Конспект НОД по обучению грамоте "Звук З. Буква З» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Задыхина Марина Николаевна

Тема: Звуки з,и зь. Буква З.

Задачи:

Образовательные:

-уточнять артикуляцию звуков [з – з`];

-упражнять в  выделении заданного согласного звука  в начале, в середине и конце слов, из потока слов, из текста;

-совершенствовать навыки детей в проведении звуко- буквенного анализа слова;

-познакомить с буквой Зз;

-учить анализировать и читать слова из 4-х звуков.

 

Развивающие:

-продолжать развивать фонематический слух, связную речь, мелкую моторику.

 

Воспитательные:

- Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям, усидчивость.

   Оборудование:  домики для  гласных и согласных звуков, буква З большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки ( у детей и педагога); игрушка «Зима»; картинки: звонок, зебра, зал, бузина, корзина, змей, осы, ива, усы; сюжетная картинка к стихотворению; магнитная доска с буквами для выкладывания слов: зима, Зина, буквы на магнитах, картинки к загадкам, к игре «4 лишний», «Угадай слово», карточки с заданием к игре «Угадай буквы», кассы букв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukz.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте "Звук З. Буква З» (подготовительная к школе группа)

Тема: Звуки з,и зь. Буква З.

Задачи:

Образовательные:

-уточнять артикуляцию звуков [з – з`];

-упражнять в  выделении заданного согласного звука  в начале, в середине и конце слов, из потока слов, из текста;

-совершенствовать навыки детей в проведении звуко- буквенного анализа слова;

-познакомить с буквой Зз;

-учить анализировать и читать слова из 4-х звуков.

Развивающие:

-продолжать развивать фонематический слух, связную речь, мелкую моторику.

Воспитательные:

- Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям, усидчивость.

   Оборудование:  домики для  гласных и согласных звуков, буква З большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки ( у детей и педагога); игрушка «Зима»; картинки: звонок, зебра, зал, бузина, корзина, змей, осы, ива, усы; сюжетная картинка к стихотворению; магнитная доска с буквами для выкладывания слов: зима, Зина, буквы на магнитах, картинки к загадкам, к игре «4 лишний», «Угадай слово», карточки с заданием к игре «Угадай буквы», кассы букв.

                                         Ход занятия.

1 Угадайте, что за шапка

Меха целая охапка

Шапка бегает в бору

У стволов грызет кору (зайка)

Лежит веревка

Шипит плутовка

Брать её опасно

Укусит. Ясно? (змея)

От дождя спасает

А сам намокает

Хотя намокает

Но не промокает (зонт)

- Какой первый звук в этих отгадках? (з)

- какой он? (согласный, звонкий, твердый)

- растяните губы в улыбке, сделайте заборчик и повернитесь друг к другу – произнесите звук (з)

- в каком замке живет звук (з) – в синем

   «Кто, угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнет перинки, над миром пушинки». (Зима).

    Выставляется игрушка – Зима.

   А вот и я – Зима. Я принесла вам два любимых звука – з и зь.

   Какой первый звук в моем имени? (Звук зь). Моя подруга вьюга очень любит звук з. Произнесите его. (з-з-з-з).

   Обозначение звуков з, зь цветными символами

2. Выставляются слоговые домики.

Садятся на места дети, придумавшие слова со звуком з. Каждый ребенок называет слово, считает, сколько в нем слогов и определяет, в каком домике оно поселится.

3. Игра «Поймай звук».

   Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук з, хлопните в ладошки, а если услышите звук зь – поднимите руку: закат, зима, коза, зеркало, резина, зубы, корзина, газон, звонок, зебра

4. Речевая зарядка

У Зайки есть игрушка Коза. Сочиним для него чистоговорки со словом коза

За-за-за-на лугу стоит коза

Зу-зу-зу- вместе мы пасли козу

Зы-зы-зы- колокольчик у козы

За-за-за – уходи домой коза

Чтобы Козе не было скучно, найдем ей друзей: из всех игрушек выбрать только те, в которых есть звук (з)

5. Педагог ставит на доску 5-6 картинок: звонок, зебра, зал, бузина, корзина, змей. На столе рядом с доской лежат две стопочки кругов синего и зеленого цветов (по 8-10 штук).

   Задача вызванного ребенка: четко произнести название предмета и поставить под каждой картинкой квадрат определенного цвета в соответствии с характеристикой звука з в слове (мягкий или твердый).

   Следующий ребенок определяет, где находится звуки з или зь в слове (в начале или в середине слова). Третий ребенок определяет количество слогов. И так с каждым словом.

6.Выбор слов со звуками з, зь из стихотворения.

Занят заклинатель змей

Звонкой музыкой своей,

А под музыку, друзья,

Потанцует и змея.

Уточняется значение слов «заклинатель змей». Выбираются слова сначала со звуком з, затем со звуком зь.

7. Физкультминутка «Замок».

У меня закрыт замок.

Кто его открыть бы смог?

Повертели, покрутили,

Постучали и открыли.

Дети выполняют соответствующие движения. Когда упражнение выполнено дважды, выясняется, какой звук и в каких словах услышали дети во время ф/м.

8. «Четвертый лишний»

Назвать слово, в котором нет звука (з)

9 «Угадай буквы»

нарисована картинка, под ней слово. Из квадрата выбрать только те буквы, которые есть в этом слове (дети делают самостоятельно, демонстрационный лист с выполненным заданием выставляется на мольберт – проверка задания)

10. «Угадай слово»

По первым звукам картинок составить новое слово

11. Звуко-слоговой анализ слова «Зима».

Зимушка спрашивает: «Зачем вам эти кружочки?»

Покажите, как можно обозначить слово зима. Сколько слогов в этом слове? (Дети отхлопывают слово – два слога). Обозначьте все звуки в слове зима кружочками. Дети обозначают у себя на столах. Проводится анализ сделанного и педагог на доске выкладывает кружочками это слово.\

12 Знакомство с буквой З

У каждого из вас есть касса букв на столах. Зайка очень просит вас найти его букву З

З не просто завитушка На эту букву посмотри,

З – пружинка, крендель, стружка Она совсем как цифра 3

13. Игра «Комарик»

На полу разложены цветочки с гласными буквами. Ребенок одетый в шапочку комарика летает извенит: з-з-з, перелетая с одного цветка на другой и соединяет звук (з) с гласным: за, зы, зо, зу

Порадуем Зиму. Обозначим буквами ее имя.

Составление из букв слова зима.

Какую букву надо заменить, чтобы получилось имя девочки – Зина?

Составление из букв слова Зина.

Написать букву и слова.

14.Итог. Оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

За чудесами в осенний лес Конспект интегрированного занятия ( обучение грамоте и аппликация) в подготовительной к школе группе

Конспакт интегрированного  занятия обединяет подготовку к обучению грамоте и изобразительную деятельность: аппликацию. Отправдяясь в "осенний лес" воспитатель знакомит детей со звуковым анализом ...

Конспект группового занятия по обучению грамоте с использованием моделей (подготовительная к школе группа) Тема: «Звуки [х], [х’]. Буква Х».

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении,     логопеду    приходится     искать...

Конспект НОД по обучению грамоте "Звук Г. Буква Г"(подготовительная к школе группа)

Тема: Звуки г, гь и буква Г.Цель: выделение заданного согласного звука в начале, и в середине слов, из потока слов,из текста; различение звуков г-гь; воспроизведение и чтение ...

Конспект НОД по обучению грамоте "Звук Л. Буква Л" (подготовительная к школе группа).

Конспект НОД по обучению грамоте "Звук Л. Буква Л" (подготовительная к школе группа)....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки Р и РЬ. Буква Р» (подготовительная к школе группа)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД БОНДАРЧУК АЛЕНА НИКОЛАЕНАГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2098 "Многопрофильный образовательный це...

Конспект занятия по обучению решения арифметических задач в подготовительной к школе группе

Цель. Обучение  составлению и решению арифметических задач по иллюстрации посредством показа приемов работыЗадачи:Обучающие: упражнять в составлении и решении арифметических задач на сложение и в...

Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей подготовительной к школе группы «Как стать миллионером».

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного  возраста....