Конспекты занятий по обучению грамоте, для детей подготовительной группы компенсирующей направленности
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Савина Надежда Александровна

Цель занятий: формировать умение различать звуки близкие по артикуляции, учить определять звуки и их мягкие варианты, совершенствовать навык звукобуквенного анализа, развивать фонематический слух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл og.docx23.62 КБ
Файл ffnr_semya.docx15.48 КБ
Файл ffnrr.docx23.42 КБ
Файл sh_zh.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Групповое логопедическое занятие на тему "Звуки [м], [м']. Буквой М. для детей подготовительной группы.


Цель занятия: познакомить со звуками [М], [М’] и буквой М.

Задачи: дифференциация звуков [М], [М’] на слух, знакомство с образом буквы М; совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза; развитие мелкой моторики, слухового внимания, памяти, просодической стороны речи; воспитание любви и уважения к своей семье.

Материал: картинки: дом, семья, корона, облако, мост, снежный ком, санки, ослик, молоток, сом, дверь, огурец, машина, морковь, аист, кран, мак; звуковые домики, символы звуков, графическое изображение буквы “М”, индивидуальные зеркала, тетради, счетные палочки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Психогимнастика. Мимические упражнения.

– Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они радостные, печальные, сердитые. Изобразите радостную маму, сердитого папу. Возьмите зеркало, оно поможет вам.

Дыхательная гимнастика. “Кашу варим”

Наша мама варит кашу
Кормит кашей дочку Машу.

И.п. – стоя, одна ладонь на груди, вторая – на животе. Вдох через нос, на выдохе проговаривать “пых-пых-пых” и поглаживать себя при этом по животу.

2. Сообщение темы занятия.

– Ребята, отгадайте загадку:

Где семье комфортно нашей?
Где поутру пахнет кашей?
Там ступают кошки лапки,
А у входа стоят тапки. (Дом)

Выставляется картинка “Дом”.

– Какой последний звук вы слышите в слове “дом”? [М]. В этом доме живет семья. Послушайте, какой согласный звук есть в середине слова семья [М’]. (Выставляется картинка “семья”)

– Сегодня мы с вами познакомимся со звуками [М] и [М’], а так же с буквой “М”, которая обозначает эти звуки.

3. Характеристика звуков [М], [М’] по артикуляционным и акустическим признакам.

– Возьмите зеркала, произнесите поочередно звуки [М], [М’]. Что происходит с губами? (Губы смыкаются. Когда произносим звук [М] губы, чуть-чуть сердятся, а когда произносим звук [М’] – чуть-чуть улыбаются). Воздух выходит через нос или через рот? (Через нос). Голос “спит” или “просыпается”? (Просыпается). Значит звуки [М], [М’] какие? (Согласные, звонкие). Звук [М] – (твердый), а [М’] – (мягкий). Звук [М] мы обозначаем квадратиком (синего) цвета, [М’] – (зеленого).

4. Развитие фонематического восприятия дифференциация звуков [М], [М’].

Игра “Слушай внимательно”

– Сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Я буду называть слова, а вы, если услышите звук [М], поднимите синий квадратик, если [М’] – зеленый.

Слова: молоко, медведь, мост, молоток, компот, месяц, мышка, семья.

5. Анализ и синтез слогов со звуками [М], [М’]

Игра “Посчитай звуки”

– Послушайте, и сосчитайте, сколько я произнесу звуков, при помощи фишек-символов составьте схемы. Будьте внимательны: МА, АМ, ЫМ, МЫ и др. (Дети считают и выкладывают схемы слогов)

Игра “Давай дружить”.

– Мы с вами уже знакомы с несколькими гласными звуками. Назовите их (а, о, у, ы, и). Давайте “подружим” их со звуками [М], [М’]. Я буду называть гласный, а вы добавьте звук [М], так чтобы он был первым, и назовите получившийся слог. А – МА, О – МО, У – МУ, Ы – МЫ. Молодцы! А теперь добавьте звук [М’], так чтобы он был вторым, и назовите получившийся слог.

6. Определение позиции звуков [М], [М’] в словах.

– Давайте придумаем имена со звуками [М], [М’], всем членам семьи (Дима, Митя, Майя, Маша, Мила и др.) Определите, где находятся звуки [М], [М’] в этих словах: в начале, в середине или в конце слова. Работа со звуковыми домиками

– Как дети могут ласково называть свою маму (ответы детей). А как вы ласково называете свою маму? (Мамочка, мамулечка, мамуленька и др). Что вы заметили, когда произносили эти слова? (В этих совах два звука [М]) Какая она, ваша мама? (добрая, ласковая, милая и др).

7. Физминутка.

А теперь давайте “зарядимся”

Мы топаем ногами:
– Топ – топ – топ.
Мы руки поднимаем:
– Хлоп – хлоп – хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.

8. Развитие фонематических представлений.

Игра “Отгадай словечко”.

Ход игры: Логопед предлагает детям карточки с изображением предметов, дети должны выделить первый звук каждого слова, и, поочередно складывая их, образовать новое слово. Сначала приводится пример.

Карточки: корона, облако, мост – ком
санки, ослик, молоток – 
сом
дверь, огурец, машина – 
дом
морковь, аист, кран – 
мак

9. Развитие просодии.

– Мама купала малышку Милу и приговаривала такие слова:

Мама мыла Милу мылом

Мила мыло не любила.

(Чистоговорка читается от лица всех членов семьи по очереди, с изменением тембра и силы голоса).

10. Знакомство с буквой “М”.

– Дети, а вы любите своих мам? (Да). Чтобы написать это прекрасное слово, надо познакомиться с буквой “М”. Посмотрите, на что похожа буква “М”. (Варианты ответов детей). Давайте вместе попробуем изобразить букву “М”.

Взялись за руки друзья.
И сказали: “Ты да я – это мы!”
А между тем
Получилась буква “М”.

А. Шибаев.

(Дети попарно берутся за руки, изображая букву “М”).

– Молодцы! А еще букву “М” можно выложить из счетных палочек.

Выкладывание буквы “М” из счётных палочек.

Игра “Уснули”.

Ход игры: Дети закрыли глазки. Логопед убирает одну счетную палочку. Дети должны восстановить букву “М”.

Пока глазки крепко спали, 
Буквы в книжке меньше стали,
Свои глазки открывай
Что добавить, угадай! (Слова авторские)

Пальчиковая гимнастика “Моя семья”

Сжать пальчики в кулачок. Затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Этот пальчик – дедушка, 
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я
Вот и вся моя семья.

(На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

Раскрашивание буквы в тетрадях.

11. Итог занятия.

– С какими звуками мы познакомились? Какой буквой они обозначаются?

Сюрпризный момент. Игра “Волшебная коробочка”.

– Дети вы сегодня так много называли хороших, добрых, ласковых слов со звуками [М], [М’]. Давайте еще раз их вспомним и произнесем в свои ладошки, и опустим их в волшебную коробочку. (Логопед достаёт из коробочки разноцветные звёздочки). А теперь ребята посмотрите, ваши слова превратились в звездочки, это благодарность за хорошую работу на занятии.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия
по развитию фонетико-фонематической стороны речи 
в подготовительной группе.

Тема: Дифференциация звуков [Д] - [Т].
Цель: Учить детей дифференцировать звуки [Д] - [Т].
Задачи: Формировать умение различать звуки, близкие по артикуляции, закрепить навык правильного произношения; учить определять звуки [Д], [Т] и их мягкие варианты в любой позиции слова, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа; развивать фонематический слух; воспитывать усидчивость, дисциплинированность на занятии.
Оборудование: предметные картинки на звуки [Т - Т’] и [Д - Д’]; звуковые символы (куклы-мальчики в синей и зелёной рубашках); куклы (Таня, Даша, Тима, Дима), схема предложения (демонстрационная); кассы букв.

Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед предлагает сесть на место тому, кто вспомнит и назовёт слова со звуками [Д] или [Д’]

1. Сообщение темы занятия.
На доске выложены слова ДОМ ТОМ и звуковые схемы к ним.
- Прочитайте слова на доске. Попробуйте объяснить их значение.
- Чем они похожи и чем отличаются?
- Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [Д] - [Т] в словах и предложениях. Будем слушать, искать эти звуки в словах и находить их место в слове. 

2. Уточнение характеристики и разницы в артикуляции звуков [Д] - [Т].
Вспомните характеристику звуков [Д] и [Т].
- Звук [Д] - какой? (согласный, звонкий, бывает твёрдый, бывает мягкий)
- Звук [Т] - какой? (согласный, глухой, бывает твёрдый, бывает мягкий)
- Чем они похожи? (согласные, твёрдые, у них есть младшие братцы – мягкие звуки)
- Чем они отличаются? (один глухой, другой – звонкий, живут в разных домиках - буквах)

3. Игра «Телефонисты»
Дети повторяют слоги вслед за логопедом, меняя интонацию:

Да – та – да – та 
Да – та – та – да 
Да – да – да – та
Та – та – та – да 
Да – да – та – та
Та – да – та – да 

4. Игра «Подари подарки Тане и Даше».
- У нас сегодня в гостях куклы Таня и Даша. 
У детей на столах картинки, в названии которых звуки [Т - Т’] или [Д - Д’]. Логопед предлагает подарить подарки Тане и Даше. Но Тане дарить подарки, в названии которых есть звуки [Т - Т’], а Даше дарить подарки, в названиях которых есть звуки [Д - Д’].
После называния картинки ребёнок определяет место звука в слове (начало, середина, конец)

5. Физминутка.


Долго – долго мы идём – 
Длинная дорожка.
Вдалеке мы видим дом – 
Белые окошки.
Из трубы дымок встаёт,
В доме дедушка живёт. 


(речь с движениями)
6. Игра «Ушки на макушке»
Логопед предлагает детям заменить в названных им словах звук «Д» на звук «Т».

День – (тень)
Дима – Тима
Плоды – плоты
Дачка – тачка
Док – ток
Дом – том
Дочка – точка
Дело – тело
Дон – тон
7. Составление предложений.
- Составьте предложение, так чтобы в словах встречались звуки [Т - Т’] или [Д - Д’].
Затем выбирается наиболее удачное предложение и на доске выкладывается схема этого предложения.
- В каком слове встречается нужный нам звук?
- Какое оно в предложении по счёту?

8. Работа в индивидуальных кассах.

Звукобуквенный анализ слов ДИМА, ТИМА.
Затем дети выкладывают в кассах имена мальчиков: Дима и Тима.
- Чем похожи и чем отличаются эти слова?

9. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
- Чему мы учились сегодня на занятии?
- Чем похожи и чем отличаются звуки [Д] - [Т]?
- Какие слова с этими звуками вы запомнили?
Далее логопед даёт оценку деятельности каждого ребёнка.



Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков П, Б (подг. гр.)

I. Организационный момент.

 Пожелаем, друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передает людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, называя друг друга ласково и желая доброго утра.

Л: Доброе утро, Катенька. (Доброе утро, Мишенька…)

Л: Теперь у нас у всех хорошее настроение.

II. Постановка цели занятия. Для того, чтоб говорить правильно сделаем артикуляционную гимнастику.

Развитие словесно-логического мышления.

Игра «Четвертый лишний».

Л: Сегодня мы будем повторять звуки, а какие, догадайтесь сами. Выделите лишнее слово из ряда слов.

Слова: 1) Поросенок, тигр, жираф, крокодил. (Поросенок).

2) Волк, баран, лиса, заяц.(Баран).

Дети выделяют «лишнее» слово и объясняют свой выбор.

Логопед выставляет картинки с изображением поросенка и барана.

Л: Сегодня к нам на занятие пришли в гости поросенок Пулька и баран Борька. Они приготовили для вас много интересных игр и заданий. Поиграем? (Да.)

Л: Назовите первый звук в имени поросенка. (Звук П).

Л: Назовите первый звук в имени барана. (Звук Б).

Л: Сегодня мы будем повторять и учиться различать звуки П – Б.

III. Развитие фонематического слуха.

1. Игра «Измени слово» (с мячом)

Л: Пулька предлагает поиграть в игру «Измени слово».

Л: Замените звук П в словах, которые я произнесу, на звук Б, и назовите новое слово.

пой-бой   пыль-быль   папка-бабка   палка-балка   почка-бочка   пашня-башня   папочка-бабочка

Л: Молодцы, вы правильно назвали все слова.

2. Сходство, различие звуков П – Б (по схеме).

Л: Какой звук повторяется в моих словах? (Звук П).

Л: Что общего в ваших словах? (В наших словах повторяется звук Б).

Л: Чем похожи эти звуки? (Звуки П-Б: согласные, губные, твердые).

Л: Чем они отличаются? (Звук П – глухой согласный, звук Б – звонкий согласный).

Л: Молодцы! И с этим заданием вы справились.

3. Игра «Будь внимательным, смотри, без ошибок повтори».

Л: Баран Борька хочет узнать, насколько вы внимательны. Он предлагает поиграть в игру «Будь внимательным, смотри, без ошибок повтори».

ба-па-па;бу-бу-пу;бо-по-бо;бэ-пэ-пэ;пы-пы-бы;по-бо-бо;пу-бу-пу

Дети повторяют цепочки слогов и садятся за столы.

IV. Произношение звуков П-Б в словах.

Определение места звука в слове.

Игра «Угостим наших гостей».

Л: Наши гости немного проголодались. Угостим их? (Да.)

Л: Послушайте стихотворение И. Лопухиной « В булочной». Запомните те угощения, в названиях которых слышится звук П или Б.

По рядам: первый ряд запоминает слова со звуком П, второй – со звуком Б.

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки, и пампушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено, и помадка…

Л: Чем вы угостите поросенка Пульку? (Плюшкой, пряником, пампушкой, пастилой.)

Л: А чем угостите барана Борьку? (Баранкой, булкой, батоном, бубликом.)

Л: Одно из угощений отличается от всех остальных. Догадайтесь, какое.

Логопед перечисляет все слова, дети выделяют лишнее слово и объясняют, почему. (Пастила.)

Л: Определите место звука П в слове пастила на карточках. (Дети определяют место звука в слове.)

Л: Где слышится звук П в слове пастила? (В начале слова.)

Л: Молодцы! Гости довольны вашими угощениями и ответами.

 

V. Звуко-слоговой анализ и синтез слова.

Л: Ребята! Угадайте, какое из угощений больше всего понравилось барану Борьке: Б, А, Т, О, Н. (Батон).

Л: Составим схему слова батон. (Один ребенок составляет у доски, остальные за столами.)

Л: Сделаем анализ этого слова.

Л: Сколько слогов в слове батон? (2 слога).

Л: Как вы догадались? (Потому что в слове батон два гласных звука. Правило.)

Л: Назовите первый слог. (Ба)

Назовите второй слог. (тон)

Л: Сколько звуков в первом слоге ба? (Два звука).

Назовите первый звук. (Первый звук Б – согласный, губной, звонкий, твердый).

Назовите второй звук. (Второй звук А – гласный).

Л: Сколько звуков во втором слоге тон? (Три звука).

Назовите первый звук. (Первый звук Т – согласный, глухой, твердый).

Назовите второй звук. (Второй звук О – гласный).

Назовите третий звук. (Третий звук Н – согласный, звонкий, твердый).

Л: Сколько всего звуков в слове батон? (5 звуков)

Л: Какие из согласных звуков звонкие? (Б, Н).

Л: Назовите глухой согласный звук. (Т).

Л: Молодцы! Вы угадали слово и правильно составили его схему.

VI. Физминутка.

Л: Наши гости предлагают нам сделать зарядку

«На зарядку дружно встали»

Очень мы сидеть устали,

На зарядку дружно встали,

Руки в боки, смотрим вправо,

Поворот налево плавный.

(Повороты корпуса в стороны.)

Поднимаем мы колени,

Занимаемся без лени.

Поднимаем их повыше.

Может быть, коснемся крыши?

(По очереди поднимать ноги, согнутые в коленях.)

Наклоняемся до пола.

Прогибаемся поглубже.

Вправо-влево три наклона.

Повторяем снова дружно.

(Наклоны вперед-назад, вправо-влево.)

От души мы потянулись,

(Потягивание – руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись.

(Дети садятся.)

Л: Молодцы! Хорошо делаете зарядку.

VII. Игры с буквами, слогами. Чтение.

1. Связь звука с буквой.

Л: А теперь покажем Пульке и Борьке, как вы читаете.

Но прежде вспомним, чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву видим, читаем, и пишем.)

Л: Какой буквой на письме обозначается звук П? (Буквой П.)

Л: Какой буквой на письме обозначается звук Б? (Буквой Б.)

2. Восстановление графического образа букв.

Игра «Буквы поломались».

На магнитной доске изображены «поломанные» буквы.

Л: Буквы «поломались». Допишите их, пожалуйста.

Дети восстанавливают буквы – дописывают недостающие элементы букв маркерами.

Л: Молодцы!

Л: На что похожа буква П? (Ответы детей.)

Логопед читает стихотворение о букве П и выставляет картинку-символ.

Л: На что похожа буква Б? (Ответы детей.)

Проводится работа, аналогичная работе с буквой П.

Л: Молодцы!

3. Игра «Составь слово»

Л: У наших гостей есть друг – маленький забавный щенок.

Л: Они пригласили его к нам на занятие, чтобы и он посмотрел, как вы хорошо занимаетесь.  Составьте слово из «рассыпанных» букв и вы узнаете, как его зовут.

На наборном полотне буквы: о, Б, б, к, и.

1 ребенок составляет слово у доски и читает его. (Бобик.)

Выставляется картинка с изображением щенка.

Л: Почему слово Бобик пишется с большой буквы? (Мы знаем правило: клички животных пишутся с большой буквы.)

Л: Молодцы! Вы правильно составили слово и вспомнили правило.

4. Игра «Слоги рассыпались».

Л: Маленький, неуклюжий Бобик так спешил сюда, что по дороге «рассыпал» слоги. Соберем из слогов слова.

На наборном полотне слоги: па-на-ма, са-по-ги, бан-ты, ба-нан. (По одному ребенку выходят к доске, составляют и читают слова.)

Л: Прочитаем полученные слова еще раз.

Л: Молодцы. Бобику понравилось, как вы читаете.

VIII. Работа с предложениями. Схема, анализ.

Составление предложений по опорному слову с использованием предлогов под, из-под.

Л: А сейчас попробуем ответить на вопросы наших гостей.

Л: Что такое предложение? (Предложение – это когда слова дружат между собой и о чем-то сообщают.)

Л: Придумайте предложения со своими словами, используя маленькие слова – предлоги под,из-под.

На наборное полотно выставляются графические схемы предлогов. Дети называют составленные предложения.

Л: Молодцы! Интересные предложения у вас получились.

Л: Составьте схемы своих предложений в тетрадях и подчеркните в них слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, маленькие слова – предлоги.

Дети выполняют задание в тетрадях.

По ходу проводится анализ предложений; повторяются правила грамматики: большая буква в начале предложения, точка в конце предложения, раздельное написание слов; выделяются слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, маленькие слова – предлоги; дети упражняются в умении задавать к данным словам вопросы.

Л: Молодцы! Вы не только правильно составили схемы своих предложений, но и ответили на все вопросы.

Л: Наше занятие подошло к концу и нашим гостям пора возвращаться домой. (Звучит музыка.)

Картинки с изображением поросенка, барана, щенка убираются.

IX. Итог занятия.

Л: Итак, какие звуки мы сегодня повторяли? (П-Б.)

Чем похожи звуки П-Б?

Чем отличаются? (Ответы детей.)

Кто был у нас в гостях?

В какие игры играли? (Дети перечисляют.)



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по дифференциации звуков Ш – Ж.

Задачи:

  1. Образовательные:

Обучать детей сравнивать механизмы образования звуков;

Сравнение характеристик звуков;

Закрепить умение находить место звука в слове;

Закрепить понятия звук, слог, слово, предложение;

Закрепить лексико-грамматические конструкции.

  1. Коррекционные:

Развитие артикуляционной моторики;        

Развитие фонематических процессов;

Закрепить правильное звукопроизношение;

Закрепить навыки звукового анализа.

  1. Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, работоспособность, интерес к занятиям.

Материал:

- две картинки разных собак;

- картинки профилей звуков Ш; Ж;

- картинки с буквами Ш, Ж;

- картинки буквы Ж – в виде бабочки, Ш – в виде забора, расччески;

- картинки с предметами в названиях, которых есть звуки Ш, Ж (мишка, жук, мышь, жираф);

Ход непосредственно  образовательной деятельности:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята!

      2. Артикуляционная гимнастика.

- Вытяните губы трубочкой, сделайте из губ колечко и подуйте, как дует ветер. Кончиком языка почистили зубки внутри, потом снаружи. Сделайте язычок широкий-широкий, как лопатка, а теперь узкий-узкий, как иголочка. А теперь поднимите язычок  за верхние зубки и подуем, а потом пошипим как змейки – Ш-Ш-Ш.

Молодцы!

3. Объявление темы.

Сегодня к нам пришли две собачки (показать картинки). Их зовут Жучка и Шарик. С их помощью мы посмотрим чем отличаются звуки Ш и Ж.

  1. Сравнительный анализ артикуляции звуков.

Для начала давайте вспомним как произносится звук Ш. Губы вытянуты вперед и округлены. Ест небольшое расстояние между зубами. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Средняя част спинки языка прогибается. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя сильная.

Давайте произнесем звук Ш, положите руку на горлышко. Горло дрожит? – Нет, правильно!

А теперь произнесем звук Ж. Артикуляция точно такая же, но мы этот звук произносим со звуком. Горлышко у нас дрожит при произнесении.

Звук Ш – произносим шепотом, как змейки пошипим.  А звук Ж – голосом, как жуки пожужжим.  – Молодцы!

Посмотрите на профили этих звуков (показ профилей).

  1. Сравнительная характеристика звуков.

Звук Ш – согласный почему? – Потому что во рту есть преграда. Глухой, потому что горлышко при произнесении не дрожит.

Звук Ж - согласный почему? – Потому что во рту есть преграда. Звонкий, потому что горлышко при произнесении  дрожит.

  1. Связь звука с буквой.

Посмотрите, Жучка с Шариком принесли по букве. Жучка принесла букву Ж, а Шарик – Ш. Как вы думаете почему?

- Потому что слово Жучка начинается на звук Ж, а слово Шарик -  на Ш.

Да, правильно! (показать картинки с буквами)

А теперь давайте подумаем, на что похожи эти буквы. Буква Ж – на бабочку, на жука (повесить на доску картинку), А буква Ш – на забор, на расческу (повесить на доску картинку).

  1. Дифференциация звуков в изолированном виде.

Пожужжим как жуки: Ж-Ж-Ж.

Пошипим как змейки: Ш-Ш-Ш.

  1. Дифференциация звуков в словах.

Подумайте, в каких словах есть звуки Ш, Ж. (Дети называют свои слова)

  1. Развитие фонематическких процессов.

Я буду произносить звуки,  а вы когда слышите звук Ш – хлопайте в ладоши, а когда слышите Ж – поднимайте руки вверх.

П Р Г Л Т Ш В К Ж Д Ш Ж (дети выполняют);

 Теперь я буду произносить слоги,  а вы когда слышите звук Ш – хлопайте в ладоши, а когда слышите Ж – поднимайте руки вверх.

Па Ро Ге Лы Ти Шо Ву Ко Жа Де Ши Жу (дети выполняют);

А сейчас я буду произносить слова,  а вы когда слышите звук Ш – хлопайте в ладоши, а когда слышите Ж – поднимайте руки вверх.

Мишка, жук, мост, стол, жираф, шепот  (дети выполняют).

А сейчас делаем все то же самое, только я произношу предложения:

Наташа собирала шишки. У куста лежат ужи и шипят.

Молодцы!

  1. Физминутка.

Мы идем по лесу, (Дети идут на месте),

Собираем шишки. (Нагибаются то к одной ноге, то к другой)

Ягоды – малину (показ открытых ладоней)

Мы кладем в корзину. (имитация перекладывания из одной руки в другую и наоборот)

  1. Закрепление звуков в словах

Вывешивание картинок со звуком Ш. В слове МИШКА где мы слышим звук Ш в начале, в середине или в конце слова? (Ответы), а в слове ШКАФ?, в слове мышь?

(Дети отвечают).

Вывешивание картинок со звуком Ж: ЖИРАФ, УЖИ. Так же определение местоположение звука Ж: начало, середина или конец слов.

  1.  Деление слов на слоги.

А теперь давайте определим сколько слогов в слове МИШКА. Произносим слово и отхлопываем в ладоши: МИШ-КА. Определяем количество слогов в других словах: ШКАФ, МЫШЬ, У-ЖИ, ЖИ-РАФ.

Сколько хлопков при произнесении – столько слогов в слове.

  1.  Закрепление звуков Ж. Ш в предложениях.

Сейчас мы будем составлять предложения с этими словами. (Показ картинки, а дети составляют свои предложения) картинка – Мишки.

(Мишка идет по лесу. И т.д.), Шкаф (Шкаф стоит в углу)

  1. Домашние задание

На дом я вам задаю придумать свои слова на звуки Ш, Ж, а с этими словами придумайте предложения.

  1. Итог

Итак, мы сегодня проходили звуки Ш и Ж. Мы выяснили, что эти звуки разные. Вы очень хорошо поработали. Помогали нам сегодня Жучка и Шарик. Теперь мы не спутаем, где нужно говорить звук Ш, а где звук Ж. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по обучению грамоте для детей подготовительной группы.

Учимся играяОбучение грамоте, 6-7летМногие современные родители хотят, чтобы перед поступлением в школу их ребенок обязательно научился читать, чтобы у него был развит фонематический слух.Я считаю, чт...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква [с]"

Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме включает в себя разнообразные коррекционные упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков ...

Конспект занятия «Путешествие на ферму» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР.

Решение задач по коррекции речи через составление рассказа по серии сюжетных картинок о домашнем животном....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»...

Конспект НОД по обучению грамоте «Почтальон Печкин» (в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР)

познакомить детей со звуком [Ч] и буквой Ч;учить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам;закрепить понятие звук и буква; совершенствовать навык звукового и слогового анали...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы по теме "Звук и буква [с]"

Конспект занятия в детском саду по обучению грамоте для детей подготовительной группы по теме: "Звук и буква "С""....