Звук и буква О
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Обучение грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_o.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

Гласный звук О, буква О

Цели: повторение изученных гласных, дифференциация их друг от друга. Актуализация знаний детей о букве О. закрепление зрительного образа буквы – соотнесение ее с предметами круглой формы. Анализ звука О. Подбор слов со звуком О в начале, середине, конце слова. Выделение звука О из названий предметных картинок, первого звука слова.

Развитие мелкой моторики, логического мышления, внимания, зрительной памяти, зрительного восприятия, чувства ритма, фонематического слуха, координация движений (игра в мяч). Коррекция звукового анализа и синтеза слов. Развитие эмоциональной сферы. Проведение упражнений для развития голоса.

Ход занятия

Повторение изученных гласных

Продолжим наше путешествие по стране Грамоте. Какие звуки и буквы из живущих в стране Грамоте вы уже знаете? (Ответы детей.)  Почему они называются гласными? (Ответы детей.) Поем песенку гласных (на любой мотив).

Представление звука О, артикуляционный и акустический анализ звука

Звук, о котором мы будем говорит сегодня есть в следующих словах: Осень, Окна, кОнь. (Ответы детей.)

Да, это звук О. Произнесем его все вместе. А теперь произнесем его так, как будто мы очень удивлены: О-О-О-О! А теперь, как будто плачем: О-О-О-О. А теперь очень обрадовались: О-О-О-О! А теперь поем песенку со звуком О.

Можно этот звук петь голосом? Мешает ли что-нибудь при произнесении звука О? Воздух идет свободно или с препятствиями? (Ответы детей.)

Да, звук О – гласный, его можно петь, тянуть, во рту ничего не мешает, нет преград и препятствий, а губы – округляются.

Чтение стихотворения о звуке

-О! – мы губы округляем.

-О, - мы плавно напеваем.

-О, – свободно голос льется,

-О! – так звонко раздается.

Обруч, орден, остров, омут

Окунь, отмель, осы, овод!

Постановка игровой задачи

Загадка

Я веселая зверушка, я смешная попрыгушка. Очень я люблю бананы, так ведь я же …(обезьяна).

Какой первый звук в слове «о-о-о-о-обезьяна»?

Выделение звука О из названий предметных картинок.

В названии каких предметов есть звук О? (Совы, слон, козлик, дупло, бутон, кот, гном, роза, колесо).

Обобщение знаний о букве О

Ты на филина смотри:

До чего глаза круглы!

Колесо, монета, солнце,

Мяч, часы, луна, дупло –

Без углов все и кругло!

Формой нам напоминают

Все предметы букву О!

Изображаем букву О руками; выделяем звук О из слов

Цель упражнения: коррекция мелкой моторики и фонематического слуха.

Покажите руками, как можно изобразить букву О, не нарисовав ее. (Сцепить прямые руки над головой в виде круга).

А теперь покажем эту букву пальцами. Нарисуем букву О в воздухе правой (левой) рукой. А теперь я называю слова, а вы когда услышите в моих словах звук О, показываете мне руками кольцо в виде буквы О. Слова: окунь, аист, осень, апрель, огонь, улитка, бак, бок, бык, лак, дом, лук, дым, хор, борщ.

ФКМ

Озорная буква О -            Взрослый показывает букву,

Очень круглая, О-О!        Дети показывают руками букву О.

Объедалась: О-О-О,         Руками гладят животик.

Отдыхала: О-О-О!            Приседать.

Одевалась: О-О-О!          Дети имитируют одевание.

Обувалась: О-О-О!           Наклоны вперед, дети имитируют обувание.

Осмотрелась: О-О-О!       Встать на носочки, руку ко лбу, повороты туловища.

И куда-то делась О!

Вот какая буква О,

Озорная буква О!              Хлопки вытянутыми руками.

Выделение на слух первого звука из слов

Цель упражнения: развитие фонематического слуха. Звукового анализа.

Совушка-сова, большая голова,

На дереве сидит, себе под нос бубнит:

О-О-О, О-О-О, вот задание мое:

Много знаю я имен, сейчас их буду называть,

А ты будешь повторять только то, что начинается на О.

Вот эти имена: Оля, Уля, Аля, Олег, Ира, Ася, Инна, Осип, Ольга, Эля.

Угадывание слова по беззвучной артикуляции

Цель упражнения: развитие зрительного внимания, звукового синтеза.

Я буду говорить слова, но гласные буду пропускать, я буду показывать их артикуляцию губами, без звука. Когда говорю А – рот широко открыт, О – губы круглые, У – губы вытянуты трубочкой.

Слова: мак, бок, лак, дуб, Даша, замок, луна, комар, лук, сон.

Называние слова на заданный звук

Игра с мячом.

Итог занятия

Какие гласные звуки мы изучили? Как они произносятся?

Прочитаем, что получилось.

АУ    АО    УА    ОУ    ОА

Дорисуй букву О до целого предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....