Гласные звуки. звук и буква У.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

В методическую копилку. Обучение грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

В методическую копилку. Обучение грамоте.

Гласные звуки. Звук У.

I этап

Воспитание четкой и правильной артикуляции, длительного и плавного ротового выдоха, развитие громкости голоса.

А – руки вверх;

У – руки вперед;

И – руки в стороны;

О – руки перед собой;

Э – руки овалом сзади;

Ы – руки овалом спереди.

(Артикуляция голосом.)

Анализ артикуляции звука

Звук [У] можно свободно петь. Губы выпячиваем трубочкой, воздух свободно идет через рот, звук долго тянем. Во рту ничего не мешает. звук [У] гласный.

У – мы в дудочку дудим,

У – как поезд мы гудим

У – вперед мы тянем губки,

В узенькую дуем трубку.

Слушай, слушай: У - гудит,

У в начале слов звучит:

Утро, улей, Умка, уголь,

Угорь, утка, умница,

Ушки, угол, улица. И. Лопухина

Фонетическая зарядка

Как воет волк? (У-У-У) Как кричит человек, который заблудился в лесу? (АУ-АУ-АУ) Как плачет малыш в коляске? (УА-УА-УА) Как кукует кукушка? (КУ-КУ-КУ)

Произношение изолированного звука с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительность речи.

(Пропевание стихотворения на простой мотив)

Громким голосом споем: У-У-У-У! (Дети подпевают громко.)

Тихим голосом споем: У-У-У-У! (Тихо.)

Звонким голосом споем: У-У-У-У! (Звонко, высоко.)

Грубым голосом споем: У-У-У-У! (Низко.)

Голосом, голосом все поют вокруг,

Потому что У-У-У-У – это гласный звук.

Красивый и певучий этот гласный звук,

Голосом, голосом все поют вокруг.

У-У-У-У (Петь по нотам знакомой песенки.)

Хлопни в ладоши если услышишь звук [У]

Игры для выделения данного звука из группы звуков. Уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.

Хлопни в ладоши если услышишь звук [У]. О-у-а-ы-а-у-и-а …

Пальчиковая гимнастика и упражнение на развитие плавного речевого выдоха

Содержание упражнений

Выполняемые действия

Вот помощники мои

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Дети держат ладошки пальчиками вверх.

Крутят кистями рук вправо-влево.

Раз, два, три, четыре, пять -

Выставляют из кулачка пальцы по одному, начиная с больших.

Могут пальчики играть!

Ритмично сжимают и разжимают пальцы в кулачки.

Ветерок

Веселый ветерок хочет научить нас плавно дуть в «трубочку» из губ. Сначала нужно выдвинуть губки вперед, сделать вдох носом и плавно подуть на свою ладошку.

Следить за тем, чтобы дети не раздували щеки и не поднимали плечи.

II этап

Образное называние звука или звукосочетания.

Утка утром рано встала, умываться сразу стала. (Б.Н. Тимофеев)

У опушки две старушки брали грузди и волнушки.

Филин: - У-ух! Филин: - У-ух!

У старушек замер дух:

Жутко.

ФКМ

Волки воют на луну: У-У-У-У. (Идти крадучись, как волк.)

Песню грустную пою: У-У-У-У. (Имитация пения, рука сжата в кулачок в виде микрофона, повороты корпусом.)

Ветер сильно завывает: У-У-У-У. (Руки вверх, покачивание руками как ветвями деревьев.)

Поезд тихо подъезжает: У-У-У-У. (Руки, согнуты в локтях, изображаем движение колес поезда.)

Я стою и звонким голосом пою, (Хлопки перед собой, сзади себя.)

Потому, что он - певучий,

Этот гласный У. (Повторяем дважды хором последние две строчки для закрепления понятия.)

III этап

Воспитание правильного произношения звука в словах. Сначала даются слова, в которых отрабатываемый звук стоит в ударном слоге. Дети учатся произносить его более четко и длительно, т.е. вырабатывают умение выделять звук голосом, а в дальнейшем не только выделять, но и определять его место в слове.

Основным упражнением для фонематического восприятия является узнавание звука в слове. Совершенствуя произношение звуков, необходимо учить детей говорить слова медленно, протяжно, выделяя голосом отдельные звуки. Произносить слова так, чтобы четко были слышны составляющие их звуки. Дети исследуют слово, знакомятся с ним как со звуковым явлением.

Развитие фонематического слуха. Работа со звуком в слове.

Работа на усвоение терминов «слово» и «звук». Для поддержания интереса к звучащему слову можно использовать и другие упражнения, например

-каким словом можно сказать про то, что делает … (ветер, кошка и др.);

-о чем можно сказать, используя слова: круглая (тарелка), красная (шапочка), узкая (лента);

-какими словами можно сказать про … (маму, солнышко, листочек);

-отгадай, о чем (о ком) эти слова большая стеклянная … (ваза или стакан)? Большая, пушистая … (собака или щенок).

«Хлопни, когда услышишь [У] в словах». Педагог утрированно читает слова, делая паузу после каждого слова.

Утенок за уткой быстро спешит.

«Я кушать хочу» - он тихо пищит.

Уточка в речку нырнула, и вот –

Утенок за ней как кораблик плывет.

IV этап

Воспитание правильного произношения звуков в самостоятельной речи. Словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, рассказы, сказки.

Загадки

Работа со звуком в слове

Что это у галочки?

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

А ниточка в реке. (Удочка)

Удивительный ребенок!

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (Утенок)

Скороговорки

В грязи у Олега увязла телега;

Сидеть тут Олегу до самого снегу.

Считалки

У тропинки у тропы

За ночь выросли грибы:

Подосиновик с осинку,

Подберезовик с березку,

А опенок как бочонок,

А маслята как ребята.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Помогут запомнить букву (слышим звук, пишем букву) следующие упражнения для развития мелкой моторики.

-Раскатать жгут из пластилина и сложить букву.

-Выложить букву из крупы.

-Написать на манке, насыпанной на донышко мелкой тарелки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные звуки. Звук и буква И

Моя разработка  по теме "Гласные звуки. Звук и буква И". Можно использовать и на занятии и как домашнее задание. Разработано для подготовительной группы. Осовная часть для знакомства со звуком и ...

Гласные звуки. Звук и буква Ы

Моя разработка  по теме "Гласные звуки. Звук и буква Ы". Можно использовать и на занятии и как домашнее задание. Разработано для подготовительной группы. Основная часть для знакомства со звуком и...

Гласные звуки. Звук и буква Э

Моя разработка  по теме "Гласные звуки. Звук и буква Э". Можно использовать и на занятии и как домашнее задание. Разработано для подготовительной группы. Основная часть для знакомства со звуком и...

Закрепление. Звуки А, О, У, И. Выделение начального гласного звука в слове. Буква О

Коррекционно-образовательные цели:    - Узнавание и выделение   звуков [а] [у] [о] [и], соотнесение звука со схемой.   - Закрепление умения определять наличия гласных зву...

Памятка о звуках "Звук - это не буква"

Памятка о звуках предназначена для начинающих логопедов, воспитателей и родителей дошколят. В ней дана характеристика гласных и согласных звуков с опорой на фонетические законы русского языка, объясне...

Конспект занятия "Путешествие в страну звуков. Звук [А], и буква А "(знакомство)

Путешествие в страну звуков. Звук [А], и буква А (знакомство)...