Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Звук П»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Митькина Наталья Анатольевна

Конспект предназначен для знакомства детей с тяжелыми нарушениями речи со звуком П, формирования фонематических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_p.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук П»

Цели:

  1. Познакомить со звуком П и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки.
  2. Учить выделять звук  в конце слова.
  3. Формировать понятие «согласный звук».
  4. Активизировать звук в слогах, словах, предложениях.
  5. Развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.

Оборудование: предметные картинки с изображением чайной посуды, наборное полотно, зеркала, предметные картинки со звуком П в конце слова, символы звуков, звуковые птички

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Ребята, перед вами на столах лежат картинки, переверните их, скажите, что на них изображено и поставьте на наборное полотно (чашка (2), блюдце, сахарница, ложка чайная, чайник заварочный)

-Для чего нужна эта посуда? (для чая)

- Значит она какая? (чайная)

- Присаживайтесь на свои места.

2. Закрепление пройденного материала.

- Что такое звук? (то, что мы слышим и говорим)МАРКЕР

- Вспомните, какие это звуки: А, У, О,И?

- Почему они гласные? Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

3. Знакомство со звуком П.

- Сегодня мы познакомимся еще с одним звуком.

- Посмотрите на картинку: какой красивый самовар! Можно сказать, что это чайная  посуда?

-Послушайте, как он пыхтит, когда вода в нем закипает: П-П-П. – П, П, П! – пускает пар, Полный чая самовар.

Повторите этот звук.

- Возьмите самоварчики, проведем пальчиком по дорожке: П- П – П -…

 (Дети проводят пальчиком по тактильной дорожке)

- Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

- Поставьте зеркала и произнесите звук «П» перед зеркалами (хором и индивидуально).

- Что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Смыкаются)

-Воздух проходит свободно или встречает преграду?

- Какой это звук гласный или согласный?

- Каким цветом мы его обозначим? (синим)

- А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук П. Горлышко «молчит», голосовые связки не работают. Говорят, звук П – глухой. Давайте повторим.(Звук П – согласный, глухой)

- Чтобы подробнее рассказать о согласном звуке, мы будем пользоваться вот этой схемой (СХЕМА характеристики согл.звука)

4.Развитие фонематического слуха.

Упражнение «Слушай внимательно, выполняй старательно».

- Возьмите звук П и положите перед собой.

- Задание: хлопни в ладоши, когда услышишь звук П

Среди звуков (А, О, П,У,П,О,З,Т,П), слогов (АС, ОМ, ИП, СО, ВА, ПУ),

слов (дом, мак, топ, вода, сани, хлоп, лиса, стоп, джип, сом, коса, клоп)

5. Физкультминутка.

Мы попрыгаем немножко и похлопаем в ладошки. Дети выполняют соответствующие движения.

Чайник на плите пыхтит: «П-п-п», Приседания.

Чай нам пить скорей велит: «П-п-п». Наклоны в стороны.

Пышки мама испекла Имитация лепки пышек.

И к столу всех позвала. Приглашающий жест.

  1. Закрепление звука в слогах.

 Игра с мячом «Повтори, не ошибись»

  • Ап – оп – уп        
  • Оп – ап – ип
  • Ип – ип – оп
  • Уп - ап – ап
  • Ап – оп - ип

7.Звуковой анализ слога.

Упражнение «Сколько звуков?».

- Послушайте: «АП» — сколько звуков я произнесла? (2.)

- Какой первый звук? Какой второй звук? (Так же слоги УП, OП, ИП)

- Давайте выложим схему слова АП, возьмите полоски, начинаем выкладывать о красной линии, т.е. выкладываем слово слева направо. (выполняют звуковой анализ слова, 1 ребенок у доски)

- Скажите, ребята, где находится звук П в слове АП? (в конце слова)

8. Закрепление звука в словах.

Упражнение «Повтори чистоговорку и подбери картинку».

Проговорить с детьми чистоговорки (хором и индивидуально) и попросить подобрать подходящую картинку.

- Уп-уп-уп — какой же вкусный суп.

- Ип-ип-ип — нас катает джип.

- Оп-оп-оп — на ветке сидит клоп.

- Оп-оп-оп – в огороде рос укроп.

-Давайте попробуем определить, где находится звук П в названиях этих картинок. Возьмите «звуковых птичек», покажите, где начало слова, конец слова, середина слова. (определяем место звука П в словах: джип, клоп, суп, укроп, посуда).

  1. Итог занятия.

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Расскажите, какой это звук?

А какое задание было самым трудным?

Какое задание понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)

Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие.  p1010388.jpg...

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями раз...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...

Внедрение элементов цифрового обучения в работу с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассказывается об опыте внедрения элементов цифрового обучения в логопедическую работу с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект логопедического занятия (непосредственной образовательной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Общим недоразвитием речи II-III уровнем речевого развития по теме "Транспорт. Профессии на транспорте"

Конспект логопедического занятия (непосредственной образовательной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Общим недоразвитием речи II-III уровнем речевого разв...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Звуки»

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Звуки» ...

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Звук [д]. Буква Д».

ТЕМА: «Звук [д]. Буква Д»Коррекционные задачи: Учить детей давать артикуляционную и акустическую характеристику звука [д].Учить детей выделять звук [д] из ряда звуков, слогов.Закреплять на...