Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуки. Звуковой анализ.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Крайнова Людмила Николаевна

Обобщить и систематизировать знания детей о звуках; совершенствовать навыки звукового анализа; совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, давать характеристику звукам речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_ded_bukvoed.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по обучению грамоте.

Звуки. Звуковой анализ.

«Проделки Деда Буквоеда»

Воспитатель: Крайнова Л.Н.

Задачи:

- образовательные:

Обобщить и систематизировать знания детей о звуках; совершенствовать навыки звукового анализа; совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, давать характеристику звукам речи.

Упражнять в подборе слов с гласными звуками в разных позициях.

Продолжать учить детей выделять первый и последний звук в слове.

Закреплять понятия «звук», «буква».

Упражнять в определении количества слогов в слове.

Совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы,

- развивающие:

развивать фонематическое восприятие, мышление, и речь детей; закреплять обобщающие понятия; развивать логическое мышление, память и мелкую моторику детей.

- воспитательные:

воспитывать интерес к обучению грамоте, умение слушать воспитателя, работать в коллективе.

Материал:

картинки в названии которых 1,2,3 слога; схемы, простые карандаши, палочки, флешка.

Ход НОД:

Воспитатель:

Ребята, к нам в группу сегодня утром пришло письмо, давайте его прочитаем.

В нашем городе красивом

Появился Буквоед.

Между книжек поселился

И наделал много бед.

Может вы хотите знать,

Чем он занимается?

Отвечаю – Буквоед

Буквами питается.

Ну, а если Буквоед                Раньше был стишок про Греку:

Буквами питается,                 Греку в речке цапнул рак.

Значит надо понимать,                 Буквоед откушал буквы,

Что же получается.                 Получился кавардак.

Десять букв на завтрак,         Но такую ерунду

Двадцать – на обед,                 Вы ведь не хотите?

Вечером три буковки –                 Что же делать нам теперь,

Вот и книжки нет!                 Просим помогите.

- В стране грамоты беда Дед Буквоед похитил все буквы. Но буквы могут снова вернутся, если вы выполните все его задания. Поможем?

Дети: да.

Задание 1. Отгадывание загадок.

Воспитатель:

Попробуем отгадать загадки?

Загадки про буквы

В этой букве нет углов

И она бы укатилась,

Если масса разных слов

Без нее бы обходилась! (О)

Если сделаю я губки

Очень тоненькою трубкой,

Звук потом произведу,

То услышишь звук ты ...(У)

Вот два столбика наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? Да? Перед тобою буква …(А)

Воспитатель:

Вы отгадали все загадки. Скажите, а какие звуки обозначают эти буквы (гласные). Почему эти звуки называют гласными? (Произносятся без препятствия, тянутся, поются), а еще какие бывают звуки? Дети: (согласные: мягкие и твердые). Молодцы! Звуки мы что делаем? (произносим и слышим). А что мы видим и пишем? (Буквы).

Задание 2: подбор слов со звуком А. Слайд 5

Дети подбирают слова, в названии которых есть звук А. (в начале, в середине, в конце)

Задание 3: составь слово по первым буквам. Слайд 6

Воспитатель: Буквоед придумал нам новое испытание зашифрованное слово, разгадав которое у нас прибавятся силы.

Дети выполняют задание, составляют слово ДРУЖБА.

Задание 4: определение количества слогов в словах. Слайд 8

Воспитатель:

В городе букв строители построили дом, в нем много этажей, как можно назвать, какой это дом (многоэтажный). Но жителей в этом доме еще нет, он стоит пустой. Давайте, ребята заселим этот дом, чтоб в нем не было пусто и грустно. На первый этаж поселим жителей, в названии которых 1 слог, на второй этаж – жителей с 2 слогами в названии, на третьем - с 3 слогами.

Дети подбирают картинки и расставляют по этажам.

Задание 5: Звуковой анализ по картинке. Слайд 10-11

Воспитатель:

Ну, вот. Заселили весь дом. Молодцы ребята, но злой Буквоед не хочет так просто отдавать буквы и придумал новое задание. Он перепутал звуки. А вы знаете как можно обозначить звук?

Конечно схемой, давайте покажем, как мы умеем это делать.

Воспитатель:

Мы выполнили еще одно задание Буквоеда, силы наши на исходе пора размяться и отдохнуть. В волшебной стране живет веселый краб и он нам поможет.

Динамическая пауза: видео «Разминка с крабом». Слайд12

Воспитатель:

Ну вот, мы пока мы отдыхали, злой Буквоед уже придумал новое задание для нас, но мы справимся с любыми сложностями, правда ребята?

Дети: Да

Задание 6: Найти заблудившийся звук. Слайд 13.

Воспитатель: В этом задании заблудился звук, если вы будите внимательны, то услышите какой звук заблудился и исправите его:

Куклу выронив из рук

Маша мчится к маме -

Там ползет зеленый лук

С длинными усами!

Дети: ответы детей (не лук, а жук)

Воспитатель:

Сидит на грядке крепко,

Оранжевая кепка.

Дети: ответы детей (не кепка, а репка)

Воспитатель:

Сели в ложку и айда-

По реке туда-сюда.

Дети: ответы детей (не в ложку, а в лодку)

Воспитатель: молодцы все звуки исправили.

Задание 7: Выкладывание из палочек буквы. Слайд 14.

Воспитатель:

Ребята, пока буквы сидели под замком они заболели. Им нужно помочь Давайте покажем, какими должны быть буквы и выложим их из палочек. А ты, Буквоед, посмотри какие у нас ловкие девочки или мальчики.

Задание 8: составление из букв слова. Слайд 15.

Воспитатель: Посмотрите здесь какой-то шифр, это код от замка, чтобы открыть его нужно правильно поставить буквы и прочитать слово.

Воспитатель: Ребята вы молодцы, выполнили все задания Буквоеда освободили буквы и за вашу помощь они дарят вам раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук [C\']

Сформировать представления о букве ЭС и звуках [С], [С\'], уме­ния различать их по твёрдости-мягкости, способу произнесения.Активизация внимания к звуковому и слоговому составу слов, способ­ности сравн...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе " Звук и буква Ш"

Занятие проводилось в группе для детей с ОНР 3 уровня...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».

Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М. Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква П"

Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками П и Пь, с буквой П, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает ...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква М".

Знакомство с буквой М. Характеристика звука. Игры со звуками....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: “ Звуковой анализ слова “газета”.

Конспект занятия по обучению           грамоте в подготовительной группе.Тема: “ Звуковой анализ слова “газета”.Программное со...