конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

данные конспекты разработаны для воспитателей  с целью закрепления материала по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ТНР в ходе взаимоработы учителя логопеда и воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote-_vospitateli.docx109.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Подготовка руки к письму. Знакомство с тетрадью»

 Цели:

  • упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, различать понятия «право - лево», «верх - низ»;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • закрепить знания детей о тетради, печатании по клеткам, рациональном размещении печатного материала на странице.

Оборудование: индивидуальные тетради в клетку, ручки, счётные палочки,

речевой материал - пальчиковые игры

Ход занятия:

1. Оргмомент: воспитатель обращается к каждому ребёнку с просьбой определить,

что (или кто) находится справа от ребёнка (слева, сверху, снизу...)

2. Игры на ориентировку в пространстве:

1. «Покажите правую руку. Закройте правой рукой правый глаз, левое ухо, правое

      плечо, левый глаз...»

2. «Покажите левой рукой правый глаз, левое ухо, правое колено, левый глаз...»

3. «Левой рукой закройте правый глаз, а правой - погладьте себя по голове»

4. Выложить фигуры из счётных палочек по образцу:

3. Пальчиковая гимнастика (по выбору воспитателя)

4. Знакомство с тетрадью:

1) Обложка и листы - «страницы» (беседа о бережном отношении)

2) Ориентировка на странице: - «Покажите правый верхний угол (левый нижний...)

3) Правило для запоминания: «Пишем всегда слева направо, сверху - вниз!»

4) Беседа об экономном расположении предметов на странице.

5. Печатание в тетради:

- печатание фигур по клеткам, букв (по выбору воспитателя с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка)

6. Итоги

Тема: «Предложение»

Цели:

  • закрепить знания детей о предложении и его составе;
  • упражнять в составлении предложений с заданным количеством слов;
  • закрепить умение составлять схемы предложений на бумаге и на столе, с помощью раздаточного материала

Оборудование: раздаточный материал, графические схемы предложений с

различным количеством слов, сюжетные картинки, плакат с текстом, мяч

Ход занятия:

1. Повторение и закрепление:

Воспитатель: - «Ребята занимаются. Скоро дети пойдут в школу. За окном -осень».

Что я сейчас произносила? (предложения)

-  Наша речь состоит из предложений. А что такое предложение?

Дети: - «Это новость о ком - то или о чём - то».

 Воспитатель: - «Из чего состоит предложение?

Дети: - «Из слов» Воспитатель: - «Что такое слово?»

 Дети: - «Слово - это название чего - то»

Воспитатель: - «Придумайте предложение, состоящее из двух слов (из трёх, четырёх...)

Дети составляют предложения, выкладывают их схемы с помощью брусочков из раздаточного материала (предварительно воспитатель напоминает о назначении брусков и палочек).

2. Работа с графической схемой:

Воспитатель: - А как же записать в тетрадях те предложения, что вы сейчас говорили? Посмотрите (показ графических схем с разным количеством слов), можно вместо брусочков ставить в тетрадях чёрточки. Сколько слов в предложении, столько и чёрточек.

                                          .                               .

Начало предложения выделяется штришком, т.к. начинается с большой буквы.

- А кто знает, зачем нужна точка в конце предложения?

Вот послушайте, что я вам прочту. (Читать по строчкам, не выделяя интонацией концов предложения):

Летом дети были на даче.

Мальчики играли в футбол.

Девочки  собирали цветы.

В реке купались, загорали.

Книги читали все вместе.

Хорошо отдохнули ребята!

- Вы поняли о чём я читала? Почему? Как мы отделяем предложения друг от друга в устной речи? (читает ещё раз, понижая интонацию и делая паузы в конце предложений).

Мы делаем в конце предложения остановку, паузу и понижаем голос. А на письме - в конце предложения ставим точку!

- Посмотрите на предложения в тексте (выставляет плакат) и определите: где начало, а где конец.

3. Физминутка (с мячом).

Дети становятся в круг, воспитатель бросает каждому мяч и называет предложение, а ребёнок должен определить, сколько в нём слов (предлоги не считать):

Рома пил молоко.

Юре купили машину.

 Мама кормила малыша.

Ира спит.

Папа поймал рыбу.

Саша гуляет.

Оля читает книгу.

Сестра получила открытку.

Собака лежала на коврике.

Юля съела свой завтрак.

 Маша купила вкусные бублики.

Жук ползёт.

Лиса охотится .

Катя и Серёжа пьют молоко.

 Кошка кормит котят.

4. Слуховой диктант (запись схем предложений на слух):

Методика проведения:

1) Прочитать текст.

2) Определить количество предложений в тексте.

3) Предложить детям повторить каждое предложение перед написанием.

4) Дать ориентацию в тетради: сколько клеточек отступить сверху, слева:

 Определить длину чёрточек (3 клетки), расстояние между чёрточками (1 клетка)

Текст:

Я мою руки.       _ _ _ .

Брат читает.   _ _ .

Мама готовит ужин.       |_ _ _ .

Далее каждый ребёнок придумывает собственное предложение по сюжетной картинке и рисует его схему у себя в тетради.

5. Итоги

Тема: « Слово. Вопросы к словам»

Цели:

 - закрепить представление детей о слове, его звуковом составе, о различии слов (слово - предмет, слово - действие, слово - признак)

- упражнять в умении подбирать вопросы к словам

- закрепить умение подбирать слова – антонимы

 Оборудование: сюжетные картины, мяч, раздаточный материал

Ход занятия:

1. Оргмомент: - назовите любое слово

- что такое «слово» («название чего - то»)

- из чего состоит слово («из звуков»)

2. Работа со словом:

1) Воспитатель: - В природе существуют живые и неживые предметы.

Кого мы относим к живым предметам? (животные, люди, птицы..)

Назовите неживые предметы (мебель, посуда, транспорт...)

Ко всему живому ставится вопрос КТО ЭТО?

 К неживым - ЧТО ЭТО?

Игра «Кто внимательный?»:

Воспитатель: - Я буду называть слова. Если я назову живой предмет - хлопок в

ладоши, если неживой - не хлопайте.

Качели, водитель, стол, собака, врач, сапоги, продавец, яблоко, ножницы, артист, музыкант, инструмент, книга, воспитатель, ёлка, подарок, повар, ученик, лампочка, ворона и др.

2) Воспитатель: - А есть слова, которые отвечают на вопрос «КАКОЙ?» 

Игра «Узнай слово»:

Воспитатель: - Я буду называть несколько слов о предмете, которые отвечают на вопрос «Какой?» (какая, какое), а вы догадайтесь, о чём я говорю.

Круглый, большой, резиновый, лёгкий... (мяч)

Тёмная, большая, низкая, дождевая... (туча)

Холодная, чистая, прозрачная, быстрая... (вода, река)

Белый, пушистый, холодный, скрипучий...(снег)

 Голубое, чистое, безоблачное, прозрачное... (небо)

 Добрая, хорошая, родная, ласковая, дорогая...(мама)

Воспитатель: - Теперь давайте наоборот: я называю предмет, а вы подбираете к нему слова, которые отвечают на вопрос «Какой?»

Яблоко какое? (вкусное, сладкое, спелое, сочное, красное...)

 Варежки какие? (Тёплые, шерстяные, синие, любимые...)

Платье какое? (новое, нарядное, дорогое, модное...)

 Цветы какие? (Яркие, полевые, пёстрые, красные, большие...)

Какая бывает погода? (солнечная, тёплая, безветренная, морозная...)

3. Физминутка: игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, называет слово-признак, а ребёнок - его противоположное значение.

Большой — маленький

Толстый — тонкий

Чёрный - белый

Горячий - холодный

Пустой - полный

Лёгкий — тяжелый

Чистый — грязный

Больной - здоровый

Ленивый - трудолюбивый

Храбрый — трусливый

Послушный - балованный

Богатый - бедный

Сильный — слабый

Весёлый - грустный

Широкий - узкий

Высокий — низкий

Твёрдый — мягкий

Кислый - сладкий

Добрый – злой

 Детский – взрослый

4. Подбор вопросов к словам:

Воспитатель: Ещё есть слова, которые отвечают на вопрос: «ЧТО ДЕЛАТЬ?»

Игра «Узнай слово»:

Догадайтесь по действиям, какое слово задумано:

Восходит, светит, греет...(солнце)

 Шумит, сигналит, пылит, несётся...(автомобиль)

Стирает, готовит, убирает, покупает, любит, шьёт, печёт...(мама)

Слушаются, помогают, убирают, играют, занимаются...(дети)

Мычит, жуёт, пасётся...(корова)

- Теперь сами назовите слова - действия.

Что делает кошка, когда видит мышку? (подкрадывается, прыгает, ловит...)

Что делает кошка, когда играет с бантиком?(бегает, подпрыгивает, хватает, тащит, радуется...)

- рассмотрите картину и назовите только слова - действия(выставляет сюжетную кар тину);

- Составьте вопросы со словом «КТО?» (Кто копает огород?» «Кто сажает ягоды?»..

- Со словом «ЧТО?» («Что держит девочка?» «Что растёт на грядке»)

- Со словом «Какой?» (« Какая девочка?» «Какой дом?»)

5. Итоги

Тема: «Практическое усвоение деления слов на части (слоги)»

 Цели:

  • закрепить умение делить слова на слоги, подбирать слова с заданным количеством слогов;
  • развивать зрительное внимание;
  • упражнять детей в составлении слоговых схем;

Оборудование: карточки - символы слов, отвечающих на разные вопросы,

плакаты: «Озорной котёнок», «Загадочный крут», «Друзья» (пособие по обучению грамоте), раздаточный материал, игра «Кочки»

Ход занятия:

1. Оргмомент:

Воспитатель:

- На прошлом занятии мы узнали, что слова могут отвечать на разные вопросы (показ символов):

- Кто это? Что это?

- Какой?

- Что делает?             _________________

                                   _________________

Давайте подберём слова к вопросам. Дети называют слова по предложенному воспитателем символу.

2. Повторение и закрепление пройденного:

Воспитатель: - Что такое слово? («название чего - то»)

                        - Из чего состоит слово? (из звуков)

                        - Что вы знаете о слове, что можно с ним сделать?

                          (разделить на части, составить предложение)

3. Усвоение деления слов на части:

Воспитатель: - Сегодня мы вспомним, как разделить слова на части (слоги).

                          Посмотрите на картину. Кого вы здесь видите?

                          (плакат «Озорной котёнок» разные вопросы (показ)

                        - Сколько частей в слове «КОТ»? (одна)

                        - Давайте удлиним слово так, чтобы в нём оказалось две части (три):

КОТ - КОТИК - КОТЁНОК

- Найдите на картине слова с одной частью (ГЛАЗ, НОС, ХВОСТ...)

- С двумя частями (У- СЫ, ЛА- ПЫ, КОГ- ТИ, У- ШИ, КЛУ- БОК, КОВ- РИК...)

- Рассмотрите картину «Загадочный круг», какие картинки вы определите в «домик» с одним окошком (двумя, тремя...)

4. Физминутка: игра «Кочки»:

На полу разложены «кочки» (одна, две и три в ряд). Необходимо «перейти через болото по кочкам, правильно подобрав слова с одной, двумя и тремя частями.

5. Работа со схемой:

Дети рассматривают картину «Друзья». Составляют предложения по картине и выкладывают у себя на столах их схемы с помощью раздаточного материала.

____________

__   __  __  __

Одно слово, предложенное воспитателем (из этого предложения) разбирают на части ( в схеме появляются розовые кубики)

_______

6. Итоги

Тема: «Предлог ИЗ - ПОД »

Цели:

  • учить детей выделять в предложении и правильно употреблять предлог ИЗ - ПОД, уточнить его пространственное значение;
  •  упражнять в составлении схем предложений с предлогами;

Оборудование: схемы предлогов, предметные картинки, мяч

Ход занятия:

1. Оргмомент :

Дети придумывают предложения со словами - малютками (предлогами).

2. Знакомство с предлогом:

а) Воспитатель говорит, что сейчас надо будет найти игрушки, спрятанные в группе. Помогут детям схема (показывает знакомую детям схему предлога ПОД ) и загадка:

Четыре братца под одной крышей стоят.

Вызывается один из детей, отгадавших загадку и догадавшихся, где искать игрушку (под столом).

б) Детям предлагается найти «лишний» предмет среди названных воспитателем

пылесос, тумбочка, холодильник, телевизор.

Отгадавшие загадку отыскивают игрушку, используя схему предлога под. 

Когда подобным образом найдены 3—4 игрушки (загадки про шкаф, стул...) и уточнено место их расположения, воспитатель приступает к объяснению пространственного значения предлога из-под:

когда предмет находится ПОД чем-нибудь и движется оттуда, появляется маленькое словечко- ИЗ-ПОД.

Воспитатель говорит, откуда взяты игрушки, акцентировано произнося предлог из-под. На доску выставляется схема предлога и еще раз уточняется его значение.

в) Игра «Исправь Почемучку?»

Воспитатель достает письмо от Почемучки и просит исправить его ошибки :

Достает Ванюша лейки ИЗ старенькой скамейки, (из-под)

 А Катюша, как могла, вылезла ОТ стола, (из- под)

Верно, зайчик неспроста выскочил НАД куста, (из- под)

г) На доску выставляются по очереди пары картинок, по которым детям следует придумать предложения с предлогом из- под:

щенок — диван, мяч — тумбочка, божья коровка — листок, бабочка — гриб и т.п. 

4. Физминутка:

а) Воспитатель бросает детям по очереди мяч и предлагает им заменить в предложении предлог под предлогом из-под:

Собака забралась под крыльцо (Собака вылезла из-под крыльца);

Заяц спрятался под куст;

Муравей заполз под рубашку;

Птичка залетела под крышу и т.п.

б) Воспитатель читает стихотворение:

Тишка маму напугал:

Очень часто вылезал

Из-под кресла на полу.

Из-под вешалки в углу.

Из-под маленькой кроватки...

С кем же от играет в прятки?

Затем спрашивает:- Откуда вылезал и мог вылезти еще шалун Тишка?

5. Закрепление:

Каждый ребёнок придумывает своё предложение с предлогом  ИЗ - ПОД.

6. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Тема: « Предлоги. Обобщение и закрепление»

Цели:

  • уточнить и закрепить конкретно - пространственное значение всех изученных детьми предлогов
  • развивать слуховое внимание, память, мышление

Оборудование: схемы предлогов, речевой и раздаточный материал, мяч, ручки

Ход занятия:

1. Оргмомент:

- Выполнить различные действия по указанию воспитателя :

Положите ручки на стол, где лежат ручки? (На столе.)

Возьмите ручки. Откуда взяли ручки? (Со стола.)

Поставьте ручки в стакан. Где они сейчас? (В стакане.)

 Возьмите их. Откуда взяли ручки? (Из стакана.)

Спрячьте ручки под стол. Где они? (Под столом.)

 Выньте ручки. Откуда их вынули? (Из-под стола.)

2. Закрепление:

1. Построиться по указанию воспитателя:

Алёша за Ксюшей. Слава за Дашей. Стае перед Андрюшей. Артём между Данилом и Ваней...

Ответить на вопросы:

Впереди кого ты стоишь? Позади кого ты стоишь? Рядом с кем...? За кем ты стоишь? Перед кем...? Между кем...?

2. Работа с предлогами и их схемами:

Воспитатель показывает детям схемы предлогов, уточняет их пространственное значение. Дети придумывают предложения с предлогами (по выбору), выкладывают схемы (с помощью раздаточного материала).

3. Исправить ошибки:

- Дел в печи, дрова на печи.

- На столе сапожки, под столом лепёшки.

- Овечки в речки, караси у речки.

- Под столом портрет, над столом табурет.

4. Физминутка (с мячом):

- Вставить предлоги, подходящие по смыслу:

Лодка плывёт ...озеру. Птенец выпал ... гнезда. Самолёт летит...морем. Картину повесили ... диваном. Щенок спрятался ...крыльцом. Тапочки стоят ...кроватью. Дети идут ...школу. Лошадь шла ...дороге.

Девочка поставила чашку ...стол. Платье висит ...шкафу.

Котёнок вылез ...корзины. Бабушка положила виноград ... вазу.

Ласточки вернулись ...Юга. Машина стоит ... подъезда.

Олень пил воду ...ручья.

5. Развитие слухового внимания:

Воспитатель 2 раза читает отрывок из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе», выделяя все предлоги голосом. Дети внимательно слушают и называют предлоги, которые встречаются в стихотворении:

Скачет сито по полям,

а корыто по лугам.

За лопатою метла

вдоль по улице пошла.

Топоры - то, топоры,

так и сыплются с горы.

Вот и чайник за кофейником бежит,

тараторит, тараторит, дребезжит...

Из окошка вывалился стол

и пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл...

А на нём, а на нём,

Как на лошади верхом,

Самоварище сидит

И товарищам кричит:

«Уходите, бегите, спасайтеся!»

6. Итоги

Тема: «Практическое усвоение ударения»

Цели: 

  • уточнить и закрепить знания детей об ударении;
  • закрепить умение делить слова на слоги, подбирать слова с заданным количеством слогов;
  • развивать зрительное внимание;
  • упражнять детей в составлении слоговых схем;

Оборудование: плакат: «Лу'та и Лута'» (пособие по обучению грамоте), мяч,

предметные картинки.

Ход занятия:

1. Оргмомент:

Воспитатель: - Назовите любое слово, состоящее из трёх частей

2. Работа с ударением:

1. Воспитатель: - Рассмотрите эту картину. Про что можно сказать словом из одной части? (Уж.) Из двух частей? (Лу'та, Лута', река, рыба.)

А из трех частей? (Зайчата, удочка, тропинка.)

2. Вслушайтесь в звучание кличек зайчат: Луута — Лутаа. Что можно сказать? Правильно, они звучат и похоже и не совсем. А почему? В кличке Луута голос сильнее и заметнее звучит в первой части слова, а в кличке Лутаа — во второй. Ясно слышится ударение в этих кличках: Луута и Лутаа. И одежду им зайчиха подобрала особую. В названии цвета одежды Лу'ты ударение слышится вначале: краас-ная рубашка, сииние штанишки. Произнесите эти слова шепотом и вслушайтесь, как звучит ударение в них: Луута, краасная, сииние. А Лута' одет по-другому, на нем надеты: голубаая рубашка, голубыые штанишки. Где слышится ударение в этих словах? Вслушайтесь: голубаая,

голубыые. Верно, ударение в этих словах слышится в конце, как и в кличке

второго зайчонка — Лутаа.

3. «Однажды Лута и Лута справляли день рождения. Одному из зайцев подарили

часы, а другому — зонтик. Подарки распределили так: если в названии подарка  ударение звучит в первой части, то этот подарок получает Лута, а если ударение звучит во второй части названия, то он для Луты. Помогите, дети, узнать, кому же достались часы, а кому — зонтик?»

3. Физминутка (с мячом):

Воспитатель бросает мяч каждому ребёнку и называет любое слово. Ребёнок делит его на части (слоги) и определяет, куда падает ударение.

4. Закрепление:

Каждый ребёнок выбирает себе по три предметных картинки и определяет ударение в словах.

5. Итоги.

Тема: «Профилактика дисграфии на уровне гласных звуков»

 Цели:

  •  уточнить и закрепить знания детей о гласных звуках, понятия «твёрдый» - «мягкий»;
  •  упражнять детей в чтении слогов с мягкими и твёрдыми гласными;
  • развивать зрительное внимание, память, пространственное восприятие и

тактильные ощущения

Оборудование: магнитная доска с буквами, карточки с буквами и слогами,

доска, мел, игра «Чудесный мешочек», тетради в клетку, ручки

 Ход занятия:

1. Оргмомент:

Воспитатель: - Назовите букву гласного звука и покажи её на доске (па магнитной доске согласные и гласные - вперемешку)

2. Работа с буквами:

1. Воспитатель: - Разложите карточки с буквами твёрдых гласных - в одну

сторону, а мягких - в другую (сам воспитатель раскладывает буквы на магнитной доске, отвёрнутой от детей, затем дети сверяют свои группы букв с доской)

2. Игра «Узнай и дорисуй букву»:

На доске у воспитателя нарисованы элементы букв гласных звуков. Дети пытаются угадать буквы и дорисовывают недостающие элементы:

        

3. Игра «Чудесный мешочек»:

Дети на ощупь угадывают букву (из магнитного алфавита)

4. Физминутка:

Игра «Найди себе пару»:

Дети свободно перемещаются по группе, в руках у них карточки с гласными. По сигналу воспитателя дети становятся в пары по твёрдости - мягкости гласных:

А-Я    О-Ё    У-Ю     Ы-И    Э-Е

5. Чтение слогов по карточкам.

6. Печатание букв гласных звуков в тетради.

7. Итоги

Тема: «Повторение и закрепление пройденного »

Цели:

  • закрепить имеющиеся у детей знания о звуке, слове, предложении, дифференцировать эти понятия;
  • упражнять детей в чтении слогов, составлении слов и предложений;
  • закрепить умение ориентироваться в схеме слов и предложений;

Оборудование: схемы слов, предметные картинки, плакаты: «Игрушки» «Репка»,

«И» - из пособия «Таблицы но обучению грамоте», мяч

Ход занятия:

1. Оргмомент :

Воспитатель: - Назовите звук, который издаёт комар (333)

- Пчела...(ЖЖЖ)

- Змея... (ШШШ) -лопнувший шар...(ССС)

- Что такое «звук»? (то, что мы слышим и произносим)

- Какие бывают звуки? (гласные - согласные)

(твёрдые - мягкие)

- Фишками какого цвета обозначают гласные? (красного) - ...твёрдые согласные (синего)

мягкие? (зелёного)

Игра «Наоборот» (с мячом): 

Воспитатель предлагает ребёнку назвать пару по твёрдости - мягкости:

Воспитатель - «Л», ребёнок - «Л*» и т.д.

П-П*      К-К*     Т-Т*       Н*-Н     С*-С     М*- М       В - В*     3 - 3*     Б* - Б     Д* - Д

2. Дифференциация слов и предложений:

а) Воспитатель: - Что можно составить из звуков? (слово)

- Что такое слово? («название чего - то»)

- На какие вопросы отвечают слова? (если дети затрудняются,

воспитатель показывает схемы:

- На что можно разбить слово? (на слоги)

Воспитатель предлагает детям прочитать слоги на карточках (у каждого - по 2

разных слога), придумать слово с прочитанным слогом. Игра «Подбери слово к схеме» (см. плакат «Игрушки»)

 б) Воспитатель: - Что можно составить из слов? (предложение)

- Что такое «Предложение»? («новость о ком - то или о чём - то»)

Игра «Подними руку, если услышишь предложение»:

Воспитатель называет любые слова и предложения, а дети должны поднять руку только, когда услышат предложение. Далее дети придумывают предложения к заданной схеме, (плакаты: «Репка», «И»)

6. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Тема: «Согласные «М» и «Н»

Цели:

  • уточнить и закрепить знания детей о согласных звуках; понятия «твёрдый» - «мягкий»;
  • упражнять детей в чтении слогов с мягкими и твёрдыми гласными;
  • развивать зрительное внимание, фонем.слух

 Оборудование: магнитная доска с буквами, предметные картинки, карточки с

буквами и слогами, тетради в клетку, ручки

Ход занятия:

1. Оргмомент:

Воспитатель: - Назовите гласный звук, придумайте с ним такое слово, чтобы этот звук был в середине. Например: А - кран...

2. Развитие фонематического слуха:

Игра «Цепочка слов» (с опорой на картинки)

Ананас - сачок - ковёр - радио - овощи - индюшка - аквариум - мост -тарелка - апельсин...

3. Работа с буквами:

1. Воспитатель: - Назовите последний звук в слове «апельсин».

(«Н» - выставляется буква) Что вы можете сказать об этом звуке, какой он?

Дети: согласный; может быть твёрдым и мягким, звонкий

Далее детям раздаются карточки со слогами (чтение слогов со звуком «Н»)

2. Воспитатель: - Назовите первый звук в слове «мост». («М»- буква на доске)

- Придумайте слово со звуком «М», составьте с ним предложение.

- Чтение слогов со звуком «М», придумывание слов с данным слогом

4. Физминутка.

5. Печатание в тетради букв «Н», «М» и слогов с ними.

6. Итоги.

Тема: «Дифференциация «Д» - «Т »

Цели:

  • дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;
  • закрепить умение делить слова на слоги;
  • упражнять детей в звуковом и слоговом анализе слов; чтении слогов, составлении слов и предложений;

Оборудование: раздаточный материал, предметные картинки, слоги на карточках,

фишки, доска, маркеры для доски

Ход занятия:

1. Оргмомент : Игра «Разминка»:

Дети поделены на 2 команды. Воспитатель задаёт по одному вопросу каждой команде. Если члены команды не отвечают - право ответа переходит соперник.

За правильный ответ - фишка.

Воспитатель: - Из чего состоит наша речь? (из предложений)

- Что такое предложение? (новость о ком - то или о чём - то)

- Из чего состоит предложение? (из слов)

 -Что такое слово? (название чего - то)

- Из чего состоят слова? (из звуков и слогов)

- Что такое слог? (часть слова)

- Что такое звук? (то, что мы слышим и произносим)

- Какие бывают звуки? (гласные - согласные, твёрдые - мягкие, звонкие - глухие)

-Что такое буква? (значок звука)

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

2. Слоговой анализ и синтез:

Воспитатель: - Прочитайте слоги на карточках (у каждого ребёнка - свой слог),

придумайте слова с данным слогом. Далее дети делят своё слово на слоги и выкладывают на своих дощечках схему:

 Например: МА - МАЛИНА;  МА - ЛИ – НА

3. Звуковой анализ и синтез:

На доске - ряд картинок : дом - яблоко - торт - ель - лампа.

Дети определяют первые звуки в названии картинок , по очереди выходя! к доске и под картинками подписывают соответствующие буквы. Далее читают всё слово ( по слогам) - ДЯТЕЛ. С помощью воспитателя, дети дают характеристик) каждому звуку(начиная с гласных) и рисуют под каждой буквой сигнальный кружок нужного цвета (красный - синий - зелёный)

Воспитатель: - Назовите гласные звуки в этом слове. (Я - Е -дети рисуют под ними красные кружки)

                       - Назовите первый звук (Д*) ,какой он ? (согласный, мягкий. Дети рисуют под ним зелёный кружок.) и т.д В конце, когда всё слово разобрано, дети делят его на слоги, а воспитатель обводит слоги в прямоугольники, чтобы получилась известная детям схема:

4. Анализ и синтез предложений:

Воспитатель: - Назовите любую зимующую птицу.

- Придумайте предложение с этим словом.

- Выложите схему предложения

 Например: Дятел - крупная зимующая птица.

5. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Тема: « Дифференциация «Р» - «Л»

Цели:

  • дифференцировать звуки в слогах, словах, тексте,
  • закрепить знание букв
  • развивать слуховое внимание, фонем.слух, мелкую моторику рук

Оборудование: магнитная доска с буквами, предметные картинки, карточки с

буквами и слогами, тетради в клетку, ручки, фишки

Ход занятия:

1. Оргмомент:

На доске - ряд букв: А-М-Р-У-Л-Н-О... Дети называют буквы и придумывают с ними слова.

2. Работа с буквами и звуками:

Воспитатель: - Назовите звук, который повторяется в словах:

груша, ведро, арбуз, рыба, крыжовник («Р»)

- Назовите 1 - ый звук в словах: лапы, лук, ложка

- Сегодня мы будем учиться слышать и различать звуки «Р» - «Л»

а) уточнение артикуляции

б) характеристика каждого звука (согласный, звонкий, тв. -мяг.)

1) Игра - соревнование «Кто больше придумает слов» :

Дети делятся на 2 команды : «Р» и «Л». За каждый правильный ответ - фишка

2) Повторить чистоговорку: «Рыбу ловит рыболов»

3) Игра « Отыщи словечко с «Р»: воспитатель читает текст, а дети считают и после прочтения, называют слова со звуком «Р»:

«Зимой воробей живёт около дома. Он ест там крошки, корки, зерно. Голодно ему зимой. Голодно и галке, и вороне, и сороке. Сделайте им кормушку. Кладите в неё кусочки сала и крошки хлеба. Кормите птиц. Они летом берегут наши сады и огороды.»

3. Физминутка (с мячом): Игра «Телефон»:

Ло-ло-ро    ро-ло-ло    ар-ар-ар       ру-ру-лу    ра-ра-ла

Лы-ры-лы   ла-ла-ра    ор - ор - ол    ру - лу - лу     ло - лу – ра

4. Печатание в тетради букв и слогов.

5. Итоги

Тема: « Повторение и закрепление»

Цели:

  • упражнять детей в звуко - буквенном анализе слов, составлении предложений и их схем
  • закрепить  умение  составлять слова из букв, данных вразброс
  •  развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление

 Оборудование: речевой и раздаточный материал, ручки, тетради, цветные

            карандаши, плакат «Отыщи букву»,  магнитные буквы

Ход занятия:

1. Оргмомент:

Игра «Отыщи букву»

Дети отыскивают буквы, зашифрованные в предметах, называют их, придумывают слова с этими буквами (плакат «Отыщи букву»)

2. Разминка:

Игра «Собери рассыпанное слово»:

Дети из букв данных в разброс собирают слова (у каждого ребёнка своё задание):

 Ы, Р, Б, А (рыба)                        И, Л, С, А (лиса)            С, О, Т, Л (стол)

 Т, У, К, А (утка)                         Р, Е, К, А (река)              Б, Ы, С, У (бусы)

 В, Д, О, А (вода)                         М, М, А, А (мама)          Л,О, В, К (волк)

 Р, К,  А, У (рука)                        М, Е, Р, О (море)             С, О, Л, А (сало)

 З, А, М, И ( зима)                       К, А, О, С (коса)             М, А, X, У (муха)

3. Физминутка (любая).

4. Закрепление:

1. Звуко-буквенный анализ:

Дети выбирают себе по картинке, записывают слово - название в тетради, делят

на составляют схему слова (схема - «паровоз»)

2. Игра «Придумай  предложение»

Дети составляют предложения со своими словами (см. выше) и выкладывают их

схемы:

5. Итоги

Тема: «Дифференциация «Б» - «П»

Цели:

  • дифференцировать звуки в слогах, словах, тексте,
  • закрепить знание букв
  • развивать слуховое внимание, фонематический слух, мелкую моторику рук

Оборудование: магнитная доска с буквами, предметные картинки, карточки с

буквами и слогами, тетради в клетку, ручки, фишки

Ход занятия:

1. Оргмомент:

Воспитатель просит детей придумать предложения о предстоящем новогоднем

празднике. (Наступает  Новый  год.  Я буду наряжать елку.  На елку я повешу

ёлочные игрушки)

2. Основная часть:

Характеристика звуков  П, Б

- Что вы получите на ёлке? (Подарки.)

- Назовите первый звук этого слова (Звук: п.)

- Дайте  характеристику звуку П.

 (Согласный, может быть твёрдым и мягким, при его произнесении прохождению воздуха препятствуют губы (они «взрываются».))

- Какой буквой обозначается звук П  (БУКВОЙ П.)

- Назовите парный звук звуку П. (Звук Б)

- Какой буквой обозначается звук Б? (буквой Б)

- Найдите букву Б в кассах букв.

- Дайте характеристику звуку б. (Согласный, может быть твёрдым и мягким)

- Чем похожи звуки б и п? (При их произнесении губы не меняют своего положения.)

- Чем они отличаются?  (При произнесении звука Б горлышко «дрожит», при

произнесении звука П  горлышко «не дрожит».) 

Игра: «Повтори, не ошибись»:

Воспитатель произносит цепочки слогов  и предлагает детям повторить их:

 Па-па-ба-па     ба-па-па-ба       бо-по-бо   бу-бу-пу     бу-бу

Игра «Кто  внимательнее»:

Воспитатель произносит звуки и слоги. Услышав звук Б, дети должны

хлопнуть в ладоши, услышав звук П - закрыть глаза

Б,П, П,Б,П,П,Б,Б,Б,П

Па, Бо, Пы, По, Бу, Бы, Ты, Ка, Пу

Игра «Назови ударный слог» (с мячом):

Бабушка, папа, пироги, шарики, шары, дождик, подарки, хлопушка

3. Физминутка

4. Звуковой синтез

Игровое упражнение «Прочитай слово»

На доске рядами выставлены картинки. Воспитатель предлагает назвать их  и из  первых звуков этих  слов составить новое слово, прочитав которое, дети узнают, в какой  костюм можно переодеться в Новый год:

Мел, Индюк, Шуба, Кот, Арка (мишка)

Лист, Ирис, Сок, абажур (лиса)

Кот, Осень, Школа, Кровать, Ананас (Кошка)

5. Звуковой диктант в тетрадях :

Дети печатают под диктовку воспитателя:

Ш, С,  М, Р, Ё, Ы, Д,  Г, З

ШАРЫ, СНЕГ,  МОРОЗ, ЛЁД, ЗИМА

 6. Итоги

Тема: « Дифференциация «С» - «Ш»

Цели:

  • дифференцировать звуки в слогах, словах, тексте,
  • закрепить знание букв
  • развивать слуховое внимание, фонем.слух, мелкую моторику рук

 Оборудование: магнитная доска с буквами, предметные картинки, карточки с

     буквами и слогами, тетради  в клетку, ручки, фишки

 Ход занятия:

1. Оргмомент:

Игра «Назови дни недели»:

-   Пятый (Пятница.)

- Седьмой

- Первый

- Третий

- Шестой

- Второй

- Четвёртый

2. Основная часть

а)  Игровое упражнение «Прочитай слоги»:

Дети читают по карточкам слоги со звуками «С» и «Ш»

б) Характеристика звуков  «Ш» и «С», сравнение.

в) Игровое упражнение «Подбери слово»:

Воспитатель предлагает подобрать слова к схемам, написанным на доске:

Ш _________                         С__________

_____Ш  ________                 __________С

_________Ш                          ______ С_______

г) Игра «Будь внимателен»:

Воспитатель называет слова со   звуками «Ш» и «С», а дети поднимают кисть руки вверх, если слышат  в слове «Ш» и вниз- если «С»:

 сом, шум, шаль, сумка, шея, сок,  шишка, сахар, шорох, шёпот, сундук, шины, крыса, нож, миска, нос, мишка, крыша

д) Игра «Исправь Почемучку»:

Воспитатель: - « Почемучка опять неправильно составляет предложения. Исправьте его»

Пастух, пасти, стадо, корова.

Солнышко, светит, день.

У Сашина собака смешной мордочка.

У бабушка красивый шерстяной платье.

3. Физминутка:

Игра  «Назови детеныша» (с мячом):

Воспитатель  по очереди бросает детям мяч и называет  домашних животных. Дети называют детёнышей этих животных и перебрасывают мяч обратно.

Собака... (ЩЕНОК), корова... (теленок), овца... (ягненок),

кошка ...(котенок), лошадь... (жеребенок),   свинья… (поросенок), коза (козлёнок)

4.Игра « Придумай предложение со словами на один звук»:

Воспитатель   предупреждает,   что  задание  будет  сложным:   Надо придумать

предложение так, чтобы все слова в нём начинались на один звук «С» или «Ш».

Например:

Соня спит в саду.  Шура шьёт шубу.

5 Итоги

Тема:  « Звуковой диктант»

Цели:

  • упражнять детей в звуко - буквенном анализе слов, составлении предложений и их схем,  печатании слов в тетрадях
  • развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление

Оборудование: речевой и раздаточный материал, ручки, тетради, цветные

карандаши

 Ход занятия:

1. Оргмомент:

  Воспитатель предлагает перечислить диких животных.

2. Основная часть

а) Игра «Разгадай ребус» (пособие)

б) Игра  «Заколдованные слова»:

На доске выставлены картинки с изображением животных.

Воспитатель проговаривает слова, добавляя лишние слоги. Дети должны отгадать, какое   слово загадал педагог и произнести его правильно

Слова: литасы (лисы), бел кар ка (белка). волмаки (волки), тигреры (тигры).

в) Игра «Прочитай слово»:

На доске рядами  выставлены картинки. Воспитатель предлагает детям назвать их и из первых звуков этих  слов составить новое слово.

Ворона, обувь,  лук, кит, иголка. (Волки.)

Бегемот, ель,  ложка, кот, автобус. (Белка.)

3. Физминутка:

Игра «Кто как передвигается?»

 Воспитатель предлагает изобразить,  как передвигаются:

Заяц (прыгает), белка  (прыгает), лиса (крадется), метель (ходит неуклюже),

 Волк (быстро бегает).

4. Работа  с предложением:

Воспитатель предлагает детям придумать предложение со словами - названиями диких животных (Злой  волк бродит по лесу), выложить его схему.

5. Работа в тетради:

Звуковой диктант (слова- белка, пума, волки, тигр, заяц).

6. Итог занятия

Тема: « Развитие фонематического слуха»

Цели:

  • закрепить знание терминов: « звук», «слово», «гласный - согласный»,

«твердый – мягкий» , «буква»

  • упражнять детей в звуко - буквенном анализе слов, делении слов на слоги, умении ориентироваться в звуковых и слоговых схемах
  • развивать фонем. слух, слуховое и зрительное внимание, память, мышление

Оборудование: речевой и раздаточный материал, ручки, тетради, цветные

карандаши, пособие «Овощи», веера с буквами, мяч, счётные палочки

Ход занятия:

1. Оргмомент:

Воспитатель предлагает детям придумать слова, начинающиеся с гласного звука.

2. Основная часть

а) Игра « Отвечай на вопрос» (с мячом):

- Что такое «звук»?

- Какими бывают звуки?

- Назовите гласные, почему они так называются?

 - Назовите твердые согласные

- Что такое Слово?

- Какие вопросы можно задать к словам?

б) Игра «Раздели  на слоги»:

Каждый ребёнок получает картинку (с изображением диких животных жарких стран и севера), делит  слово на слоги и выкладывает соответствующее число счётных палочек под картинкой

 в ) Игра «Цепочка»

Воспитатель называет  любое слово, а каждый ребёнок (по очереди) придумывает своё  слово, которое начинается на последний звук предыдущего.

3.Физминутка

4. Работа со схемами и веерами:

Игра «Подбери» ( пособие «Овощи»): 

а) картинку к домику

б) картинку к схеме

 Игра «Подними нужную  букву»:

Воспитатель называет слова, а дети поднимают букву, с которой они начинаются:

МЯЧ, АКВАРИУМ, РАКЕТА, УТКА, ПОЛОТЕНЦЕ

Воспитатель предлагает детям придумать предложения с этими словами.

5. Итоги

Тема: « Практическое усвоение сложных предложений с союзом «потому что».

Цели:

  • закрепит понятие «предложение», дифференцировать понятия «слово- предложение»
  • упражнять в составлении простых предложений по заданной схеме
  • добиваться полных ответов, выраженных сложно - подчинённым предложением с союзом «потому что»
  • тренировать детей  в самостоятельной постановке вопросов
  • развивать слуховое  и зрительное внимание, память, мышление

Оборудование: речевой и раздаточный материал, сюжетные картинки

Ход занятия:

1. Оргмомент:

Воспитатель: «Назовите  любое слово, придумайте с ним предложение.

2. Введение в тему:

а) Игра «Слово» - «предложение»:

Воспитатель называет слово или предложение, а дети поднимают нужный брусок

( раздаточный материал).

Девочка, дети , гулять.                       Ветер, дуть, сильный.

Дети гуляют на улице.                       Летят белые снежинки.

б) Игра «Придумай предложения»

ПО заданию воспитателя дети составляют предложения  с опорой на картинки:

1) Из 3-х слов («Девочка читает книгу»)

2) Из 4-х слов («Девочка читает интересную книгу»)

3. Основная часть.

Воспитатель читает стихотворение В. Лифшица «Петя и мяч»:

Мальчик Петя горько плачет. Почему?

Мальчик Петя горько плачет потому,

Что у мальчика у Пети был большой красивый мяч

И от мальчика от Пети он удрал сегодня вскачь.

А удрал тот мяч от Пети почему?

А удрал тот мяч от Пети потому,

Что у мальчика у Пети  этот мяч просили дети поиграть.

А в ответ на это Петя закричал:- «Не дам! Не смейте мяч мой брать!»

Не понравилось такое поведение мячу:

- Я у мальчика такого оставаться не хочу

И от мальчика такого, я от Пети ускачу:

И ускакал... Вот мяча и нету, значит

Мальчик Петя громко плачет.

Но подходят вскоре к Пете им обиженные дети:

- Мы нашли в кустах твой мяч.

- На , держи его, не плач!

- Мальчик Петя засмеялся. Почему?

Мальчик Петя засмеялся потому, что на Петю осерчавший,

Где – то там  в кустах пропавший, возвратился мяч к нему!

И когда спросили дети: - « Можно в мяч нам поиграть?»

-« ДА!»- ответил детям Петя- «Можно а мяч вам поиграть!»

Почему? А потому, что стало совестно ему!

Воспитатель: - Вам понравилось стихотворение? Сегодня мы будем с вами общаться предложениями со словом «потому что».

- Ответьте, почему Петя плакал?

- Почему удрал мяч от Пети?

- Почему засмеялся  Петя? Почему отдал мяч детям?

4. Физминутка

5. Закрепление:

а) Игра «Закончи предложения»:

В комнате зажгли свет, потому что…

Дети любят Новый год, потому что…

В детском саду надо беречь игрушки, потому что…

б) Игра «Почемучки»

Дети задают друг другу вопросы, начиная их словом «Почему»?

Отвечают полными предложениями с союзом «потому что».

Например:

- Почему нельзя есть снег?

- Снег нельзя есть , потому что можно заболеть.

6. Итоги

Тема: «Звуковой анализ. Словообразование»

Цели: 

  • закрепить знание изученных букв
  • упражнять детей в звуко - буквенном анализе слов, чтении слогов и слов, умении ориентироваться в звуковых и слоговых схемах, словообразовании
  •  развивать фонем.слух, слуховое и зрительное внимание, память, мышление

Оборудование: речевой и раздаточный материал, пособие «Подбери к схеме», предметные картинки, магнитная доска с алфавитом, слова на карточках

Ход занятия:

1. Оргмомент:

Воспитатель предлагает детям прочитать слоги и придумать с ними слова.

 2. Основная часть

а) Игра «Подбери картинки» (пособие):

Дети подбирают картинки к заданной схеме

б) Игра «Волшебные превращения»

Дети на своих дощечках выкладывают слово по первым звукам картинок:

МОШКА

Задание: Выложить на стол все гласные из коробки, заменить в слове 1 – ый гласный звук  другим гласным так, чтобы получилось новое слово:

МЫШКА,  МУШКА, МИШКА...

в) Работа на магнитной  доске:

Воспитатель просит одного из детей выйти к доске и выложить из магнитных букв слово «КРЫША», затем заменить в слове «Ш» на «С» и прочитать новое слово: «КРЫСА».

Те же действия проводятся со словом «МУКА» (у доски другой ребёнок), но в середину вставляются буквы «Р» и «Ш» (получаются  слова «МУРКА», МУШКА»)

3. Физминутка

4. Чтение незнакомых слов по карточкам.

Воспитатель  предлагает детям придумать предложения с этими словами.

6. Итог занятия.

 Тема: « Дифференциация «Ц» - «Ч»

 Цели:

  • дифференцировать звуки в слогах, словах, тексте,
  • закрепить   знание букв
  • развивать слуховое внимание, фонем.слух, мелкую моторику рук

 Оборудование: предметные картинки, карточки с буквами и слогами, тетради в

клетку, ручки, мяч

Ход занятия:

1. Оргмомент:

Игра «Определи первый звук в  словах»: «ЧАЙКА» - «ЦАПЛЯ»

2. Основная часть

 а)  Игровое упражнение «Прочитай слоги»:

Дети читают по карточкам слоги со звуками «Ч» и «Ц»

б)  Характеристика  звуков «Ч» и «Ц», сравнение («Ц» - всегда твёрдый,  «Ч» - мягкий)

в) Игра «Эхо» (с мячом):

ца- ча-ца    ча-ца-ча    цу-чу-цу    це-че-це    ац-ач-ац    ач-ац-ач    ча-цу-ца

це-че-че      цу-цу-чу    чо-цо-цо  

чунга-чанга   чопик-цоколь    чучело-цепочка    целый-чуткий   чечевица-целофан

г) Игра «Закончи слово «ЦА» или»ЧА»:

встре-…., ули-…, да-…, зада-…, умни-…, лиси-…, грани-…, яй-…, ту-…., лестни-…, супни-…, уда-…, сахарни-…, ку-…, переда-…,

д) Игра «Измени словечко:

Дети называют предложенное воспитателем слово в уменьшительно- ласкательном варианте, при этом в слове появляется звук «Ч»:

Заяц- зайчик                          кольцо- колечко

Палец- пальчик                     овца-…

Конец-….                               водица-…

Перец-…                                огурец-…        птенец-…

е) Игра «Кулачок - ладошка»:

Воспитатель называет слова со звуками «Ц» и «Ч», а дети поднимают кулачок, если слышат в слове «Ч» и ладошку- если «Ц»

Чайник, царапина, цапля, чайка, улица, туча,  кольцо, лицо, мочалка, очки,

яйцо, плечо, цыплёнок, бочка, чёрный,  цвет, читать, царь, пчёлка, ученица

ж) Игра «Исправь Почемучку»

Воспитатель:- «Почемучка опять неправильно  составляет предложения. Исправьте его»: Птица,  кормить, свои, птенчики.

Дели поливать огурцы и кабачки.

За бочка спрятаться мальчик.

Кольцо надеть на цепочка.

3. Физминутка.

4. Звуко- буквенный анализ:

Дети проводят разбор слова «ЛУЧИК» в тетрадях.

5. Итоги

Тема: «Повторение изученного»

Цели:

  • уточнить и закрепить все термины и правила
  • упражнять детей в составлении предложений, чтении слов
  • закрепить навыки звуко - буквенного анализа слов, составления схем, постановке ударения
  • развивать зрительное внимание, фонем.слух

Оборудование: магнитная доска с буквами, предметные картинки, карточки с

буквами и слогами, тетради в клетку, ручки

Ход занятия:

1. Оргмомент:

Воспитатель:

 - Что такое «Предложение?»

- Придумайте любое предложение со словом «ЗИМА», выложите его схему

2. Работа со словом:

Воспитатель: - Из чего состоит предложение? (из слов)

- Что такое «Слово»?

Даёт задание каждому ребёнку прочитать слово на карточке, разделить на слоги (счётными палочками) и вспомнить правило:

 «СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ»,

подложить карточки под каждую букву, поставить ударение.

- Что такое «Буква»? (значок звука)

- Что такое «Звук»? ( то, что мы слышим й произносим)

Игра «Звёздный час»:

Воспитатель рассыпает на столе кубики с буквами, а дети составляют из них слова и записывают в тетрадях.

3. Физминутка.

4. Работа в тетрадях (печатание букв и слогов под диктовку)

5. Итоги

Тема: «Повторение и закрепление изученного»

 Цели:

  • уточнить и закрепить все термины и правила
  • упражнять детей в составлении предложений, чтении слов
  • закрепить навыки звуко - буквенного анализа слов, составления схем, постановке ударения
  • развивать зрительное внимание, фонем.слух

Оборудование: магнитная доска с буквами, предметные картинки, карточки с

буквами и слогами, тетради в клетку, ручки

 Ход занятия:

 1. Оргмомент:

Воспитатель: - Что такое «Предложение?»

На доске - схема:

Дети придумывают предложения к данной схеме (предлог считается за слово). Например: Пришла весна и запели птицы.

2. Работа со словом:

Воспитатель: - Из чего состоит предложение? (из слов)

- Что такое «Слово»?

Дети печатают под диктовку ( в тетрадях) слово ВЕСНА, проводят его полный анализ, рисуют схему.

3. Физминутка.

4. Игра «Звёздный час»:

Воспитатель на магнитной доске выкладывает буквы вразброс , а дети составляют из них слова и записывают в тетрадях

5. Итоги

Тема: «Обучение чтению»

Цели: 

  • упражнять детей в правильном чтении, соблюдении пауз, знаков препинания
  • закрепить понятие «предложение», дифференцировать понятия «слово» - «предложение»
  • развивать слуховое и зрительное внимание, память

Оборудование: речевой и раздаточный материал, рассказы на карточках,

магнитная доска

Ход занятия:

1. Оргмомент:

Разминка: на магнитной доске слово «РОЗА». Дети заменяют в слове одну букву так, чтобы получилось новое слово:

РОЗА - КОЗА - КОЖА - КОРА - ПОРА...

    \              \                           I

РОСА — КОСА               ГОРА

2. Введение в тему:

Воспитатель: - Мы меняли с вами буквы в словах. А что такое «СЛОВО»?

- Что можно составить из слов?

- Что такое «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»?

- Что надо знать, чтобы правильно записать предложение? (начинается с большой буквы, заканчивается точкой)

- Что можно составить из предложений? (рассказ)

- Что такое «РАССКАЗ»? (история)

3. Чтение предложений:

Дети читают предложения вслух, называют количество слов.

4. Физминутка

5.Чтение рассказов:

Дети про себя читают короткие рассказы и пересказывают то, о чём прочитали.

 6. Итоги.

                                                                                       

Тема: «Профилактика дисграфий»

Цели:

  • развивать пространственное восприятие, тактильные ощущения
  • упражнять детей в составлении предложений, чтении слов, их печатании
  • совершенствовать навыки звуко – буквенного анализа слов,   постановки

ударения

  • развивать зрительное внимание, фонем.слух

Оборудование: магнитная доска с буквами, предметные картинки, карточки с

                буквами и слогами, тетради в клетку, ручки, мяч, игра «Чудесный

                 мешочек»

Ход занятия:

1. Оргмомент:

    Игра «Цепочка слов» (с мячом):

     ВЕСНА – Апрель – Лёд - ….

2.  Игра «Сломалась буква»:

    На доске – элементы букв:

                                                 

                               

    Дети вспоминают и записывают как можно больше букв с этими элементами

3. Печатание под диктовку:

    Воспитатель диктует звуки, а дети записывают соответствующие буквы:

     Б   В   К   Е    З    И    Р    У   С  Я  Ч  Ю

3. Физминутка.

4. Игра «Умные пальчики»:

     Дети на ощупь определяют буквы, спрятанные в «Чудесном мешочке»,

      придумывают по 3 слова с данным звуком.

5. Игра «Живые слоги»:

    Воспитатель  на магнитной доске выкладывает слоги вразброс , а дети              составляют из них  слова и указывают, куда падает ударение.

 КИ  -  ЖУ      НИ -  КО       НЯ - БА      СА – ЛИ       ДА – ВО

6. Игра «Составь предложение и запиши его»:

     Дети составляют предложения со словами из п.5 (см. выше) и записывают его в тетрадь по всем правилам.

 Например:   На лугу пасутся кони.

   7. Итоги

Тема: «Чтение и печатание слов и предложений в тетрадях»

Цели:

  •  упражнять детей в составлении слов из букв, данных вразброс, их печатании,
  • тренировать в чтении слов, составлении предложений , их схем, печатании предложений в тетрадях
  • совершенствовать навыки звуко - буквенного анализа слов, постановки ударения
  • развивать зрительное внимание, фонем.слух

Оборудование: магнитная доска с буквами, карточки со словами, тетради в

клетку, простые и цветные карандаши, раздаточный материал

 Ход занятия:

1. Оргмомент: «Разминка»:

Воспитатель: - Назовите только твёрдые гласные (мягкие)

Дети: - А, О, У , Ы, Э (Я, Ё ,Ю ,И ,Е)

Воспитатель: - Придумайте слово с мягким согласным

- Как можно увидеть слово? (записать его буквами)

- Что такое буква? (значок звука)

2. Игра «Звёздный час»:

На доске - магнитные буквы, данные вразброс:

 А, И, А, О, У, К, Т, П, Л, С

Дети составляют и записывают как можно больше слов с этими буквами

3. Чтение слов, работа с предложением:

Дети читают слова на карточках, составляют с ними предложения, их схемы. Записывают предложения в тетрадях ( по всем правилам: большая буква, точка...)

3. Физминутка.

4. Печатание под диктовку:

Воспитатель диктует слово «УЧЕНИК», а дети записывают («печатают») его в тетрадях и проводят полный анализ (рисуют звуковую схему, затем — слоговую).

УЧЕНИК

5. Итоги

ТЕМА: « Обучение чтению рассказов»

Цели:- закрепить знания о рассказе (заглавие, состав, концовка…)

             - познакомить детей с оформлением предложений в тексте

              - упражнять в чтении текстов и их пересказе

             - развивать слуховое и зрительное внимание, память

Оборудование: плакат с текстом «На рыбалке», карточки с короткими рассказами

               (пособие «Абвгдейка»)

Ход занятия:

1. Оргмомент:

    Воспитатель: - Назовите известные вам рассказы, сказки

2. Повторение и закрепление:

    Воспитатель: - Что такое рассказ? (история о ком– то или о чём – то)

                           - Из чего состоит рассказ? (из предложений)

                           - В рассказе предложения дополняют друг друга – «дружат».

                              Если я назову предложения:

      Книга лежит на столе. Стул стоит за столом.

                             - Как вы считаете, это – рассказ? (нет)

                             - А теперь?!

      Книга лежит на столе. Она яркая, с красочными картинками. В этой книге много сказок…

                             - Это рассказ

                             - У каждого рассказа есть: название, начало, середина и конец.

                             - Названия вы мне говорили, а как обычно начинаются и какими

                                словами заканчиваются известные сказки?

   Дети перечисляют зачины: «Жили – были…, В некотором царстве –

    государстве…, Однажды…» и концовки: «Вот и сказке конец, а кто слушал –

     молодец…, И жили они долго и счастливо» и т.д

    Далее воспитатель знакомит детей с рассказом на плакате «На рыбалке», проводит полный разбор (анализ) – название, начало, середина, конец, оформление предложений, слов – имён собственных (с большой буквы)…

Дети по очереди читают предложения вслух, делают паузы после точек.

 3. Физкультминутка

 4. Чтение рассказов:

      Дети читают про себя короткие рассказы (пособие «Абвгдейка»), пересказывают

     прочитанное)

5. Итоги


Тема: «Чтение и печатание слов и предложений в тетрадях»

Цели: 

  • упражнять детей в составлении слов из слогов, данных вразброс, их печатании,
  • тренировать в чтении слов, составлении предложений , печатании предложений в тетрадях
  • совершенствовать навыки звуко - буквенного анализа слов, постановки ударения
  • развивать зрительное внимание, фонем.слух

Оборудование: магнитная доска с буквами, маркеры, тетради в

клетку, простые и цветные карандаши, раздаточный материал

Ход занятия:

1. Оргмомент: «Разминка»:

Воспитатель: - Назовите слово из 3-х слогов

2. Игра «Составь слово»:

На доске - из магнитных букв выложены слоги (или записаны маркером), данные вразброс:

ЧАЙ- , ЗА-, КО-, КА-, РЕ -, НИК.

Дети составляют и записывают слова с этими слогами

3. Звуковой анализ и синтез:

На доске записано деформированное слово . Дети должны расставить буквы в порядке возрастания чисел (под буквами) и прочитать полученное слово:

ТЕЛУЧИЬ

4 5 6 12 3 7

«УЧИТЕЛЬ»

Далее дети самостоятельно делят слово на слоги, ставят ударение, рисуют звуковую схему.

3. Физминутка.

4. Печатание предложений:

Дети составляют предложения со словом «УЧИТЕЛЬ», записывают их в тетрадях ( по всем правилам: большая буква, точка...)

 5. Итоги

Тема: «Чтение и печатание слов и предложений в тетрадях»

 Цели:

  • упражнять детей в печатании слов, делении их на слоги
  • тренировать в чтении слов, составлении предложений , печатании предложений в тетрадях
  • совершенствовать навыки звуко - буквенного анализа слов, постановки ударения
  • развивать зрительное внимание, фонем.слух

Оборудование: магнитная доска с буквами, маркеры, тетради в клетку, простые и цветные карандаши, раздаточный материал, пособие «Читаем сами», слоги на карточках

Ход занятия:

1. Оргмомент:

Воспитатель: - Прочитайте слоги, придумайте слова с этими слогами . За каждое выполненное задание воспитатель даёт ребёнку картинку из пособия «Читаем сами»

2. Игры со словом:

Дети печатают в тетрадях слова - названия картинок, делят их на слоги, ставят ударение, проводят звуковой анализ, рисуют схемы.

Игра «Наборщик»:

На доске напечатано слово «КАРАМЕЛЬКА». Дети составляют как можно больше слов из букв данного слова и слова записывают их в тетрадь

3. Физминутка.

4. Печатание предложений:

Дети выбирают любую картинку из пособия «Читаем сами», составляют предложения , записывают их  в тетрадях.

5. Итоги

Тема: «Звуковой анализ и синтез»

Цели:

  • упражнять детей в звуко - буквенном анализе слов, постановке ударения, делении слов на слоги, составлении предложений, умении ориентироваться па бумаге
  • развивать фонем.слух, слуховое и зрительное внимание, память

 Оборудование: речевой и раздаточный материал, звуковые линейки,

магнитная доска, пособие «Электронный жук»

Ход занятия:

1. Оргмомент:

Воспитатель: - Назовите любое насекомое, выложите его название на звуковых линейках. Посчитайте, сколько звуков в вашем слове.

2. Основная часть

а) Игра «Разбери словечко»:

Дети печатают названные выше слова в тетрадях, проводят полный звуковой анализ (делят на слоги, ставят ударение, рисуют схемы -самостоятельно!)

б) Игра «Составь предложение»:

Дети составляют предложение со своим словом, печатают его в тетрадях.

в) Игра «Электронный жук»(ориентировка на листе бумаги):

 Воспитатель просит одного из детей выйти к доске и пройти путь жучка к цветку по заданной педагогом траектории (две клетки вверх, одна - вправо,три - вниз...и.т.д)

3. Физкультминутка

4. Графический диктант (любой)

5. Итог занятия

Тема: «Чтение и печатание слов и предложений в тетрадях»

 Цели:

  • упражнять детей в печатании слов, делении их на слоги
  • тренировать в чтении слов, составлении предложений , печатании предложений в тетрадях
  • совершенствовать навыки звуко - буквенного анализа слов, постановки ударения
  • развивать зрительное внимание, фонем.слух

Оборудование: магнитная доска с буквами, маркеры, тетради в клетку, простые и цветные карандаши, раздаточный материал, пособие «Чудесный мешочек»

Ход занятия:

1. Оргмомент:

Игра «Чудесный мешочек»:

Воспитатель предлагает детям на ощупь определить букву и запомнить её. Когда все буквы будут разобраны детьми, каждому ребёнку предлагается придумать и напечатать в тетради 5 слов с угаданной им буквой.

2. Игры со словом:

Игра «Прочитай зашифрованные слова и напечатай их»: На доске - следующие схемы: ШАДЛЫН                    АФИКЛА

 62415 3                          312546

3. Физминутка.

4. Печатание предложений:

Дети вспоминают название любого цветка , составляют предложения , записывают их  в тетрадях, рисуют схему предложения.

5. Итоги

Тема: «Правила «ЧА - ЧУ»

Цели:

  • закрепить правило написания слогов ЧА - ЧУ
  • упражнять детей в звуко - буквенном анализе слов, постановке ударения.
  • делении слов на слоги, печатании предложений
  •  развивать фонем.слух, слуховое и зрительное внимание, память

Оборудование: речевой и раздаточный материал, магнитная доска, магнитные

буквы: Ж - Ш , Ч - Щ, все гласные

Ход занятия:

1. Оргмомент:

На доске буквы: Ж  

                             III                                     АЯОЁУЮЫИ

                             Ч

                             Щ

Воспитатель вызывает к доске по одному ребёнку и просит поставить рядом с Ж - Ш и Ч - Щ только те гласные, с которыми эти согласные «дружат» и убрать лишние

 (это: Я Ё Ю Ы). По ходу вспоминают правила написания «ЖИ - ШИ», «ЧА-ЩА»,

 «ЧУ-ЩУ».

2. Основная часть

Игра «Разбери словечко»:

Дети печатают слова «ЧУЛОК» И «ЧАШКА» в тетрадях, проводят полный звуковой анализ (делят на слоги, ставят ударение, рисуют схемы)

3. Физкультминутка:

4. Игра «Назови как можно больше слов со звуком «Ч», напечатай их»

5. Печатание предложений: дети составляют предложение с одним из слов со звуком «Ч» и печатают его в тетради.

6. Итог занятия

Тема: «Правила «ЩА - ЩУ»

Цели:- закркпить правило написания слогов ЩА - ЩУ

           - упражнять детей в звуко – буквенном анализе слов, постановке ударения,

                делении слов на слоги, печатании предложений

              - развивать фонем.слух, слуховое и зрительное внимание, память

Оборудование: речевой и  раздаточный материал,   магнитная доска, магнитные

                буквы, маркеры, пособие «Выложи слово по первым звукам картинок»

Ход занятия:

1. Оргмомент:

     Воспитатель просит придумать слова со слогами ЧА – ЧУ.

2.  Основная часть:

      На доске слоги: ЩА – ЩУ. Дети вспоминают правило написания

      данных слогов. На доске (по вызову воспитателя) печатают слова:

       «ЩУКА» И «РОЩА».

      Игра «Разбери словечко»:

     Дети печатают  в тетрадях  слово «ЩАВЕЛЬ» по первым звукам картинок

       (пособие),  проводят полный звуковой анализ (делят на слоги, ставят ударение,

        рисуют схему)

3.  Физкультминутка.

4. Печатание предложения:

     Мы пошли гулять в рощу.

5. Итог занятия

                                                                                         

Тема: «Итоговое занятие»

Цели:   - совершенствовать навыки  словоизменения и словообразования,

                  печатания слов

              - закрепить и активизировать словарь по теме «Времена года»

              - развивать зрительное внимание, фонем.слух, логическое мышление

Оборудование: магнитная доска с буквами, маркеры, набор кроссвордов

Ход занятия:

1. Оргмомент:

    Игра «Прочитай зашифрованное слова и напечатай его»:

    Педагог обращается к детям.

    - Сегодня к вам на занятие придет один известный персонаж. Отгадайте его имя.

      (Слово зашифровано. Дети отгадывают его по опорным цифрам.)

3 5 1  6 7 2 4 8 9

ч м П у ч о е к а  

(Почемучка)

       - Вспомните, почему его так называют?

2. Разминка для ума:

    - Почемучка готовился к школе и  решал трудные задачи, но  не смог решить ни

      одной. Давайте ему поможем.

По чему человек никогда не пройдёт? (По потолку.)

На что больше похожа половина апельсина? (На другую половину.)

За чем язык во рту? (За зубами.)

Где сухого камня не найдёшь? (В воде.)

За чем охотник носит ружьё? (За плечом.)

Как можно принести воду в решете? (Заморозить.)

Почему человек оглядывается? (Нет глаз сзади.)

Сколько на берёзе яблок, если восемь сучков, на каждом сучке по одному яблоку? (На берёзе яблоки не растут.)

Из какой посуды нельзя есть? (Из разбитой.)

                                        От чего утки плавают? (От берега.)

Кто со всеми говорит, а его не видно? (Эхо.)

По чему ребята в деревне бегают босиком? (По траве.)

3. Работа со словами:

    - Однажды  Почемучка рисовал весёлые картинки и придумывал к ним стишки.

       Но все, кто  видел картинки и читал стихи, почему – то смеялись. Что

       Почемучка сделал не так?  Помогите ему, ребята.(Работа ведется по картинкам.)

Правильный ответ дети «печатают» в тетрадях.

На виду у детворы

Крысу красят маляры. (Крышу.)

                                                     Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей. (Грачей.)

                                                     Говорят, один рыбак

В печке выловил башмак. (В речке.)

                                            Жучка будку не доела: Неохота. Надоело. (Булку.)

3. Физкультминутка:

Почемучкину зарядку

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели — встали, сели — встали.

Вы, надеюсь, не устали?

Надо вам свободней встать

И спокойнее дышать.

 4. Работа с предложением:

      Игра «Кто больше»:

       - Почемучка любит играть в разные игры. Он предлагает вам устроить

         соревнование: кто больше придумает слов и заработает фишки. (игра ведётся

         до 5 очков – фишек за каждое выполненное задание)

        1)  придумайте слова-действия ( которые отвечают на вопрос «Что делать?)

       2) - слова-предметы (отвечают на вопросы: «кто? что?)

      3)  - слова-признаки (отвечают на вопросы: «какой? какая? какое?)

      4) – соедините картинки так, чтобы их объединило маленькое словечко

            (каждому ребёнку раздаётся по 2 картинки, например: лес – дом. Ребёнок

              соединяет: « дом в лесу» или «лес около дома»…)

      5)  составьте предложения и напечатайте их (педагог меняет схемы местами:

            = ~ —; ~ — =.)  

            (Мчится красный автобус.)

5. Подведение итога занятия.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 50    ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

 ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

                 В  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ВОСПИТАТЕЛИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.Тема: "Звуки, буквы и слова"...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: Поможем Золушке попасть на бал.Дифференциация звуков Л-Л\',Р-Р\'.Буквы Л, Р

Дети отправляются в Сказочное Колролевство для того,чтобы помочь Золушке попасть на бал.Занятие направлено на закрепление правильного произношения звуков л,л',р,р' и умения дифференцировать да...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности

Технологическая карта организации непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте для детей  с ОНР подготовительной  группы компенсирующей направленностиТема: «Путешествие...