Выступление. Мастер - класс "Звуковой анализ слова"
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа)

Маркина Наталья Алексеевна

Как правильно проводить звуковой анализ слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_k_prezentatsii_zvukovoy_analiz_slova_2.docx168.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Республика Мордовия, г. Саранск, МДОУ

  «Детский сад № 98 комбинированного вида»,

                                                        воспитатель Маркина Наталья Алексеевна

Мастер – класс «Звуковой анализ слова» для воспитателей

       Главное в работе воспитателя при обучении грамоте является: развитие речевого слуха, фонематического восприятия;

обучение умению определять место звука в слове, подбирать слова с заданным звуком;

обучение навыку звукового анализа;

закрепление знаний о звуках речи, их характеристиках (гласный-согласный, твёрдый - мягкий); обучение составлению графических моделей, отражающих количество, последовательность и характеристику звуков в слове.

Прежде чем проведем звуко – буквенный анализ слова – немного теории.

Звуковой анализ слова это:  последовательное выделение отдельных звуков в слове;

определение порядка звуков в слове;

различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твёрдый – мягкий, звонкий - глухой)

Вообще это необходимо для: обучения чтению, грамотному письму в школе,

изучению родного языка.

Я приглашаю вас в страну Звуков

Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). Гласные бывают ударные и безударные. Это мы изучаем в течении всего периода обучения грамоте. И обозначаются красным кругом. Согласные бывают твердые, мягкие, звонкие, глухие. Эта таблица может висеть на доске или индивидуально у каждого ребенка.

Наглядная схема для характеристики гласных и согласных звуков

Предварительно дети получили знания о звуках на фронтальных и подгрупповых занятиях. Таблица дает возможность систематизировать эти знания. Данную таблицу можно использовать как в крупном масштабе, так и в уменьшенном. Многократные упражнения по таблице помогают ребенку впоследствии, не глядя на таблицу давать характеристику звуку, мысленно представляя её. Этот навык будет помогать ребенку и в школе при прохождении соответствующей темы (фонетика).
С их помощью дети учатся создавать схему звукового анализа

Запомните!!!

Гласные звуки- это звуки при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. А, О, У, Ы, Э, И

Согласные звуки- звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, которые образуются в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, нёбо.

 Б, В,Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ

Стоит помнить: согласные звуки [й`], [ч`], [щ`] при любом положении — мягкие, а согласные [ж], [ц], [ш] — всегда твердые. Звуки [ц], [х], [ч`], [щ`] — абсолютно всегда являются глухими, [м], [н], [л], [р], [й`] — (сонорыми) или звонкими. Мягкий и твердый знаки не дают звуков. Мягкий знак делает предыдущий согласный мягким, а твердый знак играет роль разделителя звуков

Мы должны на каждом занятии доводить до сведения детей, что звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки можно пропеть, протянуть и обращать внимание на артикуляцию звука.

 Давайте поиграем. Игровое упражнение.

При каком звуке губы вытягиваются в трубочку У

Округляются О

Рот широко открыт А

Губы улыбаются И

Губы образуют широкую щель Э

Не очень широкую щель Ы

 Игровое упражнение «Лесенка». (Пропоем звук «а». Поднимаемся вверх по лесенке и спускаемся по лесенке).

Прежде чем начать звуковой анализ слова, учим детей правильно ставить ударение в слове и делить слова на слоги.

Умение различать слова по длительности звучания, это значит, что мы даем понятия длинные и короткие слова. Короткое слово обозначаем красной  полоской. Длинное слово - зеленой полоской. В коротких словах мало звуков

В длинных слова много звуков, потому они произносятся долго, а в коротких словах мало, поэтому произносятся коротко.

Давайте поиграем.

Игра. Выберите предметы, в названии, которого мы слышим короткое слово.

А теперь длинное

Берем слово МАШИНА и делим на слоги. (ПРОХЛОПЫВАЯ).

А теперь поставим ударение в слове ДОМ, МАШИНА.

 Позиция звука.

Начиная со средней группы,  с детьми определяем позицию звука в слове - в начале, в середине и в конце слова. Продолжаем весь букварный период.  Если дети затрудняются сказать позицию звука, то это можно сделать наводящими вопросами. Например, слово СОМ. Звук О в начале слова? В конце слова? Если звук О не в начале слова и не в конце слова, то где? (в середине). При этом используем схему слов.

Позиции звуков  (О и С) выделяем голосом.

http://www.proza.ru/pics/2015/07/12/1203.jpg

 Итак. При выполнении звукового анализа любого слова необходимо в первую очередь поставить ударение, далее разделить его на слоги. Потом выяснить, сколько в слове звуков и сколько букв. Следующим шагом будет постепенный анализ каждого звука. После этого подсчитывается, сколько в анализируемом слове гласных и сколько согласных. Поначалу детям лучше давать для анализа простые односложные или двухсложные слова

Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться.

Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики. Дошкольникам сложно в силу своих особенностей опираться только на произношение, устанавливая порядок следование звуков. Нужна своеобразная метка, наглядность, фишка.

Сделаем звуковой анализ слова: СОМ 

То есть, первое чему надо научить детей в звуковом анализе это интонационно выделять звук.

Для этого нужен демонстрационный материал и раздаточный.

Делим на слоги и уточняем, что это слово короткое .

Произносим слово и определяем,  на какой звук падает ударение.

Выделяем голосом первый звук

Ссс-ом – первый звук С, он согласный, твердый, глухой, свистящий, обозначаем синим квадратиком.

Выделяем голосом второй звук

С-ооом – второй звук О, он гласный, обозначаем красным кружком.

Выделяем голосом третий звук

Со-ммм – третий звук М, он согласный, звонкий, твердый, обозначим синим кружком.

Сколько всего звуков в слове?

Назовите их по порядку.

Сколько гласных звуков? Сколько звонких звуков?.

Получилось слово, давайте мы его прочитаем.

При чтении слогов воспитатель учит детей передвигать палец по горизонтали, слева направо.

http://www.kimthompsonartist.com/Images/Illustration/LAKE%20BIWA%20CATFISH%20Discovering%20Wildlife.jpg

Порядок анализируемых слов следующий:

слова из двух гласных (типа ау);

слова из двух звуков (типа ус);

слова из трех звуков (типа дом, шок, );

слова из двух открытых слогов (типа мама, каша);

 слова из одного слога со стечением согласных (типа слон);

слова из одного слога со стечением согласных (типа волк);

слова из двух слогов (типа сумка);

слова из трех открытых слогов (типа машина).

 Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова (3-4 звука) Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей по звуковому анализу слова "В интересном мире звуков".

Презентация содержит теоретический и практический  материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами....

Конспект Мастер класса для родителей детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»

Образовательная область: «Познание».Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».Цель: Способствовать формированию заинтересованности родителей в совместной коррекционной р...

Мастер-класс для родителей «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»

Цель:Успешное  формирование у детей навыков выполнения звукового анализа.Задачи:Способствовать формированию необходимых знаний о выполнении звукового анализа, приёмах работы в семье.Создать услов...

Мастер класс для родителей «Как обучаю детей звуковому анализу слов»

Исходя из педагогической практики заметно. что дети испытывают большие трудности при выполнении звукового анализа. Родители не могут оказать нужную помощь ребенку в данном виде деятельности. Что бы ре...

Мастер-класс для родителей "Обучение звуковому анализу слова"

У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому  коррекционная работа по перемещению вниман...

Мастер-класс для родителей детей старшей логопедической группы по теме «Звуковой анализ слова»

Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ:Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает -ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. Всего 6 гласныхзвуков: А О И У Ы ЭДля того, чтобы...

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...