Индивидуальная программа учителя-логопеда для дополнительных занятий.
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)

Соловьева Наталья Владимировна

Предназначена для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Индивидуальная работа31.35 КБ
Файл ind._programma_2019.docx31.35 КБ

Предварительный просмотр:

                       Утверждена

Приказом №_______от______________

    Заведующий МБДОУ Детский сад №60

_________________Г.А. Бикзигитовой

.

ПРОГРАММА

логопедического кружка «Обучение грамоте»

для  индивидуальной работы с детьми 5-7 лет.

Составила: учитель-логопед

Высшей категории

Н.В.  Соловьева

г. Уфа

2018 год

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:

        совершенствование мимической моторики.

        совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).

        развитие артикуляционного и голосового аппарата;

        развитие просодической стороны речи;

        формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;

        уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;

        формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

        развитие диалогической и монологической речи.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.

НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ЛОГОПУНКТЕ ДОУ

Нарушения устной речи.        

Фонетическое недоразвитие речи        - коррекция звукопроизношения.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи         - развитие фонематического восприятия;

- совершенствование слоговой структуры слов;

- коррекция звукопроизношения.

ПЛАН  ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ

ПО  ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ

I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.                                                                                                        

 Задача:                                                                                                                                                    тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование    и    развитие    артикуляционной    моторики    до    уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

в) в    процессе    систематических    тренировок    овладение     комплексом пальчиковой гимнастики;

г)         укрепление    физического    здоровья    (консультации врачей -  узких  специалистов   при   необходимости медикаментозное   лечение,   массаж)

II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Задачи:

а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать  звуки,     сходные артикуляционно  и акустически;

               в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически   чистой, лексически развитой,  грамматически  правильной) речью.

             Виды коррекционной работы на данном этапе:                                  

1)   ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ    в такой последовательности:

-        свистящие [С, 3, Ц, С’, 3']

-        шипящий  [Ш ]

-         сонор [ Л ]

-        шипящий   [ Ж ]

-        соноры   [ Р,  Р' ]

-       шипящие  [Ч, Щ ]

         Способ постановки:

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

для   свистящих:   «Улыбка»,   «Заборчик»,   «Лопатка» «Желобок», «Щеточка», «Футбол»,   «Фокус»;

для шипящих:  «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа по постановке звуков проводится только  индивидуально.            

2)  АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОГАХ:

По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:

а)  3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением  согласных;

б)  Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в)  Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3) АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОВАХ:                                                                                                                           Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же  последовательности.                                                                                    

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

4) АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.   Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.

5) ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ:                   С – З,   СЬ – Ц,   С – Ш;  

                               Ж – З,   Ж – Ш;          Ч – ТЬ,   Ч – СЬ,    Ч – Щ;                        

   Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;                   Р – Л,   Р – РЬ,   РЬ – ЛЬ,   РЬ – Й,  ЛЬ – Л.

6) АВТОМАТИЗАЦИЯ В СПОНТАННОЙ РЕЧИ (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).

Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. (Коноваленко, 1998)

III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ и навыков анализа и синтеза слов параллельно  с коррекцией звукопроизношения

IV. СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ внимания, мышления на отработанном материале.

V. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ

на базе правильно произносимых звуков.  

Лексические и грамматические упражнения.                                                                                                                    Нормализация просодической стороны речи.

Обучение рассказыванию.    

Роль индивидуальных занятий особенно велика в работе с детьми, индивидуальные (поведенческие, характерологические) особенности которых мешают им установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более со сверстниками.

VI. ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ

           Знать:

•        все звуки и буквы русского языка;

•        понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;

•        что в слове один слог – главный, ударный;

•        классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).

Уметь:

•        выделять слова в предложении, определять их место;

•        проводить звуковой анализ слов из 3-5-ти звуков на слух;

•         выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);

•        делить слова на слоги, считать слоги в слове.

•        составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;

•        пересказывать небольшие тексты;

•        правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;

Владеть:

•        понятиями: звук, буква, слог, слово;

•        терминами: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие;

•        связной, грамматически и фонетически правильной речью.

           Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФНР.

 Дети   5 - 7 года жизни, занятия  разделены на 2 периода обучения:

I период – октябрь – декабрь. 12  недель, 23 занятия – 2 занятия в неделю.

II период – январь–май. 17 недель 35 занятий –  2 занятия в неделю (звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь)

Всего 58 занятий в год.С 15 мая – повторение  и закрепление пройденного материала.

Индивидуальный план работы по коррекции ФНР.

Этапы

Содержание работы

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.

Дифференциация гласных и согласных звуков.

Слоговой состав слова.

Деление слов на слоги.

Различать понятия “звук”, “твердый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение”.

Развитие фонематической стороны речи

-выделить определенный звук из ряда других звуков;

-определять наличие (отсутствие) заданного звука в слове;

- повторять ряды слов и слогов с оппозиционными звуками;

- самостоятельно делать выбор слова с заданным звуком;

- называть ряд слов, содержащих определенный звук.

- воспроизводить заданные ритмические рисунки;

- сочетать отстукивания ритма и проговаривания;

- производить элементарный звуковой анализ и синтез;

Восполнение пробелов в формировании связной речи

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- заучивать наизусть рифмованные фразы.

- читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;

- отвечать на вопросы о содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;

 Индивидуальный план работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР.

Этапы

Содержание работы

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

 

 

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

Гласные и согласные звуки.

Дифференциация гласных и согласных звуков.

Слоговой состав слова.

Деление слов на слоги.

Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

Совершенствование фонематического анализа и синтеза.

Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка).

Дифференциация предлогов и приставок.

Уточнение понятий: существительное, прилагательное, глагол и согласование в предложениях.

Знакомство с антонимами, синонимами, омонимами. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Восполнение пробелов в формировании связной речи

Развитие навыков построения связного высказывания:

- установление последовательности событий;

- совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Индивидуальный план работы по коррекции недостатков устной речи.

Сонорная группа звуков (Р, Рь, Л, Ль)

Этапы

Содержание работы

Виды

Развитие общей моторики

Гимнастика.

Развитие мелких движений пальцев рук.

Развитие речевого слуха, зрительного, внимания и памяти.

 Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Выполнение упражнений.

Работа на логопедических занятиях.

Самостоятельная работа дома. Игровые приемы и упражнения.  Упражнения перед зеркалом

Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического 
восприятия, фонематических представлений 
к аналитическо-синтетической 
деятельности

Работа над звуком 
1) Звук в слоге: 
• открытом; • закрытом; • в звукосочетаниях 
2) Звук в слове: 
• в начале; • в середине; • в конце; 
• в сочетаниях с гласными 
3) Звук в предложении. 
4) Звук в тексте. 
5) Пословицы, поговорки, стихи. 
6) Скороговорки.

Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений 
1) Узнавание звука на фоне слога, слова.

2) Формирование фонематического анализа

З) Развитие семантической деятельности

4) Развитие фонематических представлений

5) Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая).

1) Произнесение слов, слогов и предложений. 
2)Работа с таблицами. 
3)Работа с игровым материалом, картинками. 
4) Чтение текстов. 
5)Работа с деформированным текстом. 
б) Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок.

1)Определить первый звук в слоге, слове. 
2)Определить последний звук в слове. 
3)Назвать все входящие в слово звуки. 
4)Определить количество звуков.

1)Составь из названных звуков слог, слово. 
2)Игра с мячом “Доскажи словечко”
3)Составить из букв разрезной азбуки слово.

Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком

1)Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения.

2)Введение звука в самостоятельную речь.

Чтение слогов, слов, предложений, текстов.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради

Индивидуальный план работы по коррекции недостатков устной речи.

Свистящая и шипящая группа звуков

[с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], аффрикат [ц].

Этапы

Содержание работы

Виды

Развитие общей моторики

Гимнастика.

Развитие мелких движений пальцев рук.

Развитие речевого слуха, зрительного, внимания и памяти.

 

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Выполнение упражнений

Работа на логопедических занятиях

Самостоятельная работа дома

Игровые приемы и упражнения

Упражнения перед зеркалом

Постановка и коррекция звука

 

 

 

 

 

 Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического 
восприятия, фонематических представлений 
к аналитическо-синтетической 
деятельности

Знакомство с артикуляцией звука.

Специальные упражнения для звуков с,сь з, зь‚ц.
1. Работа над вспомогательными звуками: 
• многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное — с нижнего подъема “т-т-т”); 
• с присоединением голоса (“д -д – д”); 
• выполнение сильного задувания, вызывающего звуки “тс-с-с”. 
2. Механическая помощь при постановке звука: 
• удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем; 
образование холодной струи воздуха (упражнение “Ледяная горка”).

Работа над звуком.

Развитие фонематического восприятия, аналитико - синтетической деятельности и фонематических представлений

1)Показ артикуляции перед зеркалом. 
2) Показ профиля данного звука.

З)Показ положения языка кистью руки. 
4)Наглядная демонстрация вибрации языка. 
5) Закрепление артикуляционных упражнений

Узнавание звука на фоне слога, слова.  

Формирование фонематического анализа.

Развитие синтетической деятельности. 

Развитие фонематических представлений. 

Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая).

1)Произнесение слов, слогов и предложений; 
2)Работа с игровым материалом, картинками; 
3) Чтение текстов; 
4) Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок.

Дать полный звуко- буквенный анализ слова.  

1)Подобрать слово на заданный звук, слог. 
2) Придумать слово по количеству звуков, слогов. 
3) Подобрать картинки на звук. 

1) Пересказ различных текстов. 
2) Составление рассказов. 

Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи.

Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения.

Введение звука в самостоятельную речь.

Чтение слогов, слов, предложений, текстов.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради



Предварительный просмотр:

                       Утверждена

Приказом №_______от______________

    Заведующий МБДОУ Детский сад №60

_________________Г.А. Бикзигитовой

.

ПРОГРАММА

логопедического кружка «Обучение грамоте»

для  индивидуальной работы с детьми 5-7 лет.

Составила: учитель-логопед

Высшей категории

Н.В.  Соловьева

г. Уфа

2018 год

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:

        совершенствование мимической моторики.

        совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).

        развитие артикуляционного и голосового аппарата;

        развитие просодической стороны речи;

        формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;

        уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;

        формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

        развитие диалогической и монологической речи.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.

НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ЛОГОПУНКТЕ ДОУ

Нарушения устной речи.        

Фонетическое недоразвитие речи        - коррекция звукопроизношения.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи         - развитие фонематического восприятия;

- совершенствование слоговой структуры слов;

- коррекция звукопроизношения.

ПЛАН  ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ

ПО  ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ

I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.                                                                                                        

 Задача:                                                                                                                                                    тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование    и    развитие    артикуляционной    моторики    до    уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

в) в    процессе    систематических    тренировок    овладение     комплексом пальчиковой гимнастики;

г)         укрепление    физического    здоровья    (консультации врачей -  узких  специалистов   при   необходимости медикаментозное   лечение,   массаж)

II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Задачи:

а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать  звуки,     сходные артикуляционно  и акустически;

               в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически   чистой, лексически развитой,  грамматически  правильной) речью.

             Виды коррекционной работы на данном этапе:                                  

1)   ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ    в такой последовательности:

-        свистящие [С, 3, Ц, С’, 3']

-        шипящий  [Ш ]

-         сонор [ Л ]

-        шипящий   [ Ж ]

-        соноры   [ Р,  Р' ]

-       шипящие  [Ч, Щ ]

         Способ постановки:

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

для   свистящих:   «Улыбка»,   «Заборчик»,   «Лопатка» «Желобок», «Щеточка», «Футбол»,   «Фокус»;

для шипящих:  «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа по постановке звуков проводится только  индивидуально.            

2)  АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОГАХ:

По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:

а)  3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением  согласных;

б)  Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в)  Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3) АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОВАХ:                                                                                                                           Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же  последовательности.                                                                                    

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

4) АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.   Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.

5) ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ:                   С – З,   СЬ – Ц,   С – Ш;  

                               Ж – З,   Ж – Ш;          Ч – ТЬ,   Ч – СЬ,    Ч – Щ;                        

   Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;                   Р – Л,   Р – РЬ,   РЬ – ЛЬ,   РЬ – Й,  ЛЬ – Л.

6) АВТОМАТИЗАЦИЯ В СПОНТАННОЙ РЕЧИ (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).

Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. (Коноваленко, 1998)

III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ и навыков анализа и синтеза слов параллельно  с коррекцией звукопроизношения

IV. СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ внимания, мышления на отработанном материале.

V. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ

на базе правильно произносимых звуков.  

Лексические и грамматические упражнения.                                                                                                                    Нормализация просодической стороны речи.

Обучение рассказыванию.    

Роль индивидуальных занятий особенно велика в работе с детьми, индивидуальные (поведенческие, характерологические) особенности которых мешают им установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более со сверстниками.

VI. ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ

           Знать:

•        все звуки и буквы русского языка;

•        понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;

•        что в слове один слог – главный, ударный;

•        классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).

Уметь:

•        выделять слова в предложении, определять их место;

•        проводить звуковой анализ слов из 3-5-ти звуков на слух;

•         выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);

•        делить слова на слоги, считать слоги в слове.

•        составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;

•        пересказывать небольшие тексты;

•        правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;

Владеть:

•        понятиями: звук, буква, слог, слово;

•        терминами: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие;

•        связной, грамматически и фонетически правильной речью.

           Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФНР.

 Дети   5 - 7 года жизни, занятия  разделены на 2 периода обучения:

I период – октябрь – декабрь. 12  недель, 23 занятия – 2 занятия в неделю.

II период – январь–май. 17 недель 35 занятий –  2 занятия в неделю (звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь)

Всего 58 занятий в год.С 15 мая – повторение  и закрепление пройденного материала.

Индивидуальный план работы по коррекции ФНР.

Этапы

Содержание работы

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.

Дифференциация гласных и согласных звуков.

Слоговой состав слова.

Деление слов на слоги.

Различать понятия “звук”, “твердый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение”.

Развитие фонематической стороны речи

-выделить определенный звук из ряда других звуков;

-определять наличие (отсутствие) заданного звука в слове;

- повторять ряды слов и слогов с оппозиционными звуками;

- самостоятельно делать выбор слова с заданным звуком;

- называть ряд слов, содержащих определенный звук.

- воспроизводить заданные ритмические рисунки;

- сочетать отстукивания ритма и проговаривания;

- производить элементарный звуковой анализ и синтез;

Восполнение пробелов в формировании связной речи

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- заучивать наизусть рифмованные фразы.

- читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;

- отвечать на вопросы о содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;

 Индивидуальный план работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР.

Этапы

Содержание работы

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

 

 

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

Гласные и согласные звуки.

Дифференциация гласных и согласных звуков.

Слоговой состав слова.

Деление слов на слоги.

Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

Совершенствование фонематического анализа и синтеза.

Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка).

Дифференциация предлогов и приставок.

Уточнение понятий: существительное, прилагательное, глагол и согласование в предложениях.

Знакомство с антонимами, синонимами, омонимами. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Восполнение пробелов в формировании связной речи

Развитие навыков построения связного высказывания:

- установление последовательности событий;

- совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Индивидуальный план работы по коррекции недостатков устной речи.

Сонорная группа звуков (Р, Рь, Л, Ль)

Этапы

Содержание работы

Виды

Развитие общей моторики

Гимнастика.

Развитие мелких движений пальцев рук.

Развитие речевого слуха, зрительного, внимания и памяти.

 Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Выполнение упражнений.

Работа на логопедических занятиях.

Самостоятельная работа дома. Игровые приемы и упражнения.  Упражнения перед зеркалом

Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического 
восприятия, фонематических представлений 
к аналитическо-синтетической 
деятельности

Работа над звуком 
1) Звук в слоге: 
• открытом; • закрытом; • в звукосочетаниях 
2) Звук в слове: 
• в начале; • в середине; • в конце; 
• в сочетаниях с гласными 
3) Звук в предложении. 
4) Звук в тексте. 
5) Пословицы, поговорки, стихи. 
6) Скороговорки.

Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений 
1) Узнавание звука на фоне слога, слова.

2) Формирование фонематического анализа

З) Развитие семантической деятельности

4) Развитие фонематических представлений

5) Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая).

1) Произнесение слов, слогов и предложений. 
2)Работа с таблицами. 
3)Работа с игровым материалом, картинками. 
4) Чтение текстов. 
5)Работа с деформированным текстом. 
б) Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок.

1)Определить первый звук в слоге, слове. 
2)Определить последний звук в слове. 
3)Назвать все входящие в слово звуки. 
4)Определить количество звуков.

1)Составь из названных звуков слог, слово. 
2)Игра с мячом “Доскажи словечко”
3)Составить из букв разрезной азбуки слово.

Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком

1)Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения.

2)Введение звука в самостоятельную речь.

Чтение слогов, слов, предложений, текстов.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради

Индивидуальный план работы по коррекции недостатков устной речи.

Свистящая и шипящая группа звуков

[с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], аффрикат [ц].

Этапы

Содержание работы

Виды

Развитие общей моторики

Гимнастика.

Развитие мелких движений пальцев рук.

Развитие речевого слуха, зрительного, внимания и памяти.

 

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Выполнение упражнений

Работа на логопедических занятиях

Самостоятельная работа дома

Игровые приемы и упражнения

Упражнения перед зеркалом

Постановка и коррекция звука

 

 

 

 

 

 Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического 
восприятия, фонематических представлений 
к аналитическо-синтетической 
деятельности

Знакомство с артикуляцией звука.

Специальные упражнения для звуков с,сь з, зь‚ц.
1. Работа над вспомогательными звуками: 
• многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное — с нижнего подъема “т-т-т”); 
• с присоединением голоса (“д -д – д”); 
• выполнение сильного задувания, вызывающего звуки “тс-с-с”. 
2. Механическая помощь при постановке звука: 
• удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем; 
образование холодной струи воздуха (упражнение “Ледяная горка”).

Работа над звуком.

Развитие фонематического восприятия, аналитико - синтетической деятельности и фонематических представлений

1)Показ артикуляции перед зеркалом. 
2) Показ профиля данного звука.

З)Показ положения языка кистью руки. 
4)Наглядная демонстрация вибрации языка. 
5) Закрепление артикуляционных упражнений

Узнавание звука на фоне слога, слова.  

Формирование фонематического анализа.

Развитие синтетической деятельности. 

Развитие фонематических представлений. 

Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая).

1)Произнесение слов, слогов и предложений; 
2)Работа с игровым материалом, картинками; 
3) Чтение текстов; 
4) Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок.

Дать полный звуко- буквенный анализ слова.  

1)Подобрать слово на заданный звук, слог. 
2) Придумать слово по количеству звуков, слогов. 
3) Подобрать картинки на звук. 

1) Пересказ различных текстов. 
2) Составление рассказов. 

Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи.

Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения.

Введение звука в самостоятельную речь.

Чтение слогов, слов, предложений, текстов.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Рабочая программа учителя-логопеда для занятий с детьми с общим недоразвитием речи 5-6 лет (старшая группа).

В связи с тем, что мы работаем по ФГОС, наши программы пришлось пересмотреть и проработать согласно федеральным образовательным стандартам....

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

Конспект открытого интегрированного логоритмического занятия учителя-логопеда и педагога дополнительного образования по изо в старшей группе компенсирующей направленности «Колокольчик» Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС»

Конспект открытого интегрированного логоритмического занятия  учителя-логопеда и педагога дополнительного образования по изо в старшей группе компенсирующей направленности «Колокольчик&raqu...

"Отчёт учителя-логопеда по разделам дополнительной образовательной программы по обучению грамоте детей 5-7 лет"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Солнышко»       «Отчёт учителя-логопеда по разделам дополнительной образо...

Программа по использованию программно-индикаторного комплекса «ЛОГО» в индивидуальной работе учителя-логопеда с детьми 5-7 лет

Программа по использованию программно-индикаторного комплекса «ЛОГО» в индивидуальной работе учителя-логопеда с детьми 5-7 лет...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ВОСПИТАННИК  - ОВЗ ТНР, старшая группа...