Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук ж. Буква Ж»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Забара Алина Александровна

Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж.

 

Коррекционно-образовательные задачи:

-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуковслогов, слов;

-упражнять в определении места звука в слове (начало, середина слова);

-упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-совершенствовать звуковой анализ;

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать фонематический слух, внимание.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать положительное отношение к занятиям;

-вести контроль за собственной речью;

-формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_zh.docx75.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по  обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук жБуква Ж»

Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж.

Коррекционно-образовательные задачи:

-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуковслогов, слов;

-упражнять в определении места звука в слове (начало, середина слова);

-упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-закрепить в речи детей понятие «слог»;

-упражнять детей в делении слов на слоги;

 -учить детей преобразовывать слова;

-совершенствовать звуковой анализ;

Коррекционно-развивающие задачи: 

-развивать фонематический слух, внимание.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать положительное отношение к занятиям;

-вести контроль за собственной речью;

-формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.

Ход занятия:

Орг.момент:

Логопед: Ребята сегодня мы с вами познакомимся еще с одной новой буквой. Но для начала отгадайте мою загадку:

Отгадайте загадку:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Дети: Жук.

Логопед: С какого звука начинается слово жук?

Дети: Слово жук начинается со звука [ж].

Логопед: Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ж.

Для того, чтобы правильно произносить звук, надо сделать гимнастику язычка и самомассаж.

Руки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы обогреваем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А теперь погладим пальцами мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались.

Губки пожуем мы, чтобы улыбались.

Мы почистим зубки, чтобы улыбаться,

Сядем на качели, чтобы покачаться.

Давайте дадим характеристику звуку [ж].

Произнесите звук [ж].

Дети: Ж-ж-ж.

ЛогопедЗвук [ж] можно пропеть?

ДетиЗвук [ж] нельзя пропеть. Он согласный.

Логопед: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук [ж]. Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко работает.

Логопед: Если горлышко работает, значит звук [ж] какой?

ДетиЗвук [ж] звонкий.

Логопед: Молодцы, все правильно. А еще звук [ж] всегда твердый.

Вика, дай полную характеристику звука [ж].

ВикаЗвук [ж] согласный, звонкий, всегда твердый.

2. Логопед: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ж], слог со звуком [ж], слово со звуком [ж].

Ж, Ш, Ш, Ж, Ш, Ж, З, Ж, Ж, С, Ж

ЖА, ША, ЗУ, ЖИ, ЗИ

ЖУК, ШУБА, ЖИВОТ, ЗОНТ, ЖИРАФ

Логопед: Молодцы, все были очень внимательными.

3. Игра «Поезд» Логопед: Ребята, возьмите картинку. У каждого из вас есть такая же.

Будь внимательным, смотри:

Слова со звуком [ж] назови

И место звука в слове укажи.

Дети: На этой картинке изображен желудь. В слове желудь звук [ж] находится в начале слова, значит картинка поедет в первом вагончике.

(аналогично с другими картинками).

Логопед: Ребята, вы заметили, что на картинке нет слов со звуком [ж] в конце слова, у нас ни одна картинка не едет в последнем вагончике. Так как звук [ж] в конце слова произносится как глухой [ш].

Логопед: Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.

Физкультминутка «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так

Головой своей крутили, (круговые движения головой поочередно в разные стороны)

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так

Дружно дерево качали (наклоны в стороны, руки вперед)

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили,

Вот так, вот так

И из речки воду пили (ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед)

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Вот так, вот так

Выше лапы поднимали.

Логопед: Сядет на место тот, кто назовет ласково: (игра с мячом)

Флаг – флажок (снег, берег, друг, сапог, шаг, пирог, круг, утюг, творог, луг).

Игра «Договори слова»

ле

бро

хо

гля

дру                      жу

ви

ре

вя

ма

бу

Логопед: Ребята, мы с вами играли в игры со звуком [ж], а сейчас познакомимся с буквой Ж.

Эта буква широка

И похожа на жука.

Да при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук.

Логопед: Ребята, что этобуква или звук?

Дети: Это буква.

Логопед: Правильно. А чем буква отличается от звука?

ДетиБуквы мы видим, читаем и пишем. Звуки мы произносим и слышим.

-Выкладывание буквы из палочек.

Логопед: Ребята, возьмите листочки. Я сейчас расскажу вам одну историю. Однажды жук сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унес далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к цветку. Идти можно только по буквам Ж. Берем карандаш и проводим дорожку от жука к цветку.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0c7a/0000cfc9-122a4139/hello_html_m7d380db6.jpg

Логопед: Молодцы, ребята, помогли жуку вернуться на цветок.

А теперь попробуем прописать нашу букву.

Логопед: Звукобуквенный анализ слова. Правильно. Возьмите «светофорчики». Выкладывает схему слова ЖУК.

(дети выполняют задание)

Итог занятия:

- С какой буквой познакомились?

-Какой звук она обозначает?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»

Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н"

Цель: познакомить детей со звуками «н, нь», буквой Н.Задачи:Уточнить артикуляцию звука [Н].-Научить детей четко произносить звук [Н]; -Учить детей выделять на слух звук (н)...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»

Цель:Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].Знакомство со звуками М-Мь, буквой М....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему « Звук и буква У».

Цели.1.Коррекционно-образовательная.Познакомить детей со звуком и буквой У.2.Коррекционно-развивающие.Развивать артикуляционную моторику.Развивать речевое дыхание.Уточнить артикуляцию звука [У], закре...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»

Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: "Звуки С, Сь. Буква С"

Конспект занятия будет полезен учителям-логопедам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. В конспекте представлена работа по дифференциации звуков С-Сь в разных заданиях и упражнениях....