Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Тихонова Надежда Викторовна

Звук и буква А.

Цель: учить выделять на слух звук А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zkr.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ЗКР в подготовительной группе

Звук и буква А.

Цель: учить выделять на слух звук А.

Задачи:

Образовательные: уточнить артикуляцию звука А. Учить пользоваться схемами характеристики звука А и его артикуляции. Нормированное произнесение звука А изолированно, в слогах, в словах. Умение произносить звук А с различной громкостью и интонационной окрашенностью. Продолжать учить основам правильного речевого дыхания: вдох носом – выдох ртом с беззвучным артикулированием А. Выделение звука: а) в ряду гласных звуков; б) в начале слова, в конце. Упражнять в образовании формы родительного падежа существительных мужского рода ед.числа в предложении. Познакомить с гласным звуком и буквой А. Активизировать словарь фруктов.

Развивающие: развитие звукового анализа, зрительного внимания и памяти, слухового внимания и памяти, фонематического слуха, графомоторных навыков и мелкой моторики пальцев рук, развивать ритм и соответствие движений слову, формировать плавный неречевой выдох, мимику.

Воспитательные: воспитывать умение слушать и слышать педагога и участника.

Оборудование: красный замок и его хозяйка – Фея, картинки по сказке С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», предметные картинки апельсин, ананас, арбуз, дыня, пила, кожура, лиса; символ (карточка) звука «А», красный круг, манка, рабочая тетрадь, звуковые линейки.

  1. Организационный момент.

Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса и формирование плавного выдоха, вдоха, мимики.

«Сорви яблоки». Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым их вас растёт яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удаётся. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем поднимите как можно выше левую руку, и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперёд, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вам нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывать их в корзину.

А теперь возьмите яблоко в руку, рассмотрите его, покатайте между ладонями, затем сделайте плавный вдох, не поднимая плеч, и понюхайте яблоко. Оно ароматное, понюхайте ещё раз…

А теперь откусите кусочек яблока, по выражению вашего лица я должна догадаться, что оно кислое.

2. Артикуляционная гимнастика: упражнения «Бегемот», «Окошко», «У врача на приёме».

Введение в тему: Сегодня мы отправимся в страну звуков и букв. (Выставляется Красный замок и его хозяйка – Фея в красном платье). В этом замке живут звуки и буквы. С каким звуком она вас познакомит вы узнаете из стиха «Дружим мы со звуком…»:

Дружим мы со звуком А,

Повторяем: А-А-А.

Апельсин, ананас.

Абрикос волнуют нас.

С каким звуком дружим? (А). Назовите все слова из этого стихотворения, начинающиеся на звук (А). Сегодня мы познакомимся с каким звуком? (со звуком А).Выставляются картинки по сказке С. Маршака «О глупом мышонке».

3. Артикуляция и характеристика звука А.

Колыбельку мышь качала, мышка тихо напевала: А-а-а!

Мышка губы округляла. Широко рот открывала: А-а-а! Когда мы произносим звук (А), то: губки в спокойном состоянии; ротик открыт широко; язычок лежит во рту; горлышко работает.

Покажите, как пела мышка. Дети перед зеркалом по очереди и хором произносят звук А (рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на горлышке). Дети произносят и наблюдают в зеркале артикуляцию: губки в спокойном состоянии; ротик открыт широко; язычок спокойно лежит во рту; горлышко работает. Воспитатель объясняет, что звук (А) – гласный (его можно петь, т.к. воздух на своём пути не встречает преграду) и показывает красный кружок для обозначения этого звука.

Артикуляционная и акустическая характеристика звука А.

Когда мы произносим звук [A], то анализ по схеме:

C:\Users\Nadezhda\Desktop\razvitie-fonematicheskih-processov.jpg

Характеристика звука А: звук «А» - гласный. Его обозначаем красным кружком. Он будет жить в Красном замке.

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поёт.

Звук получается гласный.

4. Произношение звука А изолированно, в слогах, в словах. Мышка очень старалась усыпить мышонка и пела ему длинную песенку и короткую:

Дети: Ааааа и короткую А-а-а-а-а

Тихую и громкую с постепенным усилением голоса и ослаблением голоса.

Дети: Ааааа и А-а-а-а-а

Долго пела мышка-мать, но сынок не хочет спать.

Прибегают к ней собака, гусь, лягушка помогать.

Как лает собака? (ав), как гусь гогочет? (га), как лягушка квакает? (ква).

Какой одинаковый звук слышен в их голосах? (А).

Дети произносят звукоподражание с выделением звука А голосом.

Чистоговорка:

А-а-а – шире ротик детвора.

А-а-а – у меня болит нога.

Посмотрите на доску и назовите картинки (арбуз, апельсин, аист,автобус).

Какой одинаковый звук слышен в начале слов? (А).

5. Развитие фонематического слуха.

ДУ «Кто внимательный?» Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А».

Выделение звука изолированно на фоне слога, слова

из ряда гласных: а, у, а, и, у, о, а, и, у, а…;

из обратных слогов: ал, уп, оп, ам, ах, ух, им, он…;

прямых – па, вы, ти, ма

из слов: азбука, ананас, аист, акула, ангел, индюк, умный, овощ, Айболит, апельсин.

6. Физминутка. «Апельсин»:

Мы делили апельсин;

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура.

Он сердит на нас беда!!!

Разбегайтесь кто куда!!!

На каждое слово сжимают

пальцы рук в кулачок.

Загибание пальчиков, начиная

с большого.

Бросательное движение

правой рукой.

Сжимают кулаки и прижимают

их к груди.

Бегут пальцами по столу.

7. Развитие логического мышления. Позиция звука в слове. Работа со звуковой схемой «Четвёртый лишний»: названия предметных картинок на звук «А» в начале слова: апельсин, ананас, арбуз, дыня; в конце слова: пила, кожура, лиса, апельсин.

Посмотрите на картинки внимательно и назовите их. Какое слово лишнее? Где слышен звук «А»? Обозначьте на схеме. Где слышен звук «А» в этих словах?

8. Работа в тетрадях Жуковская «Конфетка»

Посмотрите на картинки внимательно и назовите их. Раскрасьте картинки, названия которых начинаются со звука «А».

Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «А».

9. Итог занятия, оценка детей.

Ребята, вспомните с каким звуком мы сегодня познакомились?

С какой буквой? Каким цветом обозначаем? В каком замке живёт? Что понравилось больше всего? Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе.

Учить подбирать слова похожие по звучанию, определять длину слова. Учить обводит и штриховать. Совершенствовать фонематический слух....

Конспект ООД по звуковой культуре речи в подготовительной к школе группе: дифференциация звуков [З]-[Ж]

Конспект занятия по звуковой культуре речи на тему: дифференциация звуков  [З]-[Ж]. Презентация к занятию.Программные задачи:1.Закреплять правильное произношение звуков З — Ж...

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук Ц» в средней группе

Конспект направлен на развитие правильного произношения звука "Ц" в разных частях слова, на развитие творческого воображения, фонематического с...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной к школе группе «Звук К-КЬ. Цветы»

Занятия по звуковой культуре речи позволит совершенствовать фонематическое восприятие детей, и создать условия для формирования звуковой культуры речи....

Упражнения на звуковую культуру речи в подготовительной к школе группе

Упражнения на звуковую культуру речив подготовительной к школе группе  Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи в подготовительной к школе группе Дидакт...

Открытое занятие по звуковой культуре речи в подготовительной к школе группе по теме «Путешествие в волшебный мир звуков».

Открытое занятие по звуковой культуре речи в подготовительной к школе группепо теме «Путешествие в волшебный мир звуков»....