Обучение грамоте " Звук М, буква М"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 «Найырал» комбинированного вида города Кызыла Республики Тыва
Непосредственная образовательная деятельность
по обучению грамоте в подготовительной группе по теме «Звук-М, буква -М»
Выполнила:
воспитатель
первой квалификационной категории
МБДОУ № 36 г.Кызыла
Монгуш Алимаа Кызыл-ооловна
Кызыл-2017г.
Цель: познакомить со звуком и буквой М, м; научить детей правильно произносить звук [М] и [М] в различных формах речевой деятельности.
образовательные задачи: познакомить с буквой и со звуком М, м; используя различные виды детской деятельности. -автоматизировать правильное произнесение [М-формирование умения определять местоположение звука в слове; Стимулировать речевую активность детей. Совершенствовать навыки фонематического анализа слов, навыки слогового анализа закрепить понятие «гласные и согласные звуки».
развивающие задачи: развивать связную речь, фонематические процессы, зрительное внимание, артикуляционную, тонкую и общую моторики, творческую деятельность. Продолжать работу по развитию правильного дыхания.
воспитательные задачи: стимулировать формирование интереса к учебной деятельности; формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать познавательный интерес к образовательной деятельности через использование игровых приёмов.
Оборудование: телевизор, иллюстрации (Машина, Малина, Мак, Мыло), листочки с буквами (а, о, у, м, с, ш, л, х), кувшинка с буквой М, ракушки(камушки).
Ход НОД:
Организационный момент:
- Приветствие.
Педагог: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. Гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок стало сразу светлее и теплее.
Педагог: Сегодня на улице замечательный денек. Солнышко заглядывает в окошко и тоже хочет с нами поздороваться.
Проснулось солнышко и сладко зевнуло,
Солнышко лучик к нам протянуло,
Солнышко щечку нам приласкало,
Доброго утра нам пожелало.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Побежит тепло по кругу
Будем вместе очень дружно
Фантазировать, играть
Мы хотим всё знать.
(дети присаживаются на свои места)
- Сюрпризный момент.
Педагог: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. Но чтобы узнать кто он, необходимо отгадать загадку.
Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Его любят малыши.
(Ответы детей: это Лунтик)
Педагог: Ребята, а вы любите Лунтика? Скажите, а какой он – Лунтик?
(Ответы детей: нежный, добрый, веселый, смелый, любознательный, озорной, хороший друг и товарищ).
педагог: Лунтик пришел в гости к нам не один. С ним пришли его друзья.
Давайте вспомним и назовем друзей Лунтика. (Дети перечисляют)
Правильно молодцы, вы знаете всех друзей Лунтика.
- Но у них случилась беда Божья коровка Мила потеряла первую букву в своем имени, какая это буква ребята
- (ответы детей) это буква М
Педагог: Лунтик с друзьями знает, что вы очень умные и любознательные, и поэтому приготовили для вас интересные задания для того чтобы найти букву М и помочь Божьей коровке. Но чтобы узнать от кого задание, мы должны будем отгадать загадки.
Педагог: Ну что, ребята, выполним задания? На занятии вы будете очень внимательно слушать, смотреть, говорить четко, красиво и понятно.
Подготовительная работа:
Давайте нырнем вместе с Лунтиком в пруд.
Дыхательная гимнастика «Ныряльщики»: делаем глубокий вдох носом, зажимаем нос и ныряем под воду, задержали дыхание, выныриваем и выдыхаем ртом. (2-3 раза).
Ну, вот мы и под водой вместе с Лунтиком.
(Дети встают и выполняют дыхательную гимнастику.)
-Ребята, Лунтик нашел вот такие листочки. И не может понять, что на них изображено. Что это? Буквы.
- Какая еще есть сестренка у буквы? Звук.
- Чем буква отличается от звука?
Букву – видим и пишем, а звук – слышим и говорим
Гласные и согласные
Переворачивают лист и называют букву.
- Какие бывают звуки?
- Разбейте буквы, которые на листочках на 2 группы. Назовите буквы и дайте им характеристику.
(а – гласный,
у – гласный,
л – согласный, звонкий,
о – гласный,
с – согласный, глухой,
ш – согласный, глухой,
м -?
- А в какую группу мы добавим эту букву? Кто-нибудь знает? Мы ее не изучали. Нет.
А почему?
- Скажите, с какого звука начинается имя подружки Лунтика Божьей коровки? Со звука М.
- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся на занятии? Со звуком и буквой М, м.
Педагог: От кого же это задание??? Ребята, послушайте внимательно загадку:
В ярком платье модница —
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится — отдыхает.
- Кто это? (Ответы детей: это бабочка, подружка Лунтика). Правильно, это бабочка. Она хочет с вами поиграть. Давайте выполним задание
-Она подготовила нам картинки. Давайте посмотрим, что изображено на картинках?
- Машина, Малина, Мак, Мыло.
- - С какого звука начинаются все эти слова?
- Со звука М.
- - Дайте характеристику звуку м. Расскажите Лунтику о звуке м.
- Согласный, звонкий (кладут руки на горло и проверяют)
Педагог: А от кого же следующее задание??? Вам интересно???? И мне тоже!!! Послушайте загадку:
Кто с листочка на травинку
Быстро скачет вдоль тропинки?
Кто так весело стрекочет,
Рассказать о чем-то хочет?
Этот человечек – зелененький ….. кузнечик
Кто это? (Ответы детей: это кузнечик Кузя, лучший друг Лунтика) Это задание для вас приготовил Кузя. Я, кажется, знаю, какие задания для вас приготовил Кузя: он хочет, чтобы мы поиграли и немного подвигались.
Воспитатель: Дети вы помните, что в мультфильме Лунтик с Кузей делали гимнастику с гантелями, давайте, и мы с вами выполним такую гимнастику.
ФИЗМИНУТКА
Дети выполняют движения с гантелями под музыку
Педагог: Ой, ребята, а от кого же это задание?
Слушайте внимательно загадку:
Рано утром он встает
И кипит работа.
Два ведра с собой берет
Собирает туда мед.
Педагог: Кто это? (Ответы детей: это Пчеленок, лучший друг Лунтика)
Педагог: Пчеленок приготовил для насинтересное задание и речевую разминку.
Артикуляция звука: М – губы сжаты и напряжены, язычок лежит на донышке, воздух проходит через нос.
Характеристика звука М:
- Звук (М) – согласный, звонкий, твердый, его нельзя петь, обозначается синим цветом.
Речевая зарядка: ма-мя, мо-мё, му-мю, мы-ми, мэ-ме, ам-амь,ом-омь,
Произнести чистоговорки
Ом-ом –вот наш дом
Ом-ом – в лесу гном
Ом-ом - в реке сом
Ом-ом - на полке альбом
Воспитатель: Молодцы ребята.
А сейчас Пчеленок хочет поиграть с нами в игру «Угадай, где звук». Я буду называть слово, а вы должны угадать, где находится буква м, в начале, в середине или в конце слова.
Мак - ?
Томат - ?
Дом - ?
Пчеленок приготовил еще одно интересное задание для нас.
Загадки «Доскажи словечко»:
1. Поле летом покраснело.
Яркий, как победный флаг,
Нам головкой машет смело
Бархатистый красный ... (мак)
2. На опушке, у дорожки
Он растет на белой ножке.
Красным цветом красит бор
Ядовитый ... (мухомор)
3. Он нам дарит сок томатный,
Вкусный, нежный, ароматный.
Любит солнышко синьор -
Красный спелый ... (помидор)
4. Я оранжева, сочна,
Я полезна и вкусна.
Огородников любовь -
Урожайная ...(морковь)
Пчеленок осталась доволен и полетел дальше.
- Ребята, посмотрите что изображено на кувшинке? Буква
- Ребята, это буква М. Дети отвечают
- Скажите, на что она похожа?
- Из каких элементов состоит печатная буква М? Из четырех палочек.
- Посмотрите, Лунтик принес много морских камушек (ракушек). Выложите из них букву М.
Выкладывают из камушек (ракушек) букву М.
- Лунтику понравились все ваши буквы.
Педагог: Давайте посмотрим, от кого будет задание! Послушайте загадку и отгадайте, кто же это?
Педагог: Ребята, кто это? (Ответы детей: это гусеницы Вупсень и Пупсень) Они предлагают поиграть в игру
Расшифруй слово (Ребусы со звуком М)
Педагог: Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать.
Педагог: Молодцы, ребята, вы и с этим заданием справились!
Педагог: Давайте посмотрим, от кого же это задание? Послушайте загадку:
Это что за девочка,
Ходит в платье красном?
Косы вверх, как стрелочки.
Голосок прекрасный.
(педагог достает изображение божьей коровки Милы) Ребята, кто это? (Ответы детей: это Мила, подружка Лунтика)
Пальчиковая гимнастика «Краб»
Краб ползет по дну,
Выставив свою клешню.
(Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.)
Педагог:
Лунтик с божьей коровкой Милой очень любят играть в песочнице. Они для вас приготовили интересное задание.
Напечатайте на песке печатную букву М. И Лунтик с вами тоже будет печатать букву на песке.
Миле очень понравились ваши буквы. Она очень рада что вы помогли отыскать первую букву ее имени.
Педагог: Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием.
Дети вытирают руки влажными салфетками. Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. А Лунтик так устал, что заснул под листочком цветка. Мы не будем ему мешать, а на следующем уроке с ним встретимся.
Итог НОД:
- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Со звуком и буквой М
- Какая это буква? Она согласная и звонкая.
- На что она похожа? –Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации. Обучение грамоте. Звук и буква...
Обучение грамоте. Звук и буква......
Обучение грамоте. Звук и буква А
буклет предназначен для закрепления знаний при обучении грамоте детей дошкольного возраста (домашнее задание). содержит речевой и картинный материал...
Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте "Звук и буква Ч"
занятие по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте...
Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"
Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...
Конспект НОД по обучению грамоте "Звук и буква Ц" в подготовительной группе.
Конспект занятия по уточнению и расширению знаний детей по теме "Звук и буква Ц"....
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"
Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....
Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"
Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...