Конспект занятия по обучению грамоте дошкольников. Кто сказал последнее слово: Кронтик или Елиса?
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Розанова Надежда Сергеевна

Учебное занятие из раздела "Кронтик осваивает звуки"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_skazal_poslednee_slovo.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в дошкольной группе.

УМК «Предшкола нового поколения»

Тема: Кто сказал последнее слово: Кронтик или Елиса? Глава 15.

Форма проведения занятия: путешествие в подводное царство

Цель: способствовать становлению звуковой системы у дошкольников ( звуки Р, Рь, Ы).  Формировать мотив чтения и начальные умения чтения.

Задачи:

Образовательные – стимулировать слуховое внимание, добиваться звукоразличения на акустическом (на слух) и двигательно-моторном (посредством собственного произношения) уровнях; 

Развивающие – развивать умение находить заданный элемент в сюжетном окружении, показывать его с помощью инструмента, словесно описывать его местоположение, подписывать с помощью карточек со словами;

Воспитательные – способствование воспитанию  экологического самосознания.

Оборудование: рамки, лупы, книги "Кронтик осваивает звуки"  (И. С. Рукавишников, Т. Г. Раджувейт, Москва, Академкнига/Учебник, 2015), куклы: Кронтик, Елиса, Ворона; мольберт с картиной Утагава Хиросиге «Ставрида и креветки», карточки со словами [14]

Ход занятия

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Дети выстроились полукругом около мольберта с картиной. Звучит музыка моря.

Ребята, я хочу пригласить вас сегодня в путешествие, а куда, я думаю, вы догадаетесь (включить запись шума моря).

Как вы думаете, что это? (море)

Вы хотите увидеть, кто живёт в море?

Но сначала я хочу посмотреть, умеете ли вы плавать.

Ритмическое упражнение «Поплаваем» (дети показывают разные стили плавания).

2. Постановка проблемы. Актуализация знаний.

Я вижу, что вы все умеете плавать, значит нам можно отправляться в путешествие. Мы с вами были с Кронтиком и его друзьями в музее, рассматривали картины. Сегодня мы отправимся еще дальше: внутрь самой картины.

3. Путешествие в подводное царство

Открываю картину и предлагаю детям ее рассмотреть. Кто на ней изображен? Рыбы, раки, креветки.

Голос вороны: « Каррр-карррр.»

Кажется, ворона летает над волнами. В воде хорошо ррраздаются звуки.

Ворона: «И каррртина крррасивая, и слова крррасивые. Рррыбы, крррреветки, ррррраки…»

Ворона права. А кто из вас сумеет определить, в каком из этих слов звук Рь, а в каких звук Р?

Скажи слова РЫБЫ, КРЕВЕТКИ, РАКИ. Произноси так: ррр…рыбы, крь-рь-рь…креветки, ррр…раки. В каком слове ты слышишь звук Рь? В каких звук Р?

Ребята, картина  называется «Ставрида и креветки». А рыба эта-ставрида. Очень подходящее название. В этом слове тоже есть звук Рь. Произнеси слово ста-ври-да по слогам. Проверь, в каком именно слоге есть звук Рь?

4. Физкультминутка РЫБКИ

Рыбки весело плескались В чистой свеженькой воде. То согнутся, разогнутся. То зароются в песке. Приседаем столько раз Сколько рыбок здесь у нас. Сколько чаек у нас ( 1-6)   Столько мы подпрыгнем раз.

5. Появление Елисы и Кронтика. Кто сказал последнее слово? Ребята, идите сюда. Дети рассаживаются за столами. Здесь Кронтик и Елиса. Они учатся слышать и различать не только звуки Р и Рь, но и звук Ы. Давайте к ним присоединимся: скажите слово рыбы по слогам. Выдвигайте нижнюю челюсть и тяните и первый слог, и второй. Вот так: РЫ-Ы-Ы - БЫ-Ы-Ы…Слышишь звук Ы?

- Какие у рыб открытые рты!- заметил Кронтик.

Перед тобой на столе картина. Покажи круглой рамкой открытые рты рыб. Произнеси слово рты. Вот так: РТЫ-Ы-Ы…Слышишь звук Ы?

-А вот эти штучки у рыбок за щеками?-спросила Елиса.

Это жабры. Покажи жабры рыб Зорким Оком. Скажи слово жа-а-а – бры-ы-ы…  Где находится звук Ы?

-А зато у креветок есть усы.- сказал Кронтик. -Это ведь я заметил усы.

Покажи усы креветок на картине. Скажи слово усы так, чтобы все убедились: в этом слове есть звук Ы.

-Подумаешь, усы!- пожала плечами Елиса.-Зато я заметила и у рыбок, и у креветок хвосты!

Покажи хвосты рыб и креветок на картине, а затем скажи слово хвосты по слогам ХВ[А]-СТЫ. Потяни второй слог Тебе приходится выдвигать нижнюю челюсть? Звук Ы у тебя хорошо получается?

-А сейчас к какой картине пойдем?-уныло спросил Кронтик.

Кронтик огорчен, что последнее слово сказала Елиса. Кронтик и Елиса уходят. Ребята, нам тоже пора возвращаться. Но, чтобы вернуться, нам надо выполнить последнее задание.

6.  Чтение

Возьми открытку с картиной и карточки со словами. Читай напечатанные на карточках слова [14], находи на картине соответствующие «предметы» и подписывай их с помощью карточек.

ХВО-СТЫ   ЖА-БРЫ

РЫ-БЫ    ТРА-ВА

КРЕ-ВЕ-ТКИ   ЛА-ПКИ

У-СЫ  РОТ  ГЛАЗ

7. Рефлексия.

Где сегодня побывали? Внутри картины. Как она называется? Почему нам так важно знать про подводный мир? Чем рыбы помогают человеку? Может ли человек нанести вред миру рыб?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради "От слова к букве" по программе "Преемственность" Н.А.Федосовой

Конспекты разработаны в помощь воспитателям и родителям к рабочей тетради "От слова к букве"...

Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради "От слова к букве" Н.А.Федосовой

Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради  "От слова к букве" Н.А.Федосовой...

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы. Мир слов. Одушевленные и неодушевленные предметы.

Формирование представления о многообразии слов русского языка (слова обозначающие предметы и явления)....

Конспект занятия по обучению грамоте дошкольников

Автоматизировать звук «Ц» в слогах, словах, предложениях;; продолжать учить звуковому и слоговому анализу слов ; работа с деформированной фразой;            ...

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звук, слог, слово"

Конспект занятияпо развитию речи и подготовке к обучению грамоте«Звук, слог, слово.»Цели и задачиЗакреплять представление о слове как единице языка.Активизировать умение делить слова на сл...