Конспект образовательной деятельности обучение грамоте старшая группа "Знакомство со звуком и буквой Р"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Купцова Ольга Владимировна

 

Цель: знакомство с согласным звуком и буквой Р

Задачи:

1. познакомить детей с согласным звуком [Р]; дать понятие твёрдый и мягкий звук [Р]; познакомить с графическим обозначением звука [Р], упражнять детей в слияние и чтение прямых слогов, дифференцировать звуки Р на слух и в произношении;

2. развивать навыки речевого общения, фонематический слух, связную речь, зрительное восприятие и внимание; закреплять умение детей правильно держать карандаш, ориентироваться в тетради: вверх, низ, лево, право.

3. воспитывать интерес к занятиям, навыки самоконтроля; взаимопомощи

Оборудование. Буквы Р, А.О.У,И  звуковичок [А.О.У,И, Х, М,С, Р],   тетрадь, маска волка, изображение гор, ворот с охраной, простой и цветные карандаши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Знакомство со звуком и буквой Р616.74 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство со звуком и буквой Р

Цель: знакомство с согласным звуком и буквой Р

Задачи:

1. познакомить детей с согласным звуком [Р]; дать понятие твёрдый и мягкий звук [Р]; познакомить с графическим обозначением звука [Р], упражнять детей в слияние и чтение прямых слогов, дифференцировать звуки Р на слух и в произношении;

2. развивать навыки речевого общения, фонематический слух, связную речь, зрительное восприятие и внимание; закреплять умение детей правильно держать карандаш, ориентироваться в тетради: вверх, низ, лево, право.

3. воспитывать интерес к занятиям, навыки самоконтроля; взаимопомощи

Оборудование. Буквы Р, А.О.У,И  звуковичок [А.О.У,И, Х, М,С, Р],   тетрадь, маска волка, изображение гор, ворот с охраной, простой и цветные карандаши. 

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I.        Организационный момент

Дети стоят в кругу, руки протянуты вперёд.

-Почувствуйте себя солнечными лучиками.

Собрались все дети в круг    (встают в круг)

Я твой друг                             (руки к груди)

И ты мой друг                         (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся      (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся          (улыбаются)

II.        Основная часть

1. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Вороны».

Подвижная игра «Вороны». Для этого выбирают одного водящего, он волк (на ребёнка одевают маску волка). Остальные делятся на две команды: вороны и ёлочки.

- Как под елочкой зеленой

Скачут, каркают вороны.

Вторая команда изображает ворон. (прыгают и каркают)

Елочки говорят: «Из-за корочки подрались,

                              Во все горло раскричались»

Вороны в кругу каркают. «Кар-кар-кар….»

Елочки говорят хором:

-Вот и волк прибежал

И ворон всех распугал.

В круг вбегает волк, произнося звук Р, пытается поймать ворон. Вороны убегают в домики, на стульчики. Дети меняются ролями, и игра повторяется.

Воспитатель просит детей показать, как любопытный вороненок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом ... (кар-р-р-р), а мама-ворона отвечает ему низким голосом ... (кар-р-р, кар-р-р).

-Вы догадались, с каким звуком мы познакомимся сегодня? (ответы детей). Вот наш Звуковичок Р. Который потерялся, Звуковичок Р хочет побыстрее попасть в страну «Пиши –Читай». Поможем ему добраться? (ответы детей). Только нам через горы нужно перебраться. (выставляется картинка с изображением гор). Отправлю вам на помощь гласные звуки. Какие гласные звуки, мы уже знаем? (А,О,У,И).  Прилетел звук а. Какой слог получился? (Ра).

Аналогичное задание дается со звуками у, и, о. Получилось волшебное заклинание — ри-ро-ру-ра, расступилась гора! Повторите его.

Дети повторяют и изображают, как раздвигается гора. Расступилась гора, а за ней огромные «та-во-ро». Что я перепутала? Произнесите слово правильно. (Ворота.) Упал звук р, поранил руку и воскликнул: «Ох, рана!» Какое слово можно составить из этих двух слов? (Охрана.). Чтобы охрана пропустила звук р через ворота, надо сказать особые слова. Воспитатель называет слова, а дети произносят  противоположные им по смыслу. Например, Зима – лето. Холодный – тепло, зима – лето, снег-вода,  горка – равнина.

-Ура! Ворота открылись! Расступилась охрана. В каком районе будет жить Звуковичек Р. (ответы детей). Правильно в районе согласных. На улице звонких или глухих согласных? (ответы детей). Какие вы молодцы!

Делу время, потехе час.

Время работы в тетрадях

Настало для нас!

II. Работа в тетрадях (Приложение 1)

1. Посмотрите, у вас в тетрадях нарисованы картинки. Назовите их, пожалуйста. (Дед мороз, снегирь, рябина, варежки, шарф, нар). Необходимо раскрасить только те картинки, где звук [Р] звучит твёрдо. Какие картинки вы раскрасили? (ответы детей)

2. Посмотрите внимательно, на что похожа буква Р? (ответы детей)

Дрожу от страха

До сих пор!

Воскликнуло полено,

Похожа буква на топор!

Расколет непременно!

- У вас на столах лежит пластилин, вылепим с вами букву Р. Какие красивые буквы у вас получились.

-Возьмите простой карандаш и напишем букву Р в воздухе. Пишем сверху вниз палочку и слева направо «животик». Напишите букву Р у себя в тетрадях.

3.Физкультурная минутка

Здравствуй Зимушка-зима!           (кланяемся)

Что в подарок принесла?              (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый,                  (приседаем)

Иней серебристый                         (встаём, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки,                  (имитируем движения)

И на ёлке огоньки!                     (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

3. Сейчас мы с вами научимся рисовать по клеточкам. Предлагая детям подобные задания воспитатель, должен соблюдать некоторые правила:

- воспитатель начинает диктовать, никакие другие слова он произносить не может, тем более повторять одно и то же направление дважды;

- диктанты пишутся в полной тишине;

- если ребёнок сбился, то он тихо кладёт карандаш и спокойно дожидается, пока воспитатель не закончит диктовать. Только после этого можно выяснить ошибку. И первый наш рисунок будет, что получится вы мне потом скажите. Готовы? (ответы детей)

4.Начальная точка – отступить 1 клетки вниз и 1 клетку вправо. 3 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 4 клетки вверх.

5. Найди на картинке и  раскрась букву

III. Итоги занятия:

-Какие буквы мы сегодня повторяли?

- Какие звуки?

-Что было для вас сложно?

-Что вам запомнилось?

Домашнее задание: нарисовать букву Р  

Приложение 1

1. Раскрась картинку в названиях, которых звук [Р] твёрдый

2. Напиши букву Р

3. Рисуем «Р»

Начальная точка – отступить 1 клетки вниз и 1 клетку вправо.

3 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 4 клетки вверх.

4. Найди на картинке и раскрась букву  «Р»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».

Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М. Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и опред...

Конспект образовательной деятельности: «Обучение грамоте» Тема: «Слог. Знакомство с буквой «Н»»

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте. Задачи:Развивать фонематическое, зрительное восприятие, мелкую моторику; развивать память, логическое мышление.учить соотносить зву...

Конспект образовательной деятельности: «Обучение грамоте» Тема: Звуковой анализ слова. Знакомство с буквой «Б» Возрастная группа: подготовительная группа

Конспект образовательной деятельности:«Обучение грамоте» Тема: Звуковой  анализ слова. Знакомство с буквой «Б»Возрастная группа: подготовительная группаЦель: Зна...

Конспект образовательной деятельности обучение грамоте старшая группа "Речь - предложение - слово"

Закрепление у детей понятия «предложение» и «слово», формирования умения дифференцировать понятия «слово – предложение». Развитие навыков речевого общения, св...

Конспект образовательной деятельности: «Обучение грамоте» Тема: Звуковой анализ слова. Знакомство с буквой «Д» Возрастная группа: подготовительная группа

Задачи: Воспитательные:продолжать воспитывать умение внимательно слушать взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего.Развивающие:развивать зрительное и слуховое восприятие, ф...

Конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников «Гласные звуки и буквы»

ull; Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;• Учить детей различать гласные звуки, подбирать слова на заданный звук и определять место данног...