Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Знакомство со звуком Х»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Иванова Елена Анатольевна

В конспекте представлено занятие по обучению грамоте (первый год обучения) детей старшей группы компенсирующей направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 6 комбинированного вида

Пушкинского района Санкт-Петербурга «Речецветик»

Конспект непрерывной образовательной деятельности

с детьми старшей группы компенсирующей направленности

«Знакомство со звуком Х»

Составитель: учитель-логопед

 высшей квалификационной категории

Иванова Елена Анатольевна

г. Пушкин

2018


Цель: закрепить правильное произношение звука Х, учить отличать его на слух и в произношении от других звуков.

Задачи:

Образовательные:

  • Добиваться усвоения умения выделять заданный звук на фоне других звуков.
  • Обеспечить применение на практике умения определять позицию заданного звука в слове (начало и конец слова).
  • Добиваться усвоения умения придумывать слова на заданный звук.
  • Обеспечить применение на практике умения выполнять звуковой анализ и синтез обратного слога.
  • Обеспечить применение на практике умения  выкладывать схемы, используя символику.

Коррекционно-развивающие:

  • Способствовать развитию слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти.
  • Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, воображения.
  • Обеспечить развитие умения пользоваться интонационной выразительностью речи.
  • Обеспечить развитие навыков общей и мелкой моторики, координации речи с движением.

Воспитательные:

  • Вызвать желание помочь друг другу.
  • Пробудить чувства взаимопомощи, отзывчивости.
  • Порадоваться вместе с детьми тому, что задание выполнено.

Педагогические технологии, используемые в ходе НОД:

  • игровые технологии;
  • технология моделирования;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Материал и оборудование: предметные картинки (хомяк, хвост, хоккей, хлеб, хобот, ходики, ходунки, мех, петух, мох, пастух, подсолнух, конюх, монах), символы звуков, папки по количеству детей для выполнения звукового анализа и синтеза, игрушечный хомяк, настольные зеркала.

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Логопед:

- Назвать первый звук в слове (маска, нос, полка, туфли, каша, ночь, палка).

Дети по очереди выполняют задания и садятся на свои места.

  1. Знакомство с новым звуком.

Логопед:

- Ребята, сегодня к нам в гости пришел хомяк Хомка. Он хочет познакомить вас со своим любимым звуком. Как вы думаете, какой это звук?

Дети:

- Это звук Х.

Логопед:

- Молодцы. Правильно. А как вы догадались?

Дети:

- Слова хомяк и Хомка начинаются на звук Х.

Логопед:

- Совершенно верно. Сегодня мы будем знакомиться со звуком Х. Когда мы пытаемся согреть руки, то дышим на них: х-х-х… Получается новый звук, звук Х. Давайте посмотрим, как он правильно произносится. Придвиньте зеркала и произнесите звук Х. Рот закрыт или открыт?

Дети:

- Рот открыт.

Логопед:

- Где лежит кончик языка?

Дети:

- Кончик языка лежит внизу.

Логопед:

- Кто догадался, какую форму принимает наш язычок?

Дети:

- Язычок принимает форму горки.

Логопед:

- Молодцы. Правильно. А теперь давайте посмотрим, что делает наш голосок.

Дети:

- Голосок спит.

Логопед:

- Какой вывод можно сделать?

Дети:

- Это согласный звук.

Логопед:

- Каким цветом будем его отмечать?

Дети:

- Будем отмечать его синим цветом.

Логопед ставит на доску символ, который обозначает звук Х.

Логопед:

- Давайте посмотрим на символ звука Х. Рука на синем кружочке будет напоминать нам, что это звук Х.

- Подводим итог: звук Х согласный, произносится без голоса, отмечаем синим цветом.

  1. Выделение звука Х на фоне других звуков.

Логопед:

- Ребята, Хомка хочет поиграть с вами и посмотреть, как вы умеете слушать звуки. Встаньте около своих мест. Как только вы услышите звук Х, нужно изобразить Хомку в норке: присесть и свернуться клубочком. Приготовили уши, слушаем: к-х-п-т-х-м-н-х…

Дети выполняют задание, потом садятся на места.

  1. Называние слов со звуком Х.

Логопед:

- Звук Х может стоять в слове в любом месте: в начале, в середине и в конце. Мы будем называть слова, в которых звук Х стоит в начале и в конце. Два слова, которые начинаются на Х, мы уже знаем: хомяк и Хомка.  Попробуйте ещё назвать слова со звуком Х. Если у меня есть такие картинки, то я их буду ставить на доску.

Дети называют слова, логопед ставит на доску картинки, если такое слово было названо. Далее логопед ставит на доску картинки, которые не назвали дети.

  1. Определение места звука Х в слове.

Логопед:

- А сейчас поиграем в игру «Где спрятался звук?». Подойдите к доске, возьмите картинки и отметьте на птичке, где в вашем слове спрятался звук Х.

Дети выполняют задание, определяют место звука Х в словах.

Логопед:

- А теперь проверьте друг друга в парах. Если есть ошибки, то помогите товарищу.

Дети проверяют выполненное задание в парах.

  1. Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Логопед:

- Хомка хочет узнать, какие вы внимательные. Поиграем в игру «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Логопед выставляет на доске 5-6 картинок, дети запоминают их порядок. Затем какие-то картинки меняются местами или одна убирается (дети в это время закрывают глаза), дети должны отгадать, что изменилось или чего не стало. Проигрывается 2-3 раза.

  1. Физкультминутка.

Хомка, Хомка, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками),
Хомка раненько встает (потягиваются),
Щечки моет (тереть щеки руками),
Лапки трет (движения мытья рук).
Подметает Хомка хатку (метут воображаемыми метлами)
И выходит на зарядку (маршируют).
Раз (руки вперед),
Два (руки вверх),
Три (руки в стороны),
Четыре, пять (трясут кистями рук).
Хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей). 

Кинезиологическая гимнастика: упражнение «Кулак – ребро – ладонь».

  1. Анализ и синтез обратного слога.

Логопед:

- Наш новый звук очень любит ходить в гости к гласным и составлять с ними парочки. Давайте покажем Хомке, как мы это делаем. К звуку А в гости пришёл звук Х. Какая парочка получится?

Дети:

- Ах.

Логопед:

- Сколько звуков вы услышали?

Дети:

- Мы услышали два звука.

Логопед:

- Какой первый звук?

Дети:

- Первый звук А, он гласный, поэтому отмечаем его красным цветом.

Логопед:

- Какой второй звук?

Дети:

- Второй звук Х, он согласный, поэтому отмечаем его синим цветом.

Логопед:

- А теперь представьте, что звук Х пришёл в гости к звуку У. Что получится?

Дети:

- Ух.

Логопед:

- Правильно. Что нужно сделать, чтобы получилась схема парочки УХ?

Дети:

- Нужно поменять А на У.

Логопед:

- А теперь прокатимся на нашем звуковом лифте. Подставляем кружочек, «звук Х», к гласным и читаем: едем на лифте сверху вниз (АХ, УХ, ИХ, ОХ, ЭХ, ЫХ).

Парочки прочитываются детьми хором и по одному.

  1. Выделение слов со звуком Х из стихотворного текста.

Логопед:

- Давайте посмотрим, какое стихотворение у нас на звук Х. Вы внимательно слушайте и попытайтесь услышать и назвать слова со звуком Х:

Хоккейные клюшки стучат как хлопушки,

И шайба летит от ворот до ворот.

За ней хороводом проносятся хрюшки:

В команде «Хрю-хрю» тренировка идёт.

Дети называют слова со звуком Х из стихотворения.

  1. Подведение итога.

Логопед:

- Подводим итог нашего занятия. С каким новым звуком мы сегодня познакомились?

Дети:

- Мы познакомились со звуком Х.

Логопед:

- Что про него запомнили?

Дети:

- Он согласный, отмечаем его синим цветом.

Логопед:

- Молодцы. Вы все очень хорошо занимались. И даже наш хомяк Хомка научился говорить.

Логопед демонстрирует, как хомяк может повторять слова.

Логопед:

- Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема «Путешествие в сказку о потерянном времени»

Конспект предназначен для организации и проведения непрерывной образовательной деятельности по формированию временных представлений, расширению знаний детей о видах часов, закреплению лексико-граммати...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности "Осенний пейзаж"

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей  группе компенсирующей направленности  по образовательной области       «Художественно-эстетическое ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Лексическая тема "Детский сад. Игрушки"

Занятие способствует активизации словаря по теме "Игрушки", учить детей пользоваться в речи предлогами  с, за, закреплению навыков правильного употребления существительных в родительном...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) по образовательной области «Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений» тема: «В гостях у зайчика»

Занятие на  узнавание и называние геометрических фигур;умение составлять образ  из геометрических фигур опираясь на образец: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Закрепить умение о...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности с обучающимися групп компенсирующей направленности для детей старшего возраста Лепка на тему «Военная техника-танк».

Конспект по лепке для детей старшей группы на тему "Военная техника-танкт".Применение нетрадиционных способов и нестандартных материалов....