Обучение грамоте. Тема " Дифференциация звуков В-Ф"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Терентьева Елена Алексеевна

Цель:  формировать умение дифференцировать согласные звуки [В] и [Ф] на слух и в произношении.

 Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • учить различать на слух и в произношении      звуки [В] — [Ф],
  • закреплять навыки звукового анализа слов. 

Коррекционно-развивающие:

Развивать:

  • фонематический слух,
  • слуховое  и зрительное внимание,
  • слуховую память,
  • мышление,
  • мелкую моторику.

 Коррекционно-воспитательные: воспитывать дружеские отношения между людьми. Оборудование: картинки с изображением васильков и флоксов, цветные символы звуков для индивидуального звукового анализа, счётные палочки; листы с изображением контуров фотоаппарата, телефона, вазы, варежек; цветные карандаши. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx17.2 КБ
Файл vasilki_floksy_razdatochnoe.docx808.68 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  формировать умение дифференцировать согласные звуки [В] и [Ф] на слух и в произношении.

 Задачи: 

Коррекционно-образовательные:

  • учить различать на слух и в произношении      звуки [В] — [Ф],
  • закреплять навыки звукового анализа слов. 

Коррекционно-развивающие: 

Развивать:

  • фонематический слух,
  • слуховое  и зрительное внимание,
  • слуховую память,
  • мышление,
  • мелкую моторику.

 Коррекционно-воспитательные: воспитывать дружеские отношения между людьми. Оборудование: картинки с изображением васильков и флоксов, цветные символы звуков для индивидуального звукового анализа, счётные палочки; листы с изображением контуров фотоаппарата, телефона, вазы, варежек; цветные карандаши. 

 Структура и содержание занятия.

I. Организационный  момент. Представление сказочных персонажей. 

 На лесной полянке стояли два одинаковых домика. Жили в них два весёлых человечка волшебник и фокусник. (По щелчку комп. мыши на экране появляются волшебник и фокусник) — Кто такой волшебник? (сказочный персонаж, который творит чудеса с помощью волшебных предметов или заклинаний) — Кто такой фокусник? (реальный человек, который показывает фокусы с помощью ловкости рук и необычных предметов) Оба человечка были добрые, весёлые, но постоянно спорили между собой. А спор этот был из-за двух обычных звуков [В] и [Ф]. Волшебник считал, что самым главным и самым красивым является звук [В], потому что его имя начиналось с этого звука. А фокусник считал лучшим звуком звук [Ф]. Спор длился много лет.

II. Основная часть

1. Характеристика  звуков [В], [Ф] (акустическая и артикуляционная)

Дети характеризуют и сравнивают звуки. [В] – согласный, твёрдый, звонкий; при произношении зубы прикусывают нижнюю губу. [Ф] — согласный, твёрдый, глухой; при произношении зубы прикусывают нижнюю губу.

2. Повторение слоговых рядов. Игра «Дразнилки» (слайд 3)

У фокусника жил поросёнок Фунтик , а у волшебника барашек  Валик. (По щелчку комп. мыши на экране появляются Фунтик и Валик)

Они тоже спорили между собой, и даже дразнились:

Валик говорил Ва-ва-ва, а Фунтик передразнивал: фа–фа-фа

Во-во-во фо-фо-фо

Ву-ву-ву фу-фу-фу

 Вы-вы-вы фы-фы-фы

Вэ-вэ-вэ фэ-фэ-фэ

Педагог проговаривает слоговой ряд со звуком [В], а дети проговаривают аналогичный слоговой ряд со звуком [Ф], и наоборот.

3. Дифференциация [В] – [Ф] на слух. (слайд 4)

Волшебник выращивал васильки. Фокусник выращивал флоксы. (По щелчку комп. мыши на экране около одного домика появляются васильки, а затем около другого домика появляются флоксы) — Почему волшебник выращивал васильки, а фокусник флоксы? — Если вы услышите в слове звук [В], то показываете картинку с изображением васильков. Если услышите [Ф] – показываете  картинку с изображением флоксов.

Слова: вода, флейта, лифт, квас, фокус, буквы, вагон, фара.

4. Звуковой анализ слов (слайд 5, 6)

Волшебнику захотелось съесть что-нибудь вкусное. Он сказал волшебные слова «Ваки воки вук!» и у него в руках оказалась сладкая сахарная вата. Давайте выложим квадратиками слово вата (после характеристики каждого звука, по щелчку комп. мыши на экране появляется соответствующий символ в звуковой схеме)

[В] – согл., твёрд., звонкий. [А] – гласный [Т] – согл., твёрд.,  глухой [А] – гласный

Фокусник подошёл к вате, накрыл её чудесным платком и вместо ваты появилась фата (на слайде № 6 по щелчку мыши волшебный платок накрывает вату: далее по щелчку мыши платок исчезает, а вместо ваты появляется фата). Дети сравнивают слова,  в звуковой схеме меняют синий квадрат с колокольчиком на синий без колокольчика (на экране по щелчку мыши происходит соответствующая замена звукового символа).

5. Физкультминутка

Волшебник и фокусник по утрам делали зарядку. Давайте тоже немного разомнёмся.

Раз, два, три, четыре.

 Ноги вместе, руки шире,

Влево, вправо наклонитесь,

И до неба дотянитесь.

 Хлопнуть раз и хлопнуть два.

Вправо, лево голова.

 Вы рукой достаньте пятку.

 Вот и кончилась зарядка!

6. Дифференциация [В – Ф] в словах. Д/и «Чьи вещи?» (слайд 7)

Волшебник и фокусник решили сделать в своих домиках ремонт и вынесли во двор свои вещи. В названии вещей волшебника слышится звук [В], а в  названии вещей фокусника – [Ф]. Отгадайте где, чьи вещи и отдайте их хозяину. Вещи: валенки, варежки, ванна, кровать, ваза, диван,  магнитофон, шарф, фотоаппарат, кофта, фартук, фломастеры (При наведении курсора на картинку в названии которой слышится [В] и щелчку мыши, картинка перемещается к волшебнику, соответственно, картинка в названии которой слышится [Ф] – к фокуснику.)

8. Развитие мелкой моторики.

Волшебник и фокусник очень любили рисовать. (Детям предлагаются листы с изображением контуров фотоаппарата, телефона, вазы, варежек.) Отгадайте, что нарисовал фокусник, а что волшебник. —  Мальчики закрасят  рисунки волшебника, а девочки рисунки фокусника.

9. Выделение слова со звуками [В] и [Ф] (слайд 8)

Волшебник и фокусник решили больше никогда не ссориться и устроили чаепитие. А чай они пили со сладостями, в названии которых слышится два звука и [В] и [Ф].  Отгадайте, что это за сладости ( конфеты, пряники, вафли, печенье, мармелад, шоколад)? При наведении курсора на картинку с неправильным ответом и щелчке мыши, картинка исчезает. Картинка с правильным ответом увеличивается и перемещается в середину слайда.

(слайд 9) Волшебник и фокусник помирились и больше никогда не ссорились.

III. Итог занятия

— О ком вы сегодня услышали сказочную историю. — О каких звуках всегда спорили фокусник и волшебник? — Вспомните слова со звуками [В] — Вспомните слова со звуками [Ф]



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по обучению грамоте Тема: «Согласные звуки [р, р\'],буквы Р, р »

Знакомство детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р\'], с понятием "ударение"; закрепление умения составлять слова, их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество с...

Занятие по обучению грамоте.Тема: дифференциация звуков С -Сь

Конспект занятия по обучению грамоте по теме "Дифференциация звуков С - Сь" в старшей группе для детей с ТНР....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте Тема: «Дифференциация звуков [с] – [ш]».

Цель занятия:-закрепление умения анализировать звуки [с] – [ш] , делить предложения на слова, слова на слоги, проводить звуковой анализ слогов и слов.Задачи:Коррекционно – образовательная:...

Нод Обучение грамоте Тема: Мир звуков. Согласные звуки.

Цель: Формировать представление о согласных звуках русского языка, учить выделять первый звук в слове.Задачи:1.Упражнять в узнавании знакомых звучаний.2. Учить детей правильно и чи...