Звук и буква М
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Обучение грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_m.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

Согласный звук М (Мь), буква М. Закрепление знаний об изученных буквах и звуках (А,О,У)

Цели: обобщение и уточнение знаний о букве М и звуке М (Мь). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа. Дифференциация гласных и согласных звуков. Подбор слов на заданный звук. Выделение первого звука в словах. Закрепление образа изученных букв А, О, У и буквы М.

Ход занятия

Представление звука М

Звук заблудился

Мама купила .ороженное. Медведь ел .алину. У папы сломалась .ашина.

Какой звук я все время пропускала?

Мы сегодня будем говорить именно про звук М (Мь), букву М.

Кто внимательный?

Найдите одинаковый звук в словах: мох, март, муравей, мак.

М – нам губы звук смыкает!

Звуку голос помогает.

Если голос есть – мычанье.

Если нет – тогда … молчанье! (И. Лопухина)

Акустический и артикуляционный анализ звука

Давайте помычим: М-М-М. Контроль закрытых губ.

Можно этот звук тянуть? (Ответы детей.) А петь?

Что мешает при произнесении, то есть что создает препятствие? (Губы). Когда говорят звук М, то петь этот звук нельзя, при его произнесении струе воздуха мешают губы. Значит, звук М – согласный звук, его нельзя петь голосом, его можно тянуть.

Уточнение знаний о букве М, соотнесение образа буквы с предметами

Показывается стилизованная буква М

Через реку мостик

Был, да поломался.

По нему ты не пройдешь –

Он буквой М стоять остался.

Молоточек ты возьми

Да мосточек почини.

Покажите пальчиками букву М. теперь покажем «живую букву». (Два ребенка встают рядом и держатся за руки.)

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я -

Это мы, а между тем

Получилась буква…»

Выделение звука М из слов

Цель упражнения: развитие фонематического слуха, звукового анализа.

Работа с предметными картинками.

Чтение слогов

Упражнять в плавном слоговом чтении.

МА         МО        МУ         АУ

АМ         ОМ        УМ         УА

ФКМ. Мимоходом буква М (Вос-ль показывает букву, дети делают движения).

Помахала ручкой всем. (Движения по тексту).

Вот такая буква М – озорная буква М! (Хлопают вытянутыми руками над головой, за спиной.)

Подметала М-М-М, (Наклоняются вперед, руками делают плавные движения.)

Мыла с мылом М-М-М. (Энергично потирают ладошки.)

И мычала М-М-М.

И молчала…

Вот какая буква М, озорная буква М. (Имитируют танцевальные движения.)

                                                                                                (Е. Рыбак)

Доскажи словечко

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь - лесной … медведь.

Мы щенка в воде и мыле

Два часа мочалкой … мыли.

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? …Мышка.

Любопытный Назовите слова, которые начинаются со звука М.

- Что ты любишь из еды?

- Куда ты любишь ходить?

- Какие профессии ты знаешь?

- Какие знаешь города?

- Какие знаешь ягоды?

Скажи наоборот

Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука М.

Война – мир. Ссориться – мириться. Быстро – медленно. Твердый – мягкий. Глупый – мудрый. Большой – маленький.

Игра «Угадайте недорисованный предмет, поделите его на слоги»

Цель упражнения: развитие зрительного восприятия, слогового анализа.

Угадайте недорисованные предметы, в названии которых есть звук М. Поделите слова на слоги, ответьте, в каком слоге находится звук М.

Итоги занятия

Игра «Читай по волнам».

Игровое задание «Вставьте букву»

Дополнительный материал

Доскажи фразу

Конь ржет, а корова…(мычит).

Собака лает, а кошка…(мяучит).

Луна светит, а звезды…(мерцают).

Я очень люблю вкусные, ароматные…(мандарины). Свежие продукты привезли в соседний…(магазин). Медведь любит…(мед и малину).

Узнайте сказку

Сказки просят: - А сейчас вы, друзья, узнайте нас!

А дорога – далека,

А корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок… («Маша и медведь»)

Скороговорка

мед в лесу медведь нашел,

мало меду, много пчел.

Наши руки были в мыле.

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

Пословицы и поговорки

Много снега – много хлеба,

Много воды – много травы.

Мало хотеть, надо уметь.

ФКМ Матрешки

Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки.

Мы похожи словно сестры ладушки, ладушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....