Консультация для педагогов «Метод фокальных объектов и метод морфологического анализа в технологии ТРИЗ»
консультация по обучению грамоте

Дунина Татьяна Владимировна

Использование ТРИЗ технологии в развитии речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация ТРИЗ17.23 КБ
Office presentation icon Презентация ТРИЗ1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Метод фокальных объектов и метод морфологического анализа в технологии ТРИЗ» выполнила Дунина Т.В.

 

Слайд1  

Метод фокальных объектов -это усовершенствованный метод каталога. Термин «фокальный» используются для объекта, находящегося в фокусе, в центре внимания.

Суть метода заключается в том, что к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных объектов. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.

Слайд 2 

Изначально нужно выбрать объект, с образом которого будем работать, он и будет фокальным. Можно до поры хранить его в тайне от детей. Затем детям предлагается выбрать три любых объекта. Хорошо, если один из них будет представителем природного мира, второй- рукотворного, третий - вообще нематериальное понятие. Но это условие необязательно. Затем дети называют как можно больше свойств и качеств названных дополнительных объектов. Названные свойства и качества приписываются к фокальному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает. Затем о фокальном объекте создается сказка или рассказ. Художественное произведение анализируется.

Придуманные детьми идеи также отражаются в рисовании, лепке, аппликации. 

Слайд 3

Какими способами можно выбрать объекты?

- Предложить детям самостоятельно придумать дополнительные объекты, потом назвать фокальный объект

- Волшебный мешочек

- Перевернутые картинки

- Кубик с картинками на гранях

- Найти объект по описанию, загадки. (В этих случаях уже есть подсказка по характеристике предмета)

Слайд 4 (по слайду)

Слайд5

Метод морфологического анализа

 В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть метода - с помощью построения морфологической таблицы постараться получить все теоретически возможные варианты реализации объекта.

         Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой имеются две оси. В оси координат по горизонтали размещают объект, а по вертикали его признаки или наоборот. Комбинируя варианты можно получить самые неожиданные новые решения. 

Слайд 6 

На первоначальном этапе знакомства с морфологическим анализом перед педагогом стоит задача научить детей работать с морфологической таблицей, ориентироваться в системе координат, выполнять простые задания.

Слайд 7 После того, как дети научились работать с простой морфологической таблицей, задание усложняется, увеличивается количество граф, а значит и количество вариантов. После создания объекта проводится его анализ, выделяются самые интересные объекты, предлагается детям придумать где и как могли бы быть использованы эти объекты, или какую- либо историю о получившемся объекте.

Слайд 8 Дальше можно предложить детям соединить сказочных героев и рассказать о них. Какой у них характер, что могло приключится с созданным героем, где он мог жить, с кем дружить и т.д. предложить придумать новую историю.

Слайд 9, 10 Метод морфологического ящика используется при работе со старшими детьми Используя морфологический ящик, можно, комбинируя героев, места событий и сюжеты знакомых сказок, сочинять новые волшебные истории. При этом необходимо сразу определить, кто будет злым, а кто - добрым героем, с каким злом будут бороться герои, какие волшебные силы будут помогать, какие - мешать и т. д.

      Произвольно выбираем из каждого параметра по одной характеристике и соединяем воедино. Комбинируя различные варианты, мы можем получить именно такой образ Бабы Яги, который нужен для нашей сказки.

Это может быть маленькая девочка в платье горошками, которая живет в обычной городской квартире и ездит на велосипеде. Она веселая и смешная. А Баба Яга она, потому что… (пусть придумает ребенок). Например, увидела наша «знакомая» Баба Яга на тарелочке с наливным яблочком, что жизнь теперь совсем другая и захотела тоже здесь жить. Превратилась она в маленькую девочку и ей совсем не захотелось быть злой, вредной. Она стала веселой и смешной, и… здесь-то и начинаются самые настоящие чудеса.

Или, может быть, она осталась злой и вредной, но в сказки теперь никто не верит, и Баба Яга превратилась в молодую спортсменку, которая ездит на автомобиле, но живет во дворце «со всеми удобствами». И продолжает строить козни, всех ссорит на соревнованиях. Помогают ей в этом ее старинные приятели –Леший и Бармалей. А ведь главное в спорте – дружба. Удастся ей или нет перессорить всех спортсменов и сорвать соревнования? Пусть малыш сам придумает хорошее окончание.

Слайд 11 Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Метод фокальных объектов в детском саду".

Использование метода фокальных объектов как метода ТРИЗ в детском саду....

План конспект занятия с применением элементов ТРИЗ — метода фокальных объектов

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательног...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы № 2 по познавательному развитию с использованием метода фокальных объектов технологии ТРИЗ. Тема: «Хвойный лес».

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы № 2 по познавательному развитию с использованием метода фокальных объектов технологии ТРИЗ.  Тема: «Хвойный лес»....

Применение метода фокальных объектов в работе с детьми дошкольного возраста. Игры по методу фокальных объектов.

Инструкция для педагогов и родителей "Что такое МФО?"  Игры  предназначены для взаимодействия педагогов и родителей с детьми с целью развития детского креативного нестандартного ги...

Мастер - класс для педагогов "Метод фокальных объектов"

Пример, как можно работать по методу фокальных объектов...

Консультация для педагогов"Метод фокальных объектов как средство развития творческого, активного самостоятельного мышления".

В консультации для педагогов дается краткий разбор ТРИЗ технологии - "Метод фокальных обЪектов"  в работе с детьми дошкольного возраста.  В документе отражены теоритические основы ...

Презентация опыта работы "Метод фокальных объектов" (Технология ТРИЗ)

Предложен опыт работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста по ТРИЗ - технологии ("Метод фокальных объектов")...