КВН «Родной язык» Для старших дошкольников
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Елена Васильевна Юрченко

развивать психические процессы детей: целенаправленное восприятие, словесно- логическое и образное мышление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kvn_po_rodnomu_yazyku.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект КВН «Родной язык»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель:  закрепление полученных знаний на занятиях  обучении грамоте и развитии речи в занимательной игровой форме.

Задачи:

-закрепить знания детей о единицах речи (звуке и букве, слоге, слове, предложении); - формировать фонематическое восприятие, навыки звуко-буквенного анализа;

-упражнять в образовании существительных с помощью суффикса: подвести итоги речевой подготовки детей к школе;

- развивать психические процессы детей: целенаправленное восприятие, словесно- логическое и образное мышление;

- обучать детей групповой форме работы, воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

Ход праздника

Звучит мелодия телепередачи КВН. Участники игры- команды «Знайки» и «Умники» -входят в зал и встают друг напротив друга.

Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Сегодня 21 февраля каждый год, в стране отмечается Международный день родного языка. На земном шаре существует очень много языков. А как вы понимаете, что такое родной язык? Какой наш родной язык?

В день родного языка, Вам его хранить желаю. Чтобы речь была легка,

Бранных слов, не повторяя,

Говорите хорошо -

Слово доброе приятно!

Для того язык пришел,

Чтоб на нем общаться внятно.

Итак, мы начинаем КВН «Наш родной язык». Русский язык- язык строгих правил. Слова требуют, чтобы их правильно произносили и грамотно писали. Но некоторые слова любят пошутить и поиграть. Сегодня мы поучаствуем в их забавах! А сначала я представлю участников КВН. Слева- команда «Знайки»,

Логопед : Справа – команда «Умники».

Представление жюри.

Воспитатель: дорогие ребята! Вас ожидают непростые задания, настоящие головоломки. Не бойтесь ошибиться. Будьте настойчивыми. Не сдавайтесь. Думайте — и вы обязательно найдете правильный ответ.

Внимание, внимание! Друзья!

Вот первый конкурс объявлю я.

Вы на вопросы смело отвечайте

И баллы для команды получайте!

Логопед : наша речь богата словами о временах года. Поговорим о зиме.

Объявляется аукцион «Кто больше назовет «зимних» слов».

Команды по очереди называют слова. Жюри дает оценку разминке.

Конкурс 1. «Загадка»

Воспитатель: Потренируем смекалку, сообразительность, ум. Каждая команда поочередно отгадывает загадки.

Первым загадывает команда Знайки.

1 Выпуча глаза сидит,

По–турецки говорит,

По-блошачьи прыгает,

По-человечьи плавает. (ЛЯГУШКА)

2 По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан. (БАРАН)

3 Золотое яблочко,

По небу катается,

С утра улыбается,

А улыбки — лучи очень горячи. (СОЛНЦЕ)

4 Хоть у нас 4 ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы садились сотни раз. (СТУЛЬЯ)

6 Ежедневно в 7 утра

Он трещит вставай по-р-ра. (БУДИЛЬНИК)

7 Машет радостно хвостом,

Когда идёт хозяин в дом.

У неё удел таков –

Дом хранить от чужаков. (СОБАКА)

А теперь команда Умники.

1 На бочонок я похожий,

Громкий, звонкий, толстокожий.

На лысине — макушке

Пляшут две подружки.

Несмотря на пустоту

Голос слышен за версту… (БАРАБАН)

2 Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под горой-

Все равно он будет мой. (ДЯТЕЛ)

4 В ярком платье- модница

Полетать охотница.

От цветка к цветку порхает

Утомился- отдыхает. (БАБОЧКА)

5 Он и стройный и красивый

У него густая грива

Он копытами цок-цок

Покатай меня, дружок. (КОНЬ)

6 Хозяин лесной

Просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (МЕДВЕДЬ)

7 Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы. (ГРИБ)

Жюри дает оценку команд.

Конкурс 2. «Скороговорка»

Логопед : мы переходим к следующему конкурсу. Вам нужно чисто и быстро проговорить скороговорку три раза подряд.

Конкурс начинает команда «Знайки».

2У осы не усы, а усики.

А теперь команда «Умники».

Купил Ипат 5 лопат.

Конкурс 3. «Пословицы»

Воспитатель: Пословицы украшают нашу речь. Делают её выразительнее, ярче. Итак, команды готовы, собираем пословицы из двух картинок.

Конкурс 4. «Доскажи словечко»

Конкурс 5. Игра «Наоборот»

Воспитатель: Я буду говорить вам различные слова, а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу, например: большой - маленький. ( Слова: широкий, толстый, горячий, длинный, высокий, громкий и др.)

Конкурс 6. Игра многозначные слова:

На столе разложены картинки, детям–дают картинку, они должны найти свою пару и объяснить свой выбор. (Например, коса – прическа у девочки, коса – косить траву).

Конкурс 7. Команды должны выполнить звуковой анализ слов ЛИСА и ВАЗА.

Конкурс 8. «Украшение матрёшки»

ВоспитательОтгадайте загадку:

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть, может 3, а может 6,

Разрумянилась немножко,

Это русская… (матрёшка)

- Для вас задание: Кто дружнее, быстрее и аккуратнее украсит матрёшку, у какой команды будет составлен красивый узор.

Работа детей (в это время звучит русская народная мелодия).

Оценка работ.

- Как вы думаете, почему сегодня мы украшали именно матрёшку? (матрёшка - русский народный сувенир, её очень любят покупать гости нашей страны)

Оценивание жюри.

Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!

Конспект занятия

 «На родном языке говорю»

Тема«На родном языке говорю»

(подготовительная группа)

Цель: - познакомить детей с днём родного языка;

- воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к другим народам, поддерживать дружественные отношения среди различных национальностей.

Задачи:

1. Закреплять знания о дне родного языка; упражнять в подборе синонимов, антонимов, толковании слов, понимании переносного смысла пословиц, разгадывании загадок, в умении ориентироваться на карте.

2. Развивать монологическую речь, совершенствовать навыки диалогической речи; умение слушать и отвечать на вопросы.

3. Воспитывать любовь к своей родине, русскому языку нганасанскому долганскому языку, и другим языкам народов Севера.

Оборудование: глобус, географическая карта мира со странами, карта родного поселка, карточки с картинками разных народов

Ход занятия:

1. Прослушивание гимна России.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас вами будет очень интересное занятие. Смотрите, что я с собой принесла. Кто знает, что это?

Дети: Глобус!

Воспитатель: А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?

Дети: Это маленькая модель нашей планеты.

Воспитатель: Верно. Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте.

Воспитатель: И в какой стране же мы с вами живем?

Дети: В России.

Воспитатель: А на каком языке мы говорим в нашей стране?

Дети: На русском.

Воспитатель: Давайте с вами подумаем, на каком языке говорят Русские (русском, Нганасаны (нганасанском,

Долганы (долганском) Ненцы (ненецком, и т. д

Молодцы!

Воспитатель: Для чего нам нужен язык?

Дети: Что бы разговаривать, общаться, играть.

Воспитатель: Правильно!

Международный день родного языка празднуют 21 февраля.

И сегодня, мы с вами поговорим о нашем родном языкеРодной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, читаем и пишем. Правильно говорить и писать на родном языке – это долг каждого человека перед своей страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой родной язык.

2. Пословицы

Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.

Язык острее бритвы.

Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

Язык мой – враг мой.

- Языком не спеши – спеши делом.

- Слушай больше, а говори меньше.

3. Беседа:

Язык существует на планете столько, сколько живут люди. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно, человек существует в обществе. Он постоянно связан с другими людьми.

И общаются люди при помощи языка – передают свои мысли, желания, чувства.

Россия – многонациональное государство. Все народы, населяющие её, имеют полное право развивать свой язык и национальную культуру.

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Русский язык – один из мировых языков. Его изучает, знает почти все население Крайнего Севера. Знание русского языка сближает народы, укрепляет дружбу с народами других республик и зарубежных стран.

Наряду с долганским, нганасанским, языками на Севере свободно развиваются и все другие национальные языки. Работают национальные культурные центры, имеются школы и классы на немецком, английском и других языках.

4. Игра «Наоборот»

- Я буду говорить вам различные слова, а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу,

например:

большой – долг. – улакан. нганас. – аника,

маленький – долг - оччугуй. нганас – селааку.

широкий – долг. - кен. нганс – тонгойка.

толстый, - долг – hон. нганас – дярбайка.

горячий, - долг – ити, нганас – hекутэ,

длинный, - долг - уhун, нганас – найбагэ,

высокий, - долг - улакан, нганс – аника,

громкий, - долг – айдан, нганас – дяйсага.

5. Воспитатель предлагает послушать запись песни «Солнечный круг» на разных языках для того, чтобы дети на слух разобрали отличие языков друг от друга.

6. Отгадайте загадку:

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть, может 3, а может 6,

Разрумянилась немножко,

Это русская… (матрёшка)

Как вы думаете, почему загадка именно про матрёшку? (матрёшка - русский народный сувенир) Далее дети рассматривают карту мира, где воспитатель показывает разные страны.

Итог: Итак, ребята, каждый язык – это целый мирЯзык – это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения. Без языка не живет народ, без языка не существует нация. Я предлагаю встать всем детям и вместе пропеть гимн России, таким образом мы еще больше скрепим дружбу разных национальностей. И в конце занятия хочется пожелать всем мира во всем мире!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс чтецов "Есть у каждого язык, что родной навеки" (К Международному дню родного языка)

Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы для проведения подобного мероприятия....

Сценарий праздника родного языка для старших дошкольников «О русский мой, родной язык»

Цель:  Создать условия для познавательно-речевого развития...

Праздник родного языка- 21 февраля-Международный день родного языка

Международный день родного языка, провозглашенный в 2000 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ежегодно отмечается 21 февраля. Эта дата стала отличным поводом для организации в дошкольном учреждении пра...

Сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово»

Отличный новый наполненный играми, песнями, танцами,частушками, загадками, прибаутками,сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово» с веселыми ведущими ско...

Конспект НОД по ФЦКМ по теме «Родной язык у всех один?» посвященный «Дню родного языка» в подготовительной к школе группе

Задачи: Познакомить детей с понятием «родной язык». Познакомить с особенностями и отличиями русского и башкирского языка. Воспитывать любовь к малой Родине, уважительное отношение к предст...

«Ознакомление дошкольников с культурой родного края и родным языком»

laquo;Ознакомление дошкольников с культурой родного края и родным языком»...

Методическая разработка "Использование устного народного творчества, как культурного наследия России, в формировании любви к родному языку у дошкольников"

В методической разработке рассматривается актуальность проблемы приобщения дошкольников к национальной культуре, в частности формирование любви к родному языку посредством использования пословиц и пог...