Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы по обучению грамоте Тема: «По следам буквы Я»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

В конспекте отражена работа с детьми подготовительной к школе группы по обучению грамоте. Целью проведения НОД является формирование у дошкольников положительной мотивационной направленности к овладению элементами грамоты.

Основной коррекционно-образовательной задачей является задача по формированию представлений детей о том, что буква Я обозначает два звука: [й, а], если стоит в начале слова. В ходе проведения НОД дошкольники учатся дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, проводить звуковой анализ слов, закрепляют навык чтения слогов, слов с буквами А, Я. Дети закрепляют знания о том, что после твёрдых согласных пишется буква А, а после мягких согласных - буква Я.

Задания представлены в интересной игровой форме, что позволяет поддерживать активность дошкольников на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_sledam_bukvy_ya.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

с детьми подготовительной к школе группы по обучению грамоте

Тема:  «По следам буквы Я» 

                                                                                                         

Цель:  

 Формировать у детей положительную мотивационную направленность к овладению элементами грамоты.

Коррекционно-образовательные задачи:

            Продолжать учить детей дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные      звуки. 

 Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов.

 Закреплять навык чтения слогов, слов с буквами А, Я.

           Продолжать учить детей читать слова и соотносить их с соответствующими картинками.

          Закреплять знания детей о том, что после твёрдых согласных пишется буква А, а после мягких согласных - буква Я.

 Формировать представления детей о том, что буква Я обозначает два звука: [й, а], если стоит в начале слова.

 Активизировать и пополнять словарный запас.

 Учить детей подбирать родственные слова.

Коррекционно-развивающие задачи:

  •  Развивать речевой слух, слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
  •  Развивать общую  и мелкую моторику, пространственные представления.

Коррекционно-воспитательные задачи:

      Воспитывать  навыки  сотрудничества  в  игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, доброжелательность, ответственность.

Методы и приемы:

Словесный: мотивация – помочь букве "Я" и тому, кто нуждается в помощи;  художественное слово, эвристическая беседа, рассуждения детей, методы поискового и проблемного характера, словарная работа.

Практический: работа со схемами слов,  чтение, печатание слова, складывание разрезной карточки со слогом, физ. минутка, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.

Наглядный: рассматривание картинок,  схем.

Оборудование: конверт с письмом; сигнальные кружки: синие, зелёные; мяч; пенал на каждого ребёнка для составления схемы слова; разрезные карточки с написанным слогом, ручка, два небольших квадратика бумаги, тетрадь или лист для печатания слова на каждого ребёнка; демонстрационные  цветные символы звуков; Домики звуков и букв; фланелеграф; магнитная и маркерная доски; таблица слогов с буквами А, Я; сюжетные картинки с изображениями детей, их именами; "Звуковички": "й", "а"; буква Я; картинки предметные: яблоко, яхта, яма, ягода, ястреб, якорь, як; контурные изображения листьев ясеня; бумажные яблочки с написанными именами детей, присутствующих на занятии.

 Предварительная работа: знакомство с буквой Я, чтение прямых слогов, печатание буквы и слогов, знакомство с правилом написания буквы Я после мягких согласных.

Ход  НОД

Приветствие:

 Станем рядышком, по кругу,

 Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.

 Нам здороваться ни лень:

 Всем "Привет!" и "Добрый день!";

 Если каждый улыбнётся –

 Утро доброе начнётся.

 – ДОБРОЕ УТРО!!!

I. Организационный момент.

Логопед:  Ребята, сегодня утром я заглянула в почтовый ящик и увидела письмо. На конверте написано: "Ребятам детского сада №16 от буквы Я. Прочитаем: "Здравствуйте, ребята! я услышала, что кому-то в нашем Звуко-Буквограде надо помочь. Я уже в пути, но Боюсь не справлюсь я сама,

Зову на помощь вас, друзья.

Меня вы догоняйте.

Задания выполняйте.

Думаю, что нам надо поспешить на помощь букве "Я" и тому, кто ещё в этом нуждается. Вы готовы выполнять задания?  Начинаем наш путь со звуковой зарядки.

II. Основная часть.

1. Звуковая (фонетическая зарядка).

Логопед: в правую руку возьмите фишку, которой обозначаем твёрдый согласный звук (синий кружок), а в левую руку - фишку, которой обозначаем мягкий согласный звук (зелёный кружок). Я произношу звуки - вы поднимаете руку вверх с нужной фишкой:

[ с  п,  в,  в  л  р,  н  к  д, ].

2. Второе задание - игра "Наоборот"

Логопед: Я буду произносить слог с твёрдым согласным звуком, вы мне возвращать слог с мягким согласным звуком: (дети произносят слоги хором)

ма  мя

ба  бя

га  гя

да  дя

на  ня

3. Третье задание - игра "Наоборот" с мячом

Логопед: Теперь наоборот: я произношу слог с мягким согласным, вы мне возвращаете слог с твёрдым согласным:  (бросаю мяч каждому ребёнку поочереди)

ля  ла

тя  та

ся  са

пя  па

вя  ва  

4. Четвёртое задание - упражнение "Приседания".

Логопед: Если слово начинается с твёрдого согласного звука, то приседают мальчики, если с мягкого звука, то приседают девочки:

ласточка,  дятел,  галка,  зяблик,  жаворонок.

Логопед: Ребята, о ком я говорила? (о птицах).

5. Пятое задание "Потерялась буква".

Логопед:  Нас ждёт следующее задание, выполнить которое мы сможем за столами, садитесь, пожалуйста.

Логопед:  Ребята, здесь написано стихотворение, а в некоторых словах нет одной буквы. Нам надо их найти.  

Не  велела  Лёне  мать

Книжки  и  картинки  мять

Но  уж  очень  Лёня  МАЛ      (показываю карточку со словом М . Л)

Книжки  и  картинки  МЯЛ        (показываю карточку со словом М . Л)  

Ребята, что обозначает слово "мал"? (маленький, Лёня маленький).

а что значит "мял"? (мял, сминал, сжимал бумагу).

Попробуем и мы смять листики бумаги.

Пальчиковая гимнастика.  

Сминаем листик сначала правой ладошкой, превращая его в комочек, затем другой листик левой ладошкой.  

Логопед:  Да, непростая у нас задача. Каких же букв не хватает в этих словах? Я думаю, мы должны сначала найти звуки.

Итак, слово "МАЛ" (выполняем звуко - буквенный анализ)

    зв. [м] - согласный, твёрдый

    зв. [а] - гласный

    зв. [л] - согласный, твёрдый.

Какую букву надо написать в этом слове после буквы М? (букву А  - вставляю букву)

Слово "МЯЛ":

    зв. [м,] - согласный, мягкий

    зв. [а] - гласный

    зв. [л] - согласный, твёрдый.  

Какую букву напишем после буквы М в слове "МЯЛ"? (букву Я).

Слышим звук [а], а писать будем букву Я, т.к. она стоит после мягкого согласного звука (вставляю букву Я).

Скажите, в слове "МЯЛ" буква "Я" обозначает какой звук? (звук [а])

III. Физминутка. Зрительная гимнастика.

      (дети встают за свои стульчики)

 Логопед:  Из-за облаков выглянуло солнышко - мы с удовольствием на него посмотрели и потянулись к нему руками...

солнышко движется влево, вверх, а теперь вправо и вниз и закатилось за горизонт.

6. Чтение слогов по таблице (хором)

на  ня           дя  да  

ба  бя            зя  за  

ва  вя            кя  ка  

7. Чтение слогов на разрезных карточках. Игра  "Сложи и прочитай"

Каждый ребёнок складывает разрезную карточку, читает получившийся слог, если позволяет время, дети обмениваются карточками. (во время складывания детьми разрезной карточки размещаю на ковре контурные изображения листьев ясеня).

8. Чтение имён детей по сюжетным картинкам.

Логопед: Как зовут девочку, которая кормит цыплят?  (Таня)

Кто поймал рыбку?  (Ваня)

Что в руках у Вали?  (цветы и книга)

Кто кормит собаку?  (Даня)

На велосипеде едет.....  (Вася)

У кого самолёт?  (у Сани)

Что делает Галя?  (прыгает через скакалку)

Кто играет на скрипке?  (Надя)

Молодцы! Ой, ребята, мне кажется, кто-то шепчется в нашем Звуко-Буквограде. Пойдём, посмотрим. Только вот осень нам разбросала листочки с какого-то дерева, будем идти, не наступая на них, а перешагивая.

Логопед: Так кто же шептал? (показываю Звуковичков: "й"  "а"). Кажется, я догадалась, что случилось, сейчас вам расскажу.

У звука [й] не было друзей. А звук [й] какой? (согласный, мягкий). Скучно ему было. Решил он поискать себе товарища. Гулял он по Звукограду и встретился ему звук [а]. Ребята, звук [а] какой? (гласный). Звук [й] робко предложил звуку [а] дружить. Весёлый звук [а] сразу согласился. Взялись они за руки и получилась песенка: йа, йа, йа. И зазвучали они в словах (показываю картинки): яблоко, ягода, якорь, ящик, ясень.

Но вот беда: мы их слышим, а прочитать не можем. Нам нужна буква, которая обозначила бы эти звуки. Йа, йа, йа. Вам эта песенка ничего не напоминает? (напоминает букву Я).

А вот и наша буква Я. Нужна твоя помощь: у этих звуков нет буквы. Ты им очень подходишь: йа, йа, йа  смелей, ребята   (йа, йа, йа)

                     эти звуки, мы, друзья  

                     обозначим буквой Я

Логопед:  Это кто? (Як)   Найдём все звуки этого слова и попробуем его написать:

             зв. [й] - согласный, мягкий

             зв. [а] - гласный

             зв. [к] - согласный, твёрдый.  

А как напишем это слово? Какую первую букву напишем? (Букву Я)

А вторую? (Букву К)

Получилось слово.... (Як)

Посмотрите, ребята, если буква Я стоит в начале слова, то она обозначает два звука: [й а].

Скажите, название какого фрукта начинается со звуков [й а] и буквы "Я"? (яблоко).

Поиграем в игру "Дружная семейка слов"

Яблоко. Назовите дерево, на котором растёт яблоко. (яблоня)

Маленькое яблоко ... (яблочко)

Сок из яблок.... (яблочный)

IV. Итог НОД

Логопед:  Ребята, наше путешествие подошло к концу. Вы старались, выполнили все задания, были яркими, а ваши ответы были ясными. Буква Я хочет подарить вам яблочки. Мы сейчас подойдём к яблоне, и каждый из вас возьмёт яблоко со своим именем.

Спасибо вам за вашу помощь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс ( конспект занятия) для подготовительной к школе группы по обучению грамоте У нас в гостях клоуны Бим и Бом.

Цели:1.     Познакомить с новыми звуками  [ б] и [б`] и буквами Б, б.2.     Продолжать учить читать слоги, слова с новыми буквами.3....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте.

Цель: познакомить детей с буквой «ф»; уточнить артикуляцию звуков[ф][ф,]; совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли; закреплять умения делить слова на слоги; соста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по обучению грамоте

Конспектнепосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по обучению грамотеТема:  «ЗНАНИЕ» (БУКВА 3) Цель:  - Формировать у детей полож...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по обучению грамоте «Гуси-лебеди на новый лад. Звук и буква З»

Цель: Познакомить детей с буквой З.Задачи:Образовательные:-уточнить артикуляцию звуков [з – з`];-упражнять в  выделении заданного согласного звука  в начале, в середине слова, из поток...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква О».

Цели:  Знакомство с гласным звуком [O], его характерными особенностями, с гласной буквой «О».Задачи:         Коррекционно-образо...

Конспект фронтального логопедической занятия в старшей группе по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква И».

Конспект фронтального логопедической занятия в старшей группе по обучению грамоте.Тема: «Звук и буква И».Цели:  Знакомство с гласным звуком [И], его характерными особенностями, с...