Консультация для воспитателей «Дидактические игры по обучению грамоте дошкольников»
консультация по обучению грамоте

Кастрюлина Оксана Николаевна

Цель: учить основам звукового анализа, развивать фонематический слух.

 

Методика проведения.

 

На определенный звук ребенок называет слова, которые знает. Можно посоревноваться, кто больше назовет слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Придумай слово»

Цель: учить основам звукового анализа, развивать фонематический слух.

Методика проведения.

На определенный звук ребенок называет слова, которые знает. Можно посоревноваться, кто больше назовет слов.

«Хлопушка»

Цель: развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением (буквой).

Методика проведения. Педагог дает инструкцию.

  • Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук «к», хлопни в ладоши один раз. Если услышишь в слове звук «г» - хлопни два раза. Упражнение необходимо проводить в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость. Говорить четко и громко, чтобы ребенок слышал все произносимые звуки. Например, корова, кисель, гора, норка, карусель, гитара, сапог, сук, гадюка, доска.

«Раз ступенька, два ступенька»

Цель: учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный

анализ слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук

  • его графическим изображением (буквой). Дидактический материал (оборудование): наборное панно в виде ступенек, касса букв. Красные квадраты, обозначающие гласные звуки, синие-твердые согласные звуки, зеленые-мягкие согласные звуки. Предметные и сюжетные картинки, графические схемы предложений.

Методика проведения.

1 вариант. Педагог предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это слово они делят на слоги, считают их и показывают на слоговой линейке.

2 вариант. Педагог выставляет картинку в верхнее окошко и предлагает детям выполнить звуковой анализ слова.

3 вариант. Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова, по предлагаемой картинке педагогом. Затем обозначают каждый звук буквой.


4 вариант. В верхнее окошко выставляется сюжетная картинка. Педагог предлагает детям составить по ней предложение. Затем дети считают количество слов в нем и выставляют графическую схему предложения.

«По волнам звуков и букв»

Цель: учить основам звукового анализа, помочь запомнить буквы, развивать фонематический слух.

Дидактический материал (оборудование). Плоскостные изображения двух корабликов. Первый кораблик красного цвета с опущенным парусом, символизирует гласные звуки (при произнесении которых воздушная струя не встречает преграды_. Второй кораблик с двумя поднятыми парусами сине-зеленого цвета и колоколом на борту. Это символ согласных звуков (при произнесении которых воздушная струя встречает преграду «надувая паруса»), колокол-звонкие звуки, синий парус -твердые звуки, зеленый парус-мягкие звуки. Набор магнитных букв.

Методика проведения. Можно использовать эту игру на занятиях по обучению грамоте в течение знакомства с буквами, а также применять для индивидуальной работы в свободное время или для закрепления пройденного материала.

1 вариант. На занятиях по обучению грамоте, во время знакомства с очередной буквой, дети делают анализ ее звучания, дают характеристику звука, определяя гласный или согласный, формируют их них «волны» для корабликов.

2 вариант. Педагог называет звук, предлагает ребенку обозначить его буквой, найти нужный кораблик, объясняя свой выбор.

«К кому пойти в гости» Цель: развитие внутреннего планирования.

Методика проведения. На доске прикрепляется несколько предметных картинок с изображением животных, птиц или рыб. Все картинки соединяются между собой дорожками. Все звери должны ходить друг к другу в гости. Для того, чтобы узнать, кто пойдет первым, дети выполняют задание.

  1. Первым пойдет в гости тот, у кого в названии один слог и первый звук согласный твердый.

  1. Он пойдет в гости к тому, у кого вназвании 2 слога и первый звук согласный мягкий.

  1. Они пойдут в гости друг к другу, в названии 3 слога.

«Самый зоркий» или «Кто быстрее»

Цель: развитие произвольного внимания и памяти.

Для этой игры необходимо иметь набор карточек с буквами

  • слогами. Детям на несколько секунд под счет: «Раз, два, три-внимательно смотри!» - показывается та или иная буква. Затем среди других 7-8 букв. Побеждает тот, кто первым назовет и покажет нужную букву.

Возможны варианты: аналогичная работа может проводиться со слогами. Задания:

  • Найти, показать и прочитать нужный слог.

  • Найти слог с таким же согласным, но чтобы согласный звук был мягким. Например, слог «НА»-находим

«НЯ».

«Бабочки на полянке»

Цель: обучение составлению и чтению слогов. Методика проведения. Для этой игры необходимо

иметь две зеленые полянки и 6-8 предметных картинок с изображением пестрых бабочек. На обратной стороне бабочки крепятся согласные и гласные буквы. Бабочки с согласными буквами находятся на первой полянке, а с


гласными-на второй. Детям предлагается поймать по одной бабочке с каждой полянки, перевернуть их, составить и прочитать полученный слог.

Возможны варианты: можно с обратной стороны у бабочек прикрепить готовые слоги. Ребенку предложить поймать бабочку, прочитать слог, дополнить его до полного слова, используя буквы на наборном полотне.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №23 «АЛЕНУШКА»

Консультация для воспитателей

«Дидактические игры по обучению грамоте дошкольников»

Воспитатель: Кастрюлина О.Н.

2018 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Дидактические игры по развитию речи дошкольников"

Методика проведения дидактических игр по развитию речи....

Консультация для воспитателей "Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников"

Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников...

Консультация для воспитателей "Дидактические игры для развития речи дошкольников"

Сообщение на педагогический совет "Наглядное моделирование - средство развития связной речи дошкольника"....

Методическая разработка. Консультация для воспитателей. «Дидактическая игра как средство обучения дошкольников»

Дидактические игры – это вид игр с правилами, которые специально созданы для обучения. Хотя они предназначены для обучения детей, в то же время, в них реализуется воспитательное и развивающее вл...

Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку" методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку"методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)Цель игры: развитие восприятия прочитанного, совершен...