Дифференциация звуков [к], [к'] - [х], [х']. Буквы К - Х.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Короткова Венера Фоатовна

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dif-tsiya_k_k-h_h.doc66 КБ
PDF icon k-h_.pdf522.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте

в старшей группе

Тема занятия: «Дифференциация звуков [к], [к'] – [х], [х'].  Буквы К –Х».

Образовательная область: Речевое развитие.

Цель: дифференциация звуков [к], [к'] – [х], [х'].

Задачи:

  1. Учить детей дифференцировать звуки [к] , [к'] – [х], [х'] в слогах и словах.
  2.  Упражнять в употреблении существительных в форме родительного падежа единственного числа с предлогом без, в образовании притяжательных прилагательных, в согласовании прилагательного и существительного.
  3. Формировать навыки звукового анализа.
  4. Развивать мышление и зрительное восприятие.

Оборудование: фланелеграф, картинки с изображением тучи и капелек, предметные картинки, индивидуальные листы с заданиями.

Этапы работы

Содержание занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

1.

2.

3.

Организационный момент.

Основная часть.

  1. Дифференциация звуков [к], [к'] – [х], [х']. 

  1. Формирование фонематического восприятия.

  1. Физминутка.

  1. Работа в тетради.

  1. Упражнение в образовании существительных родительного падежа единственного числа.

  1. Упражнение в образовании притяжательных прилагательных.

  1. Упражнение в согласовании прилагательного и существительного.

Заключительная

часть.

– Составьте слово из звуков:

э, х, о;            у, х, о;                 п, у, х;

у, х, а;                   м, о, х;                 хъ, и, т;

х, о, р;                   б, а, х;                 п, а, х;

х, о, т;                   д, у, х;                 с, о, х.

– Посмотрите как весело бежит Хрюша по дорожке. Бежит и хрюкает. Скажите, как хрюкает Хрюша? (Х-х-х; хь-хъ-хъ.)

– Расскажите об этих звуках.

– Ой, ребята, посмотрите, тут тучка набежала и закапал дождь. Как капает дождь? (К-к-к; къ-къ-къ.)

– Что знаете об этих звуках?

– Начал дождик сильно лить,

Решил Хрюшу намочить. Чтобы дождик поскорее закончился, мы возьмем у него по капельке. А на каждой капельке задание. Выполним задание – возьмем капельку. Соберем все капельки и дождь закончится.

а) Задание на первой капельке: игра «Будь внимательным».

– Чем похожи звуки [к], [х]? ([к'], [х']) ? Чем они отличаются?

– Если услышите в слове звуки [к], [к'] – головой кивнете. Если [х], [х'] – в ладоши хлопните.

Капля   хвост    капать   Хрюша

Дождик    хвастать      мокрый кивать       сухой        хлопать

б) Задание на второй капельке: Игра «Наоборот».

– Замените звук [к] на [х] и наоборот.

сок – ...        сох – ...

мок – ...        ход – ...

бак – ...        муха–  ...

мак – ...        махать – ...

в) Задание на третьей капельке: Игра «Закончи слово».

лу...        вени ...

ме ...        горо...

песо ...        оре ...

пету...        звоно ...

г) Задание на четвёртой капельке: Физминутка. «Дождик».

Капля первая упала – кап!

И вторая пробежала – кап!

Мы на небо посмотрели,

Капельки кап-кап запели,

Намочились лица,

Мы их вытирали.

Туфли – посмотрите –

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведём

И все капельки стряхнём.

От дождя убежим,

Под кусточком посидим.

д) Задание на пятой капельке: Игра «Выбери картинку».

– Соедините линиями картинки, в названии которых слышится звук [К] или [X], с соответствующими буквами. В каком слове есть оба эти звука?

е) Задание на шестой  капельке: игра «Кто без чего?».

– Рассмотрите недорисованные картинки. Скажите, кто без чего? Выделите голосом звуки [к] и [х].

Слон без ...          Белка без ... Доктор без...      Хомяк без...

ж) Задание на седьмой капельке: «Узнай хвосты животных».

з) Задание на восьмой капельке:

– Назовите, какие предметы есть у Хрюши.

– Я скажу слово, называющее признак. А вы подберете к нему слово, называющее предмет. Крепкий – орех        красивый…

Мягкое…                  морская…

Меховая…               шёлковый…

Хитрый…

– Дождь покапал и прошел.

Солнце в целом свете.

Это очень хорошо

И большим и детям.

Убирается последняя капелька.

– И Хрюше нашему тоже стало очень хорошо. На последней капельке он написал вам «Спасибо!»

Логопед произносит звуки, а дети произносят слово, которое из этих звуков получится.

Дети по схеме дают характеристику звукам [х], [х'].

Дети по схеме дают характеристику звукам [к], [к'].

На фланелеграфе картинка: туча, а под ней капельки по количеству детей.

Дети сравнивают произношение звуков.

Дети заменяют звук в слове и образуют новое слово, объясняя значение.

Дети выполняют задание

Поднимают руки вверх

Руки в стороны.

Голову поднять вверх

Наклоны головы вправо-влево

Наклоны головы вперёд-назад

Поднять руки вверх и встряхнуть кистями рук

Наклоны вперёд

Плечи вверх-вниз

Кисти рук встряхнули

Бег на месте

Сесть за столы.

Дети выполняют задание на инд.листах.

Дети образуют притяжательные прилагательные, выделяют в словах голосом звуки [к], [к'], [х].

Дети перечисляют предметы: орех, халат, кресло, мухомор, черепаха, паук, шапка.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Тема: Дифференциация звуков [Р] - [Р’] - [Л] - [Л’], букв Р-Л.

Этот материал может быть использован в разделе "Обучение элементам грамоты" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (ОНР III уровень)  как итоговое занятие по дифференциац...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: Поможем Золушке попасть на бал.Дифференциация звуков Л-Л\',Р-Р\'.Буквы Л, Р

Дети отправляются в Сказочное Колролевство для того,чтобы помочь Золушке попасть на бал.Занятие направлено на закрепление правильного произношения звуков л,л',р,р' и умения дифференцировать да...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...