Конспект открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте) в подготовительной группе
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Гаврилова Людмила Петровна

 

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15_maya_itog.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект итогового открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте) в подготовительной группе

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.

Задачи:

  • Закрепить  умения детей составлять предложения с заданными словами;
  • Закрепить умения правильно образовывать грамматическую форму слов;
  •  Закрепить умения делить слова на слоги;
  • Закрепить умения детей выделять необходимый звук в словах, выполнять звукобуквенный анализ слова;
  • Уточнять понятия «звук» и «буква»;
  • Развивать внимание, память, мышление;
  • Закрепить умение работать у доски;
  • Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.
  • Воспитывать умение внимательно слушать и понимать устную речь.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, скоро вы пойдете в школу и будете вспоминать наш детский сад, своих друзей, наши игры, занятия, праздники,  прогулки.. Сегодня на занятии мы с вами отправимся на прогулку по аллее наших знаний, приобретённых за этот учебный год, которая находится между детским садом и школой. По пути мы будем делать остановки для того чтобы выполнить задания, приготовленные для вас.(конверты)

Вы готовы? Тогда в путь.

(Карта маршрута висит на доске.)

Дети: Да!

Наша речь состоит из … (слов и предложений).

Если слова подружатся и встанут рядом, то получится … (предложение).

В предложении может быть разное количество (2,3, и т. д.) … (слов).

А слова из чего состоят … (из слогов, звуков, букв).

. И мы начнём наш путь по аллее. Вот мы и добрались до первой остановки.

1-ая остановка.

- на этой остановке нас ждёт игра.

(Закрепление понятия «Предложение».)

Правила игры: Кивнуть головой утвердительно, если прозвучит предложение; покачать отрицательно головой, если прозвучит набор слов.

Воспитатель. Объяснение: я говорю: «Пчела, жужжать». Что я сказала? Просто два разных слова. А вот: «Пчела жужжит». Это предложение, потому что слова здесь дружат. Здесь есть законченная и понятная нам мысль.

«Самолёт, лететь».

«Самолёт летит».

«Строители, строить».

«Строители строят».

«Дети, учить».

«Дети учатся».

«Маша, играть».

«Маша играет».

«Лена, цветы, полить».

«Лена поливает цветы».

- Самолёт летит.

- Сколько слов в этом предложении?

- Придумайте чтобы в этом предложении было 3 слова, 4 слова.

- Выложите палочками количество слов в предложении.

- Хорошо, молодцы. Идём дальше.

2-я остановка

«Отгадайте слово по его описанию», /деление отгадок на слоги/.

- На этой остановке нужно будет отгадать несколько загадок.

  • Колючая, чайная, красивая, душистая, красная, белая… (ро-за).

- Поделите слово РОЗА на слоги.

(Ребята делят слова разными способами: хлопками; руку подставить под подбородок и заметить, сколько раз подбородок прикоснётся к руке, столько и слогов.)

- Покажите на пальцах, сколько слогов вы насчитали?

(Дети поднимают два пальца.)

  • Шуршащая, свежая, вчерашняя, мятая, еженедельная, стенная, областная, местная… (га-зе-та).
  • Солнечные, песочные, каминные, электронные, башенные, настенные, бегущие, отстающие… (ча-сы).

- Молодцы.

3-ая остановка.

- А на следующей остановке нас ждёт… Сейчас я вам прочитаю сказочку.

(В. Волина «Грамматическая сказка».)

Жили-были в волшебной стране Грамоте Звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего-навсего 31. Никто их не видел, так как они были невидимками.

А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, О, У, Ы, Э, И. За певучесть и голосистость их прозвали гласными. Им подпевали Я, Е, Ю, Ё. Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь они не умели. Вот послушайте: Б, В, Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Ц, Ч, Ш, Щ.

Они очень дружили, во всём соглашались с гласными, любили стоять рядышком. И назывались они согласными. Звуки и теперь живут вместе, распевают волшебные песни. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки, правильно их произносить. Попробуйте!

- Какие звуки называются гласными?

(Те звуки, которые мы поём голосом.)

- А какие звуки называются согласными?

(Те звуки, которые не поются.)

- Устали? А следующая наша остановка - физминутка.

Физминутка (с мячом) вспоминаем антонимы

низкий – высокий;

2. тяжелый – легкий;

3. умный –глупый;

4. новый –старый;

5. белый –черный)

6. шумный город –тихий город;

7. веселый вечер –грустный вечер.

чистый– грязный;

2. мягкий– твердый;

3. узкий –широкий;

4. кислый –сладкий;

5. хороший –плохой;

6. длинная зима– короткая зима;

7. злая девочка–хорошая девочка

Глубокое море  –  мелкое...

Быстрая речка  –  медленная...

Крупная рыба  –  мелкая...

широкий проход  -  узкий...

веселый матрос -  грустный...

поднять якорь  - опустить...

- Молодцы. Идём дальше по нашей аллее. И следующая наша остановка – это игра «Скажи наоборот».

4-я остановка «Исправь ошибку в словосочетаниях»

Злая крокодил, полосатое зебра, медленный черепаха, зеленые попугай, огромная слон

5-ая остановка

А теперь, ребята, поиграем в еще одну игру, которую для нас приготовили. Игра «Телевизор».Я буду читать скороговорки или стишки, в которых один звук будет звучать громче и чаще другого. Вы его запоминаете,и составляете слово. Догадайтесь, какое слово получилось:

  1. 1. А-а-а мама моет малыша. (звук А)
  2. 2. Зо-зо-зо – Зое повезло (звук З)
  3. Ба – ба - ба – на избе была труба. (звук Б)

     Бу – бу – бу - побелили мы трубу.

  1. Пароход гудит трубой, (звук У)

       Издаёт он звук какой?
       Угадать вам помогу,
      Загудит он громко: 
      «У-У-У!»

  1. «У меня прекрасный слух!» - (звук К)
           Кукарекает петух.
         «Ко-ко-ко!» - наседка вторит –
         «Станешь ты артистом вскоре!»
          «Ко-ко-ко!»
  2. Анечка упала на пол,                 (звук А)
          Кот ладошку расцарапал,
          И не ладится игра,
          Аня громко плачет: А-А-А!

Гимнастика для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.»

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.»

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка

А теперь поиграем в игру «Будь внимателен!»

Когда я называю гласную вы поднимаете руки вверх, когда согласную- вниз, когда слово- обнимаете себя, когда непонятный звук – хлопаете. А сейчас я буду вас путать, будьте внимательны!

Нам сейчас предстоит сложное задание ,в котором должны трудиться наши глазки, поэтому мы с вами сделаем гимнастику для глаз.

6-ая остановка

Молодцы. Ребята посмотрите на наш план - карту. Мы с вами дошли до конца аллеи. Осталась последняя остановка «Пересказ». Сейчас я буду читать рассказ и по ходу выставлять схемы, а вы запоминайте что они обозначают.

Утро. Борис был на озере. Он смастерил кораблик с белыми парусами. Кораблик быстро поплыл по озеру.

- Плыви, кораблик! – крикнул Борис.

(При чтении выставляю последовательно картинки.)

Рефлексия. Ребята, давайте вспомним как мы с вами смогли достать азбуку? Какие задания выполняли? Какое задание было трудным? Какое легким? Какое интересным?

Молодцы ребята! Давайте поблагодарим наших гостей и пообещаем,что обязательно пригласим их еще в наше увлекательное путешествие! Хором говорим: «Спасибо!» Занятие закончено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого занятия по развитию речи в старшей и подготовительной группе Тема: «Сказочное путешествие».

Основные задачи :1. Воспитательные:* создать хорошее настроение;* воспитывать доброту, чувство товарищества;* поощрять активность и самостоятельность.2. Образовательные:* обучение элементамтехни...

Конспект итогового занятия по развитию речи (обучение грамоте) в подготовительной группе.

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.Задачи:Закрепить  умения детей составлять предложения с заданными словами;Закре...

Конспект открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте) Тема: «В поисках клада Лесовичка» (итоговое)

Итоговое занятие по речевому развитию (обучение грамоте) в старшей группе....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и грамоте в подготовительной группе. Тема: "Зима"

Закрепить знания о зиме, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу. Совершенствовать навыки звукового анализа слова. Формирование графических навыко...

Конспект занятия по развитию речи (обучение грамоте) в подготовительной группе «По тропинке знаний»

Конспект занятия в подготовительной группе "По тропинке знаний" Цели и задачи прилагаются к документу....