Конспект по грамоте Тема: Знакомство с термином «Звук» и "Слог"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Макарова Галина  Владимировна

 

Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.

Программное содержание:

  • Формировать представление о том, что слова можно разделить на части;
  • Познакомить с термином «слог»;
  • Учить детей делить на слоги двух- и трёхсложные слова;
  • Учить называть слова с заданным слогом;
  • Закреплять умение интонационно выделять звук в слове;
  • Развивать гибкость мышления, речь детей.
  • Воспитывать умение слушать сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_s_terminom_zvuk_i_slog_starsh.gr_.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с термином «Звук»

Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.

Задачи:

1. Образовательные:

- познакомить с понятиями «речевой и неречевой звук»;

- познакомить с органами артикуляционного аппарата.

2. Воспитательные:

- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи во время совместной работы на занятии;

- развивать коммуникативную функцию речи.

Материалы: Зеркало на каждого ребенка, ширма, музыкального инструменты, бумага, молоток, ножницы, пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека. Предметные картинки: лиса, волк, медведь, белочка, ежик.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Психогимнастика

Посмотрите на эти лица.

Детям показываются пиктограммы.

Какие они разные!

Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый. Мимические упражнения.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

2. Развитие слухового внимания.

Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

Проводится игра «Молчанка».

Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.

Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.

А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.

Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.

- Все эти звуки называются – неречевые звуки. Послушайте внимательно запись, запомните, какие звуки природы вы услышите. Так что же такое неречевые звуки? (это звуки природы и окружающего мира)

3. Знакомство с термином «речевой звук».

Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».

Где-то собаки рычали: Змеи в лесу шипели:

- Р-р-р! - Ш-ш-ш!

В стойле коровы мычали: А комары все пели:

- Мммуу! - Ззз!

В комнате мухи жужжали: Непоседа мячик днем и ночью

- Жжж! Успокоиться не хочет

Мимо машины бежали: - Пам! Пам!

- Тррр! Куклы кашляют в постели –

Гудели от ветра все провода: Днем мороженное ели:

- Зззнь! - Кхх! Кхх!

Капала в кухне из крана вода:

- Динь!

Перекликались в ночи поезда:

- Ууу! Ууу!

Листья на ветру шумели:

- Тсс!

- Как перекликались поезда? (Ууу!).

- Как кашляли куклы?

Животные издают звуки, а мы с вами – говорим, произносим звуки речи. Звуки речи соединяются – получаются слоги, слоги образуют слова.

Физминутка.

Аист.

Аист, (Дети стоят на одной ноге)

Аист длинноногий, (Руки на поясе)

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топни правой ногой,

Топни левой ногой,

Снова правой ногой,

Снова левой ногой,

Вот тогда придешь домой. (Шагают на месте)

4. Произношение отдельных звуков. Развитие просодики.

Однажды на лесной полянке собрались: Зайка, Мишка, Лисонька, Волк, Белочка, Ежик. (Выставляются картинки животных)

Решили она показать друг другу, как хорошо они умеют петь.

Лисонька запела: А-А-А.

Зайка: О-О-О

Волк: У-У-У.

Мишка: Ы-Ы-Ы.

Белочка: И-И-И.

Ежик: Э-Э-Э.

Давайте споем вместе с ними.

Вот такие разные звуки мы пропели за зверей.

Звуки речи звучат по-разному:

Р-Р-Р, Д-Д-Д (громко)

П-П-П, Т-Т-Т (тихо)

Ж-Ж-Ж, Ж-Ж-Ж (с голосом)

Ш-Ш-Ш, Ш-Ш-Ш (без голоса)

(Дети произносят звуки).

5. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата (зеркала по количеству детей)

Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы).

Наш рот – домик звуков.

В каждом домике есть дверь и даже не одна.

Первая дверь – губы.

Вторая дверь – зубы.

Произнесите звук [п]-[п]-[п].

Этот звук мы произносим губами.

Произнесите: Д-Д-Д Б-Б-Б. А теперь положите ладошку на шею.

Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно.

Произнесите звук [К]. Вы услышали голос? (нет)

А теперь произнесите звук [Г]. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала.

Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, небо, язык)

Как надо заботится о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)

III. Итог

Какие звуки мы сегодня слушали?

Какие звуки мы произносили?

Что нам помогает произносить звуки?


Тема: Знакомство с термином «Слог»

 

Программное содержание:

  • Формировать представление о том, что слова можно разделить на части;
  • Познакомить с термином «слог»;
  • Учить детей делить на слоги двух- и трёхсложные слова;
  • Учить называть слова с заданным слогом;
  • Закреплять умение интонационно выделять звук в слове;
  • Развивать гибкость мышления, речь детей.
  • Воспитывать умение слушать сверстников.

Демонстрационный материал: картинки с изображением животных, картинка с изображением малины.

Ход занятия

  1. Игра «Кто у кого?»

- Ребята, я буду называть каких-либо животных, а вы в ответ называть детёнышей этих животных.

Лиса – лисёнок

Кошка – котёнок

Курица – цыплёнок

Собака – щенок

Корова – телёнок

Утка – утёнок

  1. Ребята, а теперь давайте измерим хлопками все эти слова.

Например: Ли-са – ли-сё-нок.

Дети отмечают, что слово «лисёнок» длиннее слова «лиса». Затем они произносят слова по слогам и выясняют, что в слове «лиса» две части, а в слове «лисёнок» - три, поэтому оно длиннее.

- Ребята, части слова называются слогами, потому что слово слагается из них.

Называет первую часть, затем вторую. Когда мы произносим слово не полностью, а делим его на части – это значит, что мы делим его на слоги (показ).

В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длинные и короткие. Это зависит от того, сколько в нём слогов. Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога: дом, рак, сом, кот и т. д.

При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова (воспитатель произносит – двух, трёхсложные слова)

Такая же работа проводится со всеми словами.

  1. Игра «Отгадай моё слово»

- Ребята, я задумала слово (малина), которое начинается со слога «МА». Попробуйте отгадать моё слово. А отгадка нарисована на картинке. Она лежит у меня на столе. Я вам покажу её в конце игры.

(Игра продолжается до тех пор, пока дети не назовут 10-12 слов, даже если кто-либо отгадает слово в начале игры.)

В конце игры:

- Ребята, я загадала слово – название ягоды. Какое это слово? – «Малина». – Кто отгадал моё слово?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

- Давайте немножко отвлечемся и представим, что мы превратились в веселых обезьянок:

Мы – веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску.

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

- И обратно превращаемся во внимательных ребят.

  1. Игра «Кто внимательный?»

- Ребята, я сейчас прочитаю отрывок из стихотворения С.Я. Маршака, слегка выделяя голосом какой-то звук в словах.

Спит спокойно

Старый слон.

Стоя спать

Умеет он.

- Какой звук вы часто слышали в этом стихотворении? (звук «С»).

- Назовите пожалуйста эти слова.

  1. Игра «Волшебники»

- Нужно превратить короткое слово - в длинное. А чтобы это сделать, надо назвать мое слово «ласково»

Лес - ….(лесок)        кот - ….(котик)

Дом - ….(домик)     стол - ….(столик)

Куст - (кустик)        флаг - ….(флажок)

дуб - …. (дубок)      гриб - …. (грибок)

Нос - …. (носик)       угол - ….(уголок)

Шар - ….(шарик)    круг - ….(кружок)

  1. Игра «Найди одинаковый слог» из ряда слов.

- Послушайте внимательно 2 слова и определите слог, который повторяется в словах.

Во-РО-на, РО-за. (РО)

Кол-ба-СА, СА-ни (СА)

Ми-мо-ЗА, ЗА-яц (ЗА)

- Умницы справились со всеми заданиями.

Итог:

- Что учились делать?

- Какая игра понравилась больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область «Коммуникация» (обучение грамоте) на тему: «Знакомство с согласными звуками «Р», «Р’».

Образовательная область «Коммуникация» (Обучение грамоте).Интеграция образовательных областей: Познание, Социализация. Материал будет полезен воспитателям по обучению грамоте....

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте по теме: Знакомство с согласным звуком, и буквой «В», экспериментальная деятельность по теме: свойства воды для детей старшей группы.

Цель занятия:Познакомить детей с согласными звуками «В», «В,» и буквой «В»; артикуляция звука положения губ, языка; учить определять место звука в словах в 2-х позициях – в начале и в середине слова. ...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Знакомство с гласным звуком [у] буквой У

Цель:  Познакомить с гласным звуком «У», гласной буквой «У»;Задачи: Учить детей определять  место звука в словах «утка», «арбуз»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР на тему «Знакомство детей со звуком [c] и с буквой «С»

Данный конспект НОД позволит учителю-логопеду через игру познакомить детей со звуком [c] и с буквой «С»,  обучать детей звуковому анализу и синтезу слова, звукобуквенному анализу, печ...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте Тема: «Знакомство со звуком и буквой «У»» для детей 6-7 лет

Задачи НОД: -учить  проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;- познакомить с буквой  у, У;-  учить составлять пр...

Фронтальное логопедическое занятие по грамоте в старшей группе. Тема: "Знакомство с согласными звуками. Звук П, буква П"

Фронтальное логопедическое занятие по грамоте в старшей группе. Тема: " Знакомство с согласными звуками. Звук П, буква П."...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР на тему «Знакомство детей со звуком [п] и с буквой «П

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамотев старшей группе для детей с ТНРна тему «Знакомство детей со звуком [п] и с буквой «П...