • Доступность  содержания программы.
  • Систематичность и последовательность материала.
  • Наглядность.
  • Игровая форма .
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
  • Взаимосвязь с родителями и социальными партнерами.
  • Взаимосвязь с логопедом.

   Как итог моей работы по данной теме – ребенок   к концу года овладевает такими умениями:

 

  • Различает на слух и в произношении все звуки родного языка. Внятно и отчетливо произносит слова и словосочетания с естественными интонациями.
  • Называет слова с определенным звуком, находит слова с этим звуком в предложении, определяет место звука в слове.
  • Образовывает (по образцу) однокоренные слова.
  • Ведет диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; доброжелателен и корректен с  собеседниками, имеет сформированную  культуру речевого общения.
  • Имеет представления о предложении. Согласовывает слова в предложении
  • Составляет слова из слогов .
  • Выделяет последовательность звуков в простых словах.
  • Знает буквы алфавита как знаки обозначения  звуков.
  • Умеет писать печатные буквы, как письменные обозначения звуков.
  • Различает звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.

    Режим реализации

Общее количество  организованной образовательной деятельности (занятий) в год

Количество  организованной образовательной деятельности (занятий) в неделю

Длительность  непрерывной

образовательной деятельности (занятий)

Форма организации образовательного процесса

31

1

до 30 минут

групповая

План работы с родителями

     Цель: повышение уровня знаний родителей по речевому развитию детей.

Содержание работы с семьей

Месяц

Формы работы

Цель

Сентябрь

Оформление центра книги в группе.

Анкетирование: «Книжный уголок для ребенка»

Привлечение родителей к совместному творчеству, развитие желания участвовать в жизни группы и детского сада.

Изучить потребности родителей в оказании помощи при подборе и оформлении книжного уголка для детей.

Октябрь

Консультация « С чего начинать обучение чтению»

Развитие у родителей умений по улучшению развития речи дошкольников и подготовке к обучению грамоте.

Ноябрь

Памятка « Образцы графических заданий».

Подбор материала для  развития у детей графических навыков.

Декабрь

Игротека «Развитие мелкой моторики у детей»

Ознакомление родителей с приемами развития мелкой моторики

Январь

Папка-передвижка «Игры с буквами для дошколят»

Оптимизация процесса подготовки к обучению грамоте посредством активного привлечения родителей к игровому закреплению освоенных дошкольниками навыков.

Февраль

Папка-передвижка «Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников.

Расширение знаний о значении пальчиковых игр в развитии дошкольников.

Март

Изготовление  атрибутов к НОД

Помощь в обогащении материалом для НОД

Апрель

Памятка « Страна букв»

Получение информации по развитию познавательно-речевой сферы  деятельности дошкольника в условиях детского сада и дома.

Май

Экскурсия в библиотеку

Стимулирование детей вместе с родителями на регулярное посещение библиотеки.

Проведя мониторинг в конце года, используя наблюдения, спонтанные и образовательные ситуации я увидела, что  все дети группы справились с заданиями, а это означает, что я свою цель выполнила.

Список используемой литературы

Методические пособия

  1. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Бондаренко Т.С.  Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Изд-во: Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.
  2. Уроки логопеда О.И. Крупенчук .Стихи для развития речи.
  3. Говорим правильно В. С. Володина. Альбом по развитию речи.
  4.  Играем со словами О. С. Ушакова.
  5. Развитие речи О. С. Ушакова.
  6. Конспекты занятий по обучению грамоте Л. Е. Журова, Н. Е.Дурова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный календарно - тематический план работы по подготовке к обучению грамоте с детьми 5-7 лет

Перспективное планирование образовательной деятельности  по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной группах детского сада....

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л»

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л» Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский сад №15 «Лад...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л»

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л» Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский сад №15 «Лад...

«Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой Хх». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми подготовительной группы

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми подготовительной группына тему: «Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой ...