Обучение грамоте " Звук М, буква М"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Монгуш (Оюн) Алимаа Кызыл-ооловна

Обучение грамоте " Звук М, буква М"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обучение грамоте57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 «Найырал» комбинированного вида города Кызыла Республики Тыва

Непосредственная образовательная деятельность

по обучению грамоте в подготовительной группе по теме «Звук-М, буква -М»

Выполнила:

воспитатель

первой квалификационной категории

 МБДОУ № 36 г.Кызыла

Монгуш Алимаа Кызыл-ооловна

Кызыл-2017г.

Цель: познакомить со звуком и буквой М, м; научить детей правильно произносить звук [М] и [М]  в различных формах речевой деятельности.

образовательные  задачи:  познакомить с буквой  и  со звуком М, м; используя различные виды детской деятельности. -автоматизировать правильное произнесение [М-формирование умения определять местоположение звука в слове; Стимулировать речевую активность детей. Совершенствовать навыки фонематического анализа  слов,  навыки  слогового  анализа закрепить понятие «гласные и согласные звуки».

развивающие задачи: развивать связную речь, фонематические процессы, зрительное внимание, артикуляционную, тонкую и общую моторики, творческую деятельность. Продолжать работу по развитию правильного дыхания.

воспитательные задачи:  стимулировать  формирование интереса к учебной деятельности; формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать познавательный интерес к образовательной деятельности через использование игровых приёмов.

Оборудование: телевизор, иллюстрации (Машина, Малина, Мак, Мыло), листочки с буквами (а, о, у, м, с, ш, л, х), кувшинка  с буквой М, ракушки(камушки).

Ход НОД:

Организационный момент:

  1. Приветствие.

Педагог:  Ребята,  посмотрите,  сколько  к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся  и улыбнёмся. Гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок стало сразу светлее и теплее.

Педагог:  Сегодня  на  улице  замечательный    денек. Солнышко заглядывает в окошко и тоже хочет с нами поздороваться.

Проснулось солнышко и сладко зевнуло,

Солнышко лучик к нам протянуло,

Солнышко щечку нам приласкало,

Доброго утра нам пожелало.

Дружно  за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Побежит тепло по кругу

Будем вместе очень дружно

Фантазировать,  играть

Мы хотим всё знать.

        (дети  присаживаются  на  свои  места)

  1. Сюрпризный момент.

Педагог:         Ребята, сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. Но чтобы узнать кто он, необходимо отгадать загадку.

Он сиреневый такой,

Машет весело рукой.

Он свалился к нам с луны –

Его любят малыши.

(Ответы детей: это Лунтик)

Педагог: Ребята, а вы любите Лунтика? Скажите, а какой он – Лунтик?

(Ответы детей: нежный, добрый, веселый, смелый, любознательный, озорной, хороший друг и товарищ).

педагог: Лунтик  пришел в гости к нам не один. С ним пришли его друзья.

        Давайте вспомним  и назовем друзей Лунтика. (Дети перечисляют)

Правильно молодцы, вы знаете всех друзей Лунтика.

  • Но у них случилась беда Божья коровка Мила потеряла первую букву в своем имени, какая это буква ребята
  • (ответы детей) это буква М

Педагог:  Лунтик  с друзьями знает, что вы очень умные и любознательные, и поэтому   приготовили для вас  интересные  задания для того чтобы найти букву М и помочь Божьей коровке. Но  чтобы  узнать от кого задание, мы должны будем отгадать загадки.

Педагог:  Ну  что,  ребята,  выполним  задания? На  занятии  вы будете  очень  внимательно  слушать,  смотреть, говорить  четко,  красиво  и  понятно.

Подготовительная работа:

Давайте нырнем вместе с Лунтиком в пруд.

Дыхательная гимнастика «Ныряльщики»: делаем глубокий вдох носом, зажимаем нос и ныряем под воду, задержали дыхание, выныриваем и выдыхаем ртом.  (2-3 раза).

Ну, вот мы и под водой вместе с Лунтиком.

(Дети встают и выполняют дыхательную гимнастику.)

-Ребята, Лунтик нашел вот такие листочки. И не может понять, что на них изображено. Что это? Буквы.

- Какая еще есть сестренка у буквы? Звук.

- Чем буква отличается от звука?

Букву – видим и пишем, а звук – слышим и говорим

Гласные и согласные

Переворачивают лист и называют букву.

- Какие бывают звуки?

- Разбейте буквы, которые на листочках на 2 группы. Назовите буквы  и дайте им характеристику.

(а – гласный,

у – гласный,

л – согласный, звонкий,

о – гласный,

с – согласный, глухой,

ш – согласный, глухой,

м -?

- А в какую группу мы  добавим эту букву? Кто-нибудь знает? Мы ее не изучали. Нет.

А почему?

- Скажите, с какого звука начинается имя подружки Лунтика Божьей коровки? Со звука М.

 -  С каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся на занятии?          Со звуком и буквой М, м.

Педагог: От кого же это задание??? Ребята, послушайте  внимательно    загадку:  

В ярком платье модница —

Погулять охотница.

От цветка к цветку порхает,

Утомится — отдыхает.

  • Кто это? (Ответы детей: это бабочка, подружка Лунтика). Правильно, это бабочка. Она хочет с вами  поиграть. Давайте  выполним  задание

-Она подготовила нам картинки. Давайте посмотрим, что изображено на картинках?

  • Машина, Малина, Мак, Мыло.
  • -  С какого звука начинаются все эти слова?
  • Со звука М.
  • - Дайте характеристику звуку м. Расскажите  Лунтику о звуке м.
  • Согласный, звонкий (кладут  руки на горло и проверяют)

Педагог: А от кого же следующее задание??? Вам интересно???? И мне тоже!!! Послушайте загадку:

Кто с листочка на травинку

Быстро скачет вдоль тропинки?

Кто так весело стрекочет,

Рассказать о чем-то хочет?

Этот  человечек – зелененький ….. кузнечик

Кто это? (Ответы детей: это кузнечик Кузя, лучший друг Лунтика) Это  задание  для вас приготовил Кузя.  Я, кажется, знаю, какие задания для вас приготовил Кузя: он хочет, чтобы мы поиграли и немного подвигались.

Воспитатель: Дети вы помните, что в мультфильме Лунтик с Кузей делали гимнастику с гантелями, давайте, и   мы с вами выполним такую гимнастику.

ФИЗМИНУТКА

Дети выполняют движения с гантелями под музыку

Педагог: Ой, ребята, а от кого же это задание?

Слушайте внимательно загадку:

Рано утром он встает

И кипит работа.

Два ведра с собой берет

Собирает туда мед.

Педагог: Кто это? (Ответы детей: это Пчеленок, лучший друг Лунтика)

Педагог: Пчеленок приготовил для насинтересное задание и  речевую разминку.

Артикуляция звукаМ – губы сжаты и напряжены, язычок лежит на донышке, воздух проходит через нос.

Характеристика звука М:

Звук (М) – согласный, звонкий, твердый, его нельзя петь, обозначается синим цветом. 

 Речевая зарядка: ма-мя, мо-мё, му-мю, мы-ми, мэ-ме, ам-амь,ом-омь,

Произнести чистоговорки

Ом-ом –вот наш дом

Ом-ом – в лесу гном

Ом-ом - в реке сом

Ом-ом - на полке альбом

Воспитатель:  Молодцы ребята.  

А сейчас Пчеленок хочет поиграть с нами в игру «Угадай, где звук». Я буду называть слово, а вы должны угадать, где находится  буква м, в начале, в середине или в конце слова.

Мак - ?

Томат - ?

Дом - ?

Пчеленок приготовил еще одно интересное  задание для нас.

Загадки «Доскажи словечко»:

1. Поле летом покраснело.

Яркий, как победный флаг,

Нам головкой машет смело

Бархатистый красный ... (мак)

2. На опушке, у дорожки

Он растет на белой ножке.

Красным цветом красит бор

Ядовитый ... (мухомор)

3. Он нам дарит сок томатный,

Вкусный, нежный, ароматный.

Любит солнышко синьор -

Красный спелый ... (помидор)

4. Я оранжева, сочна,

Я полезна и вкусна.

Огородников любовь -

Урожайная ...(морковь)

Пчеленок осталась доволен и полетел дальше.

- Ребята, посмотрите что изображено на кувшинке? Буква

- Ребята, это буква М. Дети отвечают

- Скажите, на что она  похожа?

- Из каких элементов  состоит печатная буква М? Из  четырех палочек.

-  Посмотрите, Лунтик принес много морских камушек (ракушек). Выложите из них букву М.

Выкладывают из камушек (ракушек) букву М.

- Лунтику   понравились все ваши   буквы.

Педагог: Давайте посмотрим,  от кого будет задание! Послушайте загадку и отгадайте, кто же это?

Педагог:  Ребята, кто это? (Ответы детей: это гусеницы Вупсень и Пупсень)  Они  предлагают  поиграть  в игру  

Расшифруй слово (Ребусы со звуком М)

Педагог:  Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать.

Педагог:  Молодцы, ребята, вы и с этим заданием справились!

Педагог: Давайте  посмотрим, от кого же это задание? Послушайте загадку:

Это что за девочка,

Ходит в платье красном?

Косы вверх, как стрелочки.

Голосок прекрасный.

 (педагог достает  изображение  божьей коровки Милы) Ребята, кто это? (Ответы  детей:  это Мила, подружка Лунтика)

Пальчиковая гимнастика «Краб»

Краб ползет по дну,

Выставив свою клешню.

(Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.)

Педагог:

Лунтик  с  божьей  коровкой  Милой  очень  любят  играть в песочнице.  Они для вас приготовили интересное задание.   

Напечатайте на песке печатную букву М. И Лунтик с вами тоже будет печатать букву на песке.

Миле очень понравились ваши буквы. Она очень рада что вы помогли отыскать первую букву ее имени.

Педагог:   Молодцы, ребята, вы справились  с  этим заданием.

Дети вытирают руки влажными салфетками. Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. А Лунтик так устал, что заснул под листочком цветка. Мы не будем ему мешать,  а на следующем уроке с ним встретимся.

Итог НОД:

- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Со звуком и буквой М

- Какая это буква? Она согласная и звонкая.

- На что она похожа? –Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации. Обучение грамоте. Звук и буква...

Обучение грамоте. Звук и буква......

Обучение грамоте. Звук и буква А

буклет предназначен для закрепления знаний при обучении грамоте детей дошкольного возраста (домашнее задание). содержит речевой и картинный материал...

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте "Звук и буква Ч"

занятие по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте...

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"

Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...

Конспект НОД по обучению грамоте "Звук и буква Ц" в подготовительной группе.

Конспект занятия по уточнению и расширению знаний детей по теме "Звук и буква Ц"....

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"

Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"

Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...