Обучение элементам грамоты дошкольников с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Дошкольное образование, является первой ступенью образования, обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС.Совокупность требований при реализации образовательных программ, единство требований дошкольного и начального образования, способствует переходу от одного этапа к другому, от детского сада к школе, соблюдая преемственность и непрерывность образования обоих ступеней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №17 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Онегова Татьяна Леонидовна, учитель-логопед.

«Обучение элементам грамоты дошкольников с ОНР».

Содержание:

  1. Актуальность преемственности дошкольного и начального образования. стр. 1.

Речевое развитие, обучение элементам грамоты, одно из важнейших направлений развития.

  1. Обучение элементам грамоты детей с ОНР тесно связано с коррекционной работой. стр. 2.
  2. Ошибки взрослых при обучении грамоте дошкольников. стр. 2-3.
  3. Методики системы обучения грамоте детей с ОНР. Стр. 3.
  4. Формирование представлений о звуках и буквах. Дифференциация гласных, согласных звуков. Игры и упражнения при работе со звуками, буквами. стр. 3-4.
  5. Формирование понятий о слоге, слове. Игры и упражнения на уровне слога, слова. стр. 5-6.
  6. Формирование понятия предложение. Обучение пересказу. стр. 6-7.
  7. Важные аспекты при обучении элементам грамоты. с.7.
  8. Выводы. Обучение элементам грамоты дошкольников с ОНР обеспечивает формирование учебных навыков, готовности к школе. стр.7.
  9. Литература. стр.8.

Дошкольное образование, является первой ступенью образования, обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС.

Совокупность требований при реализации образовательных программ, единство требований дошкольного и начального образования, способствует переходу от одного этапа к другому, от детского сада к школе, соблюдая преемственность и непрерывность образования обоих ступеней.

Сегодня значительно изменилось содержание начального образования. Выросли требования к поступающим в первый класс детям. Школьные программы начального образования рассчитаны на хорошо подготовленных к обучению грамоте первоклассников.

Одним из направлений преемственности является речевое развитие и обучение дошкольников элементам грамоты.

Речевое развитие, по ФГОС, включает формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылке обучения грамоте.

Вопрос подготовки к школе, обучения грамоте, является особенно актуальным для детей с общим недоразвитием речи.

Детям дошкольного возраста с ОНР необходимо обучение элементам грамоты, т.к. они испытывают, больше трудностей в обучении и имеют особенности развития.

Трудности обучения письму и чтению в школе заключаются в следующем: дети медленно овладевают навыками чтения и письма, допускают большое количество специфических ошибок, обусловленных фонетической, фонематической сторон речи, словарного запаса, грамматического строя, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации, чувства ритма.

Трудности усвоения объема материала, медленный темп усвоения школьной программы, связан с особенностями в познавательной деятельности, физиологической, эмоционально-волевой сфере, психологической готовности.

Требования начальной школы стали выше, и родители заинтересованы в обучении детей, в том числе чтению.

«Обучение грамоте в детском саду-это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением», указано в педагогическом энциклопедическом словаре.

Обучение элементам грамоты тесно связано с направлениями коррекционной работы дошкольников с ОНР:

Развитие фонематического восприятия. Знакомство с неречевыми звуками. Узнавание звуков речи. Развитие высоты, силы, тембра голоса, при работе со звуками, словами, фразами.

Развитие звуковой стороны речи. Работа над звукопроизношением. Устранение всех видов недостатков произношения фонем, искажения, замены, отсутствие звука.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Формирование фонематических процессов. Понятие о звуке. Выполнение звукового анализа слов, состоящих из пяти звуков.

Обогащение, активизация словаря в самостоятельной речи по изучаемым лексическим темам.

Развитие грамматических категорий. Обучение различным способам словообразования и словоизменения. Подбор однокоренных слов. Понимание и употребление предлогов, распространение и сокращение предложений.

Развитие связной речи. Совершенствование диалогической речи. Обучение составлению рассказов, навыков пересказа небольших текстов. Развивая связную речь, речевое общение нацеливаем работу на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, обогатить их речь, дать первоначальное понятие о языке, литературе, развивать внимание, интерес речи, любовь к чтению, к родному языку.

Развитие мелкой моторики, координация движений пальцев рук, графических навыков и умений. С помощью различных игр, упражнений, массажа, самомассажа, пальчиковых гимнастик развиваем тонкие движения пальцев рук.

Развитие зрительно-пространственной ориентации, в том числе на листе бумаги.

Взрослые иногда допускают ошибки при обучении грамоте, и у детей возникают трудности в освоении грамоты.

Смешивают понятия звук и буква, затрудняя процесс звукобуквенного анализа и синтеза.

Произвольно, хаотично знакомят с буквами, без учета закономерностей развития: не учитывают возрастные, функциональные фонетико-фонематические недостатки, звукопроизношения, дифференциацию звуков. Так следствие возникают искажения, замены, пропуски звуков при чтении затрудняют восприятие текста.

Названия согласных букв в алфавитной транскрипции эМ, или с призвуками Сэ, замедляет процесс обучения грамоте. Названия букв вводится на более поздних этапах, только после четкого различия понятий звук и буква.

В звукобуквенном анализе и синтезе слов используют слова без учета орфоэпической грамматики. Например, нож, дуб, зуб, и другие слова, в которых не совпадает написание и произношение. Часто неточности допускаются, включая разделы, ударение, нормы произношения отдельных звуков, при делении слов на слоги, смешиваются понятия слогового деления и переноса слов.

В результате возникают трудности освоения процессом чтения, падает интерес к чтению, процесс переучивания снижает эффективность обучения грамоте.

Педагоги и родители должны обладать соответствующими знаниями при обучении грамоте.

Методики системы обучения грамоте детей с ОНР разработаны ведущими специалистами Л. Ф. Спирова, Р. И. Шуйфер, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Н. В. Нищева и другие.

Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер указывают на первостепенность изучения звукобуквенного состава слова. Обучение ведется только на правильно произносимых звуках.

Т.А. Ткаченко предлагает систему обучения грамоте, где за основу взята общепринятая последовательность изучения звуков и букв по системе Г.А. Каше.

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина обучение грамоте осуществляют на материале предварительно отработанных в произношении звуков. В основу положен особый порядок изучения букв, который определяется артикуляционной сложностью произносимых звуков.

Н.В. Нищевой составлена система обучения грамоте дошкольников с ОНР рассчитана на три года, начиная со средней группы. Например, в средней группе дети читают слова, состоящие из двух открытых слогов, а в старшей, подготовительной к чтению добавляется письмо печатными буквами. Звук дается одновременно с соответствующей буквой. Ознакомление с буквами рекомендовано проводить в определенной последовательности. На протяжении периода обучения осуществляется развитие навыков фонематического анализа. Проводится профилактика дисграфии и дислексии.

В каждой методике есть свои достоинства, особенности. Но все они опираются на аналитико-синтетический метод обучения, в основе которого лежит изучение звуков живой речи. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки. В тоже время осуществляется и синтез, соединение звуков в слоги, слогов в слова, слов в предложения.  Аналитико-синтетический метод обучения грамоте является звуковым. Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом. Дети знакомятся со звуками родного языка, учатся слышать их, обозначать буквами. Звуковой анализ предшествует синтезу и тесно связан с ним.

Осуществляется формирование основных понятий: звук, слово, слог, предложение.

Закрепляется это работой по развитию речи на основных ее уровнях – звуковая культура, формируется понятие о букве, словарная работа, предложение, связная речь, высказывание, рассказы, сказки.

В старше-подготовительном возрасте важное место в коррекционной работе с детьми ОНР занимает обучение элементам грамоты, подготовка детей к школе.

Формирование у детей представление о звуке. 

Дети овладевают основными понятиями. Учатся различают на слух гласные и согласные звуки. Представление о гласных, согласных звуках, их отличительные признаки. Подбор слов на заданный звук. Различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях. Выделяем, определяем позицию звука гласного или согласного в слове по месту образования, в начале, в середине, в конце. Формируем навык различия согласных звуков по признакам, глухой-звонкий, твердый-мягкий, парный-непарный. Формируем представление о звуке, чем буква отличается от звука. Коррекционную совместную деятельность осуществляем в организованной и свободной игровой, речевой деятельности. Занятия проходят в игровой форме. Игры составлены, в соответствии с программными требованиями, возрастными особенностями, с уровнем развития детей. Игры оформлены соответствующим картинным, предметным материалом, символами, а также в электронном варианте.

С детьми проводятся игры и упражнения при знакомстве со звуком.

«Поймай звук, хлопни в ладоши» или «Присядь», если услышишь заданный звук на уровне звуков, слогов, слов, в которых звук в разной позиции.

«Отгадай звук» или «Звук отключился», угадать и назвать гласный звук по беззвучной артикуляции.

«Придумай или найди слова на заданный звук», «Посчитай слова» с заданным звуком. Развитие умения определять наличие или отсутствие звука в слове.

«Выбери картинку выдели первый звук», в названии которой первый гласный или согласный звук, закрепление знаний о гласных, согласных звуках. «Найди предмет», «Кто больше слов придумает», «Помоги сказочным героям», «Кто в домике живет», и другие игры на определение заданного звука.

«Отгадай загадку» и выдели первый или последний звук в слове. Карточки с загадками, на обратной стороне – отгадка. Назови имена девочек или мальчиков на заданный звук в начале или в конце имени.

Для определения места звука в слове, используется несколько вариантов игр. «Где спрятался звук, в начале, в середине, в конце слова», «Птичка», «Рыбка», «Домик», «Поезд», «Автобус», «Самолет». Схемы меняются, для развития, поддержания интереса, новизны процесса.

Игры «Добавь звук», «Отгадай слово», «Закончи слово», назови слово, добавь пропущенный заданный звук в начале, в середине, в конце слова.

Игры и упражнения на дифференциацию звуков: парные, твердые, мягкие, звонкие, глухие согласные. Н-р, «Скажи наоборот, н-р, П или Б», «Звуковая мозаика», «Разноцветные сигналы, твердый-мягкий звук», «Хлопни-Топни», «Подари подарки», героям сказок, мультфильмов: Том и Джерри: Т-Д; Маша и Медведь: М-Мь; Бим и Бом: Бь-Б.

Знакомство с гласными и согласными буквами.

Проводятся игры и упражнения: выкладывание букв из палочек, веревочек, кубиков, мозаики, природного материала, лепки из пластилина, рисование в воздухе, по тонкому слою песка. Узнавание пройденных букв, изображенных с недостающими элементами, нахождение правильно изображенных букв в ряду, состоящих из правильно и зеркально написанных букв, узнавание «зашумленных» изображений букв, печатания.

Игры: «Буква сломалась», «Составь из элементов». Обводка, штриховка, дописывание недостающих элементов букв. Умение трансформировать буквы, допечатывать незаконченные буквы, составлять буквы из элементов, трансформировать, достраивать буквы с недостающими элементами.

Игры «Буква спряталась». Узнавание пройденных букв, изображенных с недостающими элементами, нахождение правильно изображенных букв в ряду, узнавание «зашумленных» изображений букв, печатания. Умение трансформировать буквы допечатывать незаконченные буквы. Игра «Буквы перепутались», узнавание наложенных друг на друга букв. Определение контурных, заштрихованных, наложенных предметов и букв.

Выкладывание букв, написанных на карточках, где представлены правильные и зеркальные варианты.

Игра «Волшебный мешочек», определение букв на ощупь, назвать, придумать слова, выложить правильно.

Демонстрация букв в различном положении, букв разного шрифта.

Написание букв на ладони, на спине, в воздухе, с открытыми, закрытыми глазами.

Придумывание слов на данную букву в различной позиции.

Игры «Что изменилось», «Какой буквы не стало», «Поставь буквы в первоначальном порядке».

Нахождение букв в геометрических фигурах, наложенных друг на друга, написанных, одна на фоне другой. Выкладывание букв из 2-3 палочек. Реконструирование букв: П-Н, Р-Ь, И-Н, Г-Б. Конструирование с добавлением элюентов, палочек, овалов, полуовалов.

Игры на развитие ориентировки в пространстве, на себе, на листе бумаги.

 Формируем навык правильного чтения, используя метод «слияния, примыкания». Плавному чтению помогают игры и упражнения «Бегаем по дорожке из букв», «Живые звуки», «Буква в слове потерялась» и другие.

Чтобы не допускать неправильного чтения по букве, используется метод слияния, примыкания».

Формируем навык составления, чтения слияний гласных букв, составления и чтения закрытых, открытых слогов. Быстрому и опережающему запоминанию букв способствуют слоговые таблицы «Волшебные таблицы».

Формирование понятий о слоге и слове.

Выполняем анализ и синтез слогов, коротких слов, составляем звуковые схемы слов, составляем слоги, слова из букв, читаем слоги, слова, как в них дружат звуки, буквы.

Развиваем представление о слогообразующей роли гласных. При слоговом анализе, объясняем, что, если слово произносить медленно, оно делиться на части, на кирпичики, на слоги. При делении слов на слоги проводим игры «Хлопни в ладоши, называя слоги», «Посчитай на пальчиках слоги», «Разожми кулачок».

Активно используются игры и упражнения в работе со слогом.

Анализ обратного слога, составление схем, из букв, чтение, печатание.

Анализ прямого слога, составление схем, из букв, чтение, печатание.

Придумывание слогов по схеме.

Чтение слогов с использованием «движущих лент», «окошечек».

Составление звукового состава обратных и прямых слогов, состоящих из одинаковых звуков (ум - му), с последующей записью парами.

Игра «Скажи наоборот» (ма-мя, ма-ам).

Придумывание слов на заданный слог: ро - за, ро - ща, ро - бот и т.п.

«Живые слоги», составление названных слогов из букв.

«Кто больше», замена гласных при согласной, и наоборот, замена согласных при одинаковой гласной.

«Добавь слог», назови слово. Придумывание слов на заданный слог, закончи слово нужным слогом, (слог в разной позиции: в начале слова, в конце, в середине).

При работе с понятием «слово», проводим разнообразные игры и упражнения.

Активно используем игры со словами, формируем понятие о слове, звукобуквенный анализ слов.

«Огонек», выкладываются, записываются только гласные в слове.

«Составь схему» слова, запиши слово.

«Живые буквы», преобразование слогов, слов с помощью букв.

«Веселые картинки», составление слов по первым звукам (по последним звукам) в названии картинок.

«Путаница», составление слов из перепутанных слогов.

«Кирпичики», «Поезд», «Корабли», «Посылка», Магазин игрушек», «Ракета» деление слов на слоги, определяем количество слогов. Варианты игр по слоговому делению разнообразим в соответствии с лексической темой. Н-р, «Отправляем животных в полет или в плавание», «Кто дальше», делаем шаг на каждый слог. «Что вокруг», называем предметы, определяем слоги, их количество. «Клумба», «Полянка», «Лес», определяем слоги, подбираем слова с 1,2,3 слогами по теме цветы, насекомые, деревья. «Зоопарк», рассели животных по клеткам, по загонам. «Волшебный мешочек. Игра с кинетическим песком, различные предметы вынимают, называют, делят слова на слоги. «Покажи цифру 1,2,3», «Молчанка», «Секрет», сколько в слове слогов.

«Собери слово», «Разрезные картинки на слоги», слово произносится, демонстрируется по слогам, собирается в слово.

«Доскажи словечко», дополнить слово одинаковым слогом или подобрать к слогу разные слоги, чтобы получились слова.

«Рифма- не рифма», из ряда слов выделить слово не в рифму.

«Слушай внимательно-называй правильно», прослушать предложение; стишок; поговорку, назови слова с заданным звуком, слогом.

«Запомни-повтори», повторение слов в определенной последовательности.

Подбор слов к слоговым схемам; слоговых схем к словам.

Логогрифы, отгадай слово путем прибавления или отбрасывания букв (звука), н-р, гроза-роза, вол-волк, арки-марки.

Метаграммы, отгадай загаданное слово, с помощью замены одной буквы другой, н-р, жилет-билет, лапки-шапки.

Анаграммы, напиши новое слово из тех же букв, н-р, валик-вилка, кабан-банка

Грамматическая арифметика, напиши слово, используя знаки, н-р, т + игры = тигры.

Составь, как можно больше слов из написанного слова, используя только буквы данного слова, н-р, жаворонок – жар, ворон.

Разгадывание ребусов, решение кроссвордов, чтение изографов.

Формирование понятия предложение, развитие связной речи.

Обучение детей правильному согласованию слов в предложении. Формируем навык осознанного чтения, печатание предложений, небольших текстов.

Знакомим с правилами правописания, раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения, первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в именах собственных, постановка точки в конце предложения, Определяем количество, последовательность слов в предложении, составляем схемы предложений, в том числе с предлогами «маленькими словами». Закрепляем написание жи - ши с буквой и, ча - ща с буквой а, чу - щу с буквой у.

Дети учатся в тетрадях печатать буквы, слоги, слова, предложения, списывать печатными буквами с готового текста. Это значительно развивает внимание к каждой букве слога, слова. Приходит понимание, что переписать правильно слово, это значит написать последовательно все буквы данного слова, что положительно скажется на письме в период школьного обучения.

Развитие связной речи, обучение пересказу небольших сказок, рассказов о предмете, по содержанию картины. Совершенствование диалогической речи детей. Формирование умений детей задавать вопросы, отвечать на них. Развернутое объяснение загадок, заучивание стихотворений, потешек, песенок, считалок, воспроизведение их с соблюдением необходимой интонации. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам детей.

Дети воспринимают речь окружающих, овладевают диалогической, монологической речью, отвечают на вопросы, спрашивают, пересказывают прочитанное взрослым, рассказывают содержание фильмов, детских книг, картин и т.д.

Необходимо обратить внимание на следующие аспекты при обучении элементам грамоты.

На протяжении всего периода пребывания детей в логопедической группе проводятся игры, упражнения с целью развития мелкой моторики мелких мышц рук. Пальчиковая гимнастика, обводки по контуру, штриховки, раскраски и т.п. Дети учатся правильно держать карандаш, хорошо ориентироваться на листе выполняя графические упражнения. Развитие моторики позволяет подготовить руку ребенка к письму прописных букв.

Необходимо учитывать психологические особенности детей дошкольников с ОНР, соблюдать их в проведении занятий по обучению грамоте.

Необходимо обеспечить оптимальное разнообразие видов деятельности; использование преимущественно игрового, наглядного материала; введение физкультминуток, координации речи с движением, зрительных, пальчиковых гимнастик; переключение внимания детей с одного вида деятельности на другой.

Особое внимание уделяется развитию социально-коммуникативных навыков, воспитанию уважительного, внимательного отношения к старшим, друзьям, к природе, предметам, созданным трудом людей, любви к родному краю, к родине.

Совершенствуя навык культурного, вежливого обращения детей со сверстниками, взрослыми, формируется представление о дружбе, правдивости, справедливости, смелости. Развивается эстетическое восприятие окружающего мира, понимание художественных произведений, произведений искусства.

Совершенствуется культура речи детей, вырабатывается чистое произношение всех групп звуков, слов сложной слоговой структуры, правильная постановка ударений, согласование всех частей речи.

На занятиях по обучению элементам грамоты создаются условия для познавательных мотивов обучения. Развивается наблюдательность, любознательность, инициативность, креативность детей, готовность учится в школе.

Дети не просто приобретают знания и умения, но и готовность к самостоятельной деятельности, к применению полученных знаний на практике.

Обучение элементам грамоты дошкольников с общим недоразвитием речи обеспечивает возможность начать формирование учебных навыков, подготовки к школе.

Правильно проводимая работа с детьми ОНР позволяет им подготовиться и благополучно адаптироваться к школьной жизни, развивает их личностные качества необходимые для жизни в обществе.

Используемая литература:

  1. Т.М. Андрианова. В мире звуков и букв. Учебно-методическое пособие. Дрофа, М., 2018.
  2. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: в 2 ч., М., Альфа, 1993.
  3. Н.В. Нищева. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи. Детство-Пресс, СПб, 2020.
  4. Галкина Г.Г. Звуки и буквы я учу. Альбом упражнений по обучению грамоте дошкольников М, Гном и Д, 2011.
  5. Гаврина С.Е. Большая книга подготовки к школе для детей 5-6 лет. М, Академия развития, 2009.
  6. Гомзяк О.С. Альбом упражнений по обучению грамоте подготовительной к школе лого группы, М, Гном, 2014.
  7. Новиковская О.А. Логопедическая азбука. Обучение грамоте детей подготовительного возраста. М, Корона-Век, 2012.
  8. Нищева Н.В. Мой букварь. СПб, Детство –пресс, 2020.
  9. Нищева Н.В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста 1,2,3. СПб, Детство –пресс, 2021.
  10. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб, Детство-пресс, 2000.
  11. Кулешова Л.А. Занятия по обучению грамоте в ДОУ. ТЦ Учитель, 2005.
  12. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. Айрес пресс, М, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи».

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи».     ...

"Роль специальных символов Т. А. Ткаченко при подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи"

Статья рассказывает о системе зрительных и жестовых символов, применяемой на занятиях по формированию фонетической стороны речи...

Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

Многолетняя работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, заставляет задуматься над тем, как лучше и эффективнее подготовить их к обучению грамоте в школе....

Подготовка к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

Вашему вниманию предоставляется проект на тему «Подготовка к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием  речи»....