Консультация для родителей: " Формирование грамматического строя речи".
консультация по обучению грамоте

Кожина Людмила Николаевна

Познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи ( на примере дидактических игр)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/с №1 «Улыбка»

Консультация для родителей

«Формирование грамматического строя речи»

Учитель-логопед

Кожина Л.Н.

Смирных

2021


Консультация для родителей на тему:

«Формирование грамматического строя речи»

Цель: познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере дидактических игр).

Ход консультации

  1. Вводная беседа.

Дошкольныйвозраст – это наиболее сензитивный период для овладения родным языком, который является не только средством и способом общения, но и играет важную роль в развитии мышления, внимание, памяти.

Грамматический строй речи— это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Основой для его формированияявляется повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними.

При формировании грамматического строя речиребенок должен освоить сложную систему грамматическихзакономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматикина практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

  1. Особенности формирования грамматического строя речи.

Работа по формированию грамматического строя речисодержит несколько направлений:

  • словоизменение – число, род, падежи;
  • словообразование – образование новых слов при помощи приставок, суффиксов, образование новых слов с помощью различных частейречи, образование сложных слов;
  • согласование различных частейречи между собой;
  • фраза – использование вречисложных распространенных предложений с союзами, предлогами.

При общем недоразвитииречи формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. У детей отмечаются стойкие ошибки в образовании множественного числа, согласовании существительных с числительным. Многочисленные ошибки наблюдаются при образовании новых слов; образовании относительны прилагательных.

Нарушения грамматического строя речимогут быть причиной многочисленных ошибок на письме и при чтении, помешают усвоению правил русского языка.

Несмотря на сложность, грамматический строй ребенок должен усвоить в дошкольном детстве для подготовки к школе, полноценного общения, правильного познания окружающего мира. Без достаточного овладения грамматическим строем невозможно развернутое рассуждение, развитие монолога, связной речи.

На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию будущих учеников в связи с усложнением программного материала. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложении. Лучше всего это усваивается в играх.

  1. Игры для формирования грамматического строя речи.

Игра «Мой, моя, мое, мои»

Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.

Ход: Назовите предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш), «это моя» (моя кукла), «это мое» (мое платье).

Игра «Найди по цвету»

Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного в роде и числе.

Ход: Детям предлагаются картинки или предметы разного цвета. Взрослый называет цвет. Дети находят предметы данного цвета, которые подходят к данной форме прилагательного. (Красное – яблоко, платье, пальто.)

Игра «Правильно назови листья».

Лист дуба — дубовый лист, лист осины — … лист березы — … лист клена — … лист липы — … лист яблони— …

Игра «Каким карандашом ты будешь раскрашивать?»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным.

Ход: Детям даются нераскрашенные картинки. Дети определяют, каким цветом и что они будут раскрашивать. Например: «Зеленым карандашом я буду раскрашивать траву, листья на деревьях, желтым карандашом я буду раскрашивать подсолнух, солнце и т.д.».

Игра «Назови ласково»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных.

Ход: взрослый произносит часть фразы, а дети ее заканчивают, добавляя слово.

Цветок красный, а цветочек красненький

Ведро синее, а ведерко …

Яблоко сладкое, а яблочко …

Солнце теплое, а солнышко …

Чашка синяя, а чашечка …

Цыпленок пушистый, а цыпленочек …

Игра «Что из чего сделано?»

Цель: образование относительных прилагательных

Ход: Взрослый говорит: «Стакан из стекла»

Дети должны ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?» или «Какое?» (стеклянный стакан) Стакан из стекла — стеклянный, сковорода из чугуна — чугунная, ложка из дерева — деревянная и т.д.

  1. Заключение.

Родителям необходимо внимательно относиться к речи ребенка, своевременно обращаться к специалистам при наличии стойких нарушений в речи ребенка.

Литература

  1. Косинова Е. Грамматическая тетрадь №1-4 для занятий с дошкольниками. – М.: Сфера, 2017. – 32 с.
  2. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1-4. – М.: Издательство ГНОМ, 2017. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование грамматического строя речи у дошкольников»

Игры с мячом известны с древних времён. Значение игр с мячом для развития речи....

Консультация для родителей "Формирование грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста"

Дети дошкольного возраста не изучают систематического курса грамматики русского языка. Они усваивают правила практически. Поэтому важнейшей заботой родителей, воспитателей, учителей должна быть забота...

Консультация для родителей «Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР»

Консультация для родителей содержит теоритический материал о грамматическом строе речи дошкольников, ошибках, допускаемых детьми в речи при нарушении грамматических операций, а также игры для формиров...

Консультация для родителей «Формирование грамматического строя речи»

Консультация для родителей на тему: «Формирование грамматического строя речи» Цель: познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере ...

Консультация для родителей «Формирование грамматического строя речи»

Консультация для родителей на тему: «Формирование грамматического строя речи» Цель: познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере ...

Консультация для родителей "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста".

Рекомендации для родителей на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста", выполненные в виде буклета....