"Обучение детей звуковому анализу"
консультация (подготовительная группа) по теме

Песегова Светлана Александровна

Рекомендации, игры и упражнения по обучению детей звуковому анализу слов для родителей детей подготовительной к школе группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Обучение детей звуковому анализу слова».

Основная задача работы по подготовке к обучению грамоте – это формирование у детей общей ориентировке в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова. Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука. Обучению детей звуковому анализу слова предшествует подготовительная работа, её цель – научить детей понимать и употреблять термины «слово», «звук», вслушиваться в звучание слова. Значение термина «слово» раскрывается при помощи различных примеров, закрепляется в упражнениях, играх. В процессе различных словесных игр дети узнают, что слов много, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, слова могут быть длинные и короткие, учатся сравнивать слова по протяжённости. Именно это закладывает основу для развития фонематического слуха. На подготовительном этапе у детей формируют умения интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком.

Интонационное выделение звука в слове – это особенное произнесение слова, когда нужный звук произносится более протяжно или более громко, чем остальные. Обучение детей интонационному выделению звуков в слове происходит только на примере согласных, с помощью такого методического приёма, как образец произнесения слова воспитателем. В процессе словесных игр дети учатся называть слова с заданным звуком, определять местоположение звука в слове (в начале, в середине или в конце). Практическое обучение звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нём. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова «сыр» ребёнок должен произнести его три раза: ссыр, сыыр, сырр. Дети не смогут овладеть звуковым анализом, только произнося слово вслух, необходимо показать им это наглядно, представив в виде схемы. Например, рисунок – слово, название которого надо разобрать, и ряд клеточек под рисунком. Количество клеток соответствует количеству звуков в слове. В процессе звукового анализа ребёнок будет заполнять последовательно клеточки кружками красного, синего и зелёного цвета. Рисунок помогает видеть предмет, схема выполняет функцию контроля. Когда все клеточки будут заполнены кружками, педагог ведёт указкой под схемой и в соответствии с движение указки произносит слово; повторное «прочтение» слова по звуковой схеме осуществляется вместе с детьми. Проведение звукового анализа слова на начальном этапе осуществляется следующим образом:

® рассмотреть картинку – схему и назвать слово;

® дети делают предположение, сколько в нём звуков;

® педагог произносит слово с интонационным выделением первого звука, задерживая указку в первой клетке. Дети повторяют;

® воспитатель называет первый звук так, как он слышится в слове (если слово «мак», то «м»);

® дети произносят звук и кладут кружок в первую клетку. Аналогично проводится работа с последующими звуками. Когда будут выделены все звуки в слове, воспитатель предлагает детям «прочитать» слово так, как движется указка по звуковой схеме.

В дальнейшем дети сами проводят звуковой анализ слова у доски с помощью воспитателя.

Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребёнок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропусков письма.

После того, как дети овладевают навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками. Дети узнают, что этим звукам ничего не мешает при произношении – ни зубы, ни губы, ни язык. Найдя все шесть звуков (а, о, у, ы, э, и) в проанализированных ранее словах, педагог говорит, что это необыкновенные звуки, мы их произносим громко, полным голосом. Это гласные звуки, мы обозначаем их красной фишкой. На последующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то мешает – губы, язык, зубы. Сравнение звуков по их произношению проводится в игре. Далее дети узнают, что у согласных звуков есть «братцы» - твердый и мягкий согласные звуки. В основу методики обучения положен принцип сопоставления пар звуков. Например, сравнить два слова кот и кит. Игра «Насос» - предложить надуть большой мяч (с-с-с) и маленький (сь-сь-сь). Игра «Назови братца» - воспитатель называет твёрдый звук, а ребёнок – мягкий. Только после того, как дети начнут улавливать разницу по звучанию, вводятся понятия: большого братца мы будем называть твёрдый согласный звук и обозначать синей фишкой, а маленького – мягкий согласный звук и обозначать – зеленой.

В образовательной деятельности детей знакомят с предложением. Дети учатся составлять предложение из 2-4 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку. Игры: «Закончи предложение», «Живые слова» и другие. Знакомятся со схемой предложения. В старшей группе делят слова на части (слоги). Эта работа проводится в начале года. В подготовительной группе продолжается работа по звуковому анализу слов; детей учат вычленять и обозначать словесное ударение; знакомят со всеми буквами русского алфавита; знакомятся с некоторыми правилами орфографии; учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции. Ведущей задачей на этих занятиях остаётся формирование устной речи детей, обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных способностей на основе общения. Воспитатель обогащает лексику детей, практически знакомя их с омонимами, антонимами, многозначностью слова; обращает внимание детей на смысловую и интонационную законченность предложений (точка, восклицательный и вопросительный знак). Продолжается работа по звуковому анализу слова на материале 4-5 звуковых слов, учат выделять ударный слог и ударный гласный звук. Правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть по слоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами. Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двухсложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша), потом переходить к словам с дарением на втором слоге (лиса, коза).  При выделении ударного слога нужно произносить слово целиком. Педагог даёт образец произношения с подчёркнутым ударением. В играх можно предложить произносить слово быстро и тихо, шёпотом. В этом случае ударный слог становится ещё более различимым. Важно показать детям различительную роль ударения: перенос ударения с одного гласного звука на другой делает слово бессмысленным или меняет его (замок – замок, кружки – кружки). В течении года дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита. Буква демонстрируется в виде заглавной и строчной (большой и маленькой), печатного шрифта. Особое внимание уделяется умениям детей соотносить букву и звук. Умение ребёнка узнавать графический образ буквы – одно из важнейших умений, готовящих его к чтению. Упражнения и игры с буквами: выложить букву из палочек, верёвочек, пуговичек; нарисовать, слепить букву; раздать карточки с зеркальными буквами; раскрасить, вырезать, сделать букву из конструктора. В последнюю очередь знакомят с буквами «е», «я», «ю», «ё», «ъ», «ь». Формируется способность детей слышать при произношение сочетание мягкого согласного звука «й» с гласными звуками «э», «а», «у», «о». Проводится звуковой анализ слов «лента», «няня», «клюшка», «звёзды».

Игра 1. «Назови первый звук в слове»

Цель: выработка навыка определения первого звука в слове.

Ход игры: взрослый называет слово, ребенок должен выделить голосом первый звук в слове и назвать его именно так, как звук звучит в слове. Например: кот – в слове «кот» первый звук К, кит – в слове «кит» первый звук Кь, сад – в слове «сад» первый звук С, сено – в слове «сено» первый звук Сь и т.д. В качестве усложнения можно попросить ребенка охарактеризовать этот звук (гласный-согласный, мягкий –твердый), а так же назвать последний звук в слове.

Игра 2. «Подбери словечко» 

Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.

Ход игры: взрослый просит подобрать слово с заданным звуком, ребенок называет одно или несколько слов. Например: «Назови мне слово со звуком Ш» – школа, карандаш, мишура. «Назови мне слово со звуком Бь» – бинт, ребенок, белка. В качестве усложнения можно попросить назвать слова с заданным звуком в определенной позиции (вначале, середине и конце слова). Например: «Назови мне слово зо звуком С в начале слова» – самолет, сом, след, сумка и т.д.

Игра 3. «Поймай звук»

Цель: выработка навыка выделения заданного звука в звуковом ряду.

Ход игры: взрослый предлагает выполнить определенное действие, когда ребенок услышит заданный звук среди других произносимых взрослым звуков. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук А» далее взрослый медленно и четко произносит: О, А, К, У. А, Б, Л, О, А и т.д.

Игра 4. «Замени звук»

Цель: выработка навыка синтеза слогов по заданному принципу.

Ход игры: взрослый предлагает заменять определенный звук на заданный и произнести получившийся слог. Например: «Замени А на О» далее взрослый медленно и четко произносит слог КА, ребенок «в уме» меняет А на О и произносит КО, ЗА – ЗО, ЛА – ЛО и т.д.

Сложновато было, правда? И это несмотря на то, что мы с вами – взрослые люди с огромным словарным запасом и творческим потенциалом. А нашим малочитающим и многосидящим перед телевизионным и компьютерным экраном детям эта задача зачастую становится непосильной.

А сейчас я приглашаю вас к демонстрационным столам для ознакомления с имеющимися на сегодня методическими пособиями и играми на формирование и закрепление навыков звукового анализа в рамках подготовки к обучению в школе.

Демонстрация и обсуждение.

Проанализировав наше выступление, вы подумаете «обучение дошкольника грамоте – это так сложно…» Что ж, вы правы. Однако упусти мы хоть что-нибудь из вышеперечисленного – и не видать ребенку «5» по чтению и письму…

Более подробно я готова осветить эту тему и ответить на вопросы относительно особенностей

Вашего ребенка в ходе индивидуальных консультации. Подводя итог нашего практикума, скажу, что так хотелось бы, встретившись с вами через несколько лет, услышать «А у моего Сережи по русскому языку пятерка!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Обучение детей звуковому анализу слова».

Основная задача работы по подготовке к обучению грамоте – это формирование у детей общей ориентировке в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова. Под звуковым анализом слова понимае...

Обучение детей звуковому анализу слов

Обучение детей звуковому анализу слов Формирование навыка звукового анализа и синтеза.<...

Обучение детей звуковому анализу слов.

Формирование у детей навыка звукового анализа и синтеза слов....

Консультация для родителей "Обучение детей звуковому анализу слов"

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристи...

«Обучение детей звуковому анализу слов»

Консультация для родителей...

Обучение детей звуковому анализу слов

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами....

"Игровые приемы в обучении детей звуковому анализу" (Август 2022 год)

Обучение звуковому анализу слов необходимо для успешного обучения в школе....