Рабочая программа по дополнительному образованию детей Тюминой И.В. по теме: «Послушные пальчики»
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)

Тюмина Ирина Викторовна

Родителей всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветными гелиевыми ручками изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в прописях для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_21-22.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом

Протокол № ______

от «_____» _________ 20___ г.

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующей

МБДОУ «Детский сад «Чайка»

__________________ Т.В. Фрик

Приказ № _ от «__» __20___г.

Рабочая программа

по дополнительному образованию детей

Тюминой И.В.

по теме: «Послушные пальчики»

Разработала: воспитатель –

Тюмина И.В.

г. Горняк 2021-2022 уч.год

Ι. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.

Родителей всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветными гелиевыми ручками изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в прописях для дошкольников.

Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка.

Цель: подготовка руки ребёнка к письму.

Задачи программы:

Обучающие

- подготовка ребенка к письму;

- заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе;

- способствовать развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т. д. ;

- развивать зрительно - моторную координацию;

Воспитательные:

- организованность, усидчивость и аккуратность в работе;

- заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе;

- положительное отношение к письму.

1.2. Принципы и подходы к формированию программа

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2.Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).

4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

1.3. Целевые ориентиры на этапе завершения программы:

- укрепить мышечный тонус кисти рук;

- развить чёткие движения и координацию рук ребёнка;

- снизить утомляемость и повысить работоспособность.

1.4. Планируемые результаты на этапе завершения программы:

Воспитанник будет знать:

- правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);

- гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);

- правила работы с тетрадью.

Воспитанник будет уметь:

- правильно сидеть за столом во время письма;

- правильно располагать рабочую тетрадь;

- правильно держать карандаш и ручку;

- проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);

- проводить линии в разных направлениях;

- обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;

- ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Структура занятий:

1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рукпальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.

2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.

3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.

Формы обучения:

- специально организованные занятия;

-совместная работа воспитателя с детьми вне занятий;

- совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.

Формы работы:

- игровые, показ способа действия, объяснение, совет, указание, контроль.

Количество занятий в месяц 4

Количество занятий в год 36

ΙΙΙ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Работа кружка осуществляется на базе дошкольной образовательной организации в соотвествии с моделью дня
  2. При проведении  кружковой деятельности руководствуюсь действующими санитарными правилами и нормами (СанПиН 2.4.1.3049 – п.11.9, 11.10, 11.11, 11.12)
  3. Кружковая работа проводится 1 раз в неделю; во второй половине дня, продолжительностью 25-30 минут.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

СЕНТЯБРЬ

№ 1 занятие

Пальчиковая игра " Прогулка". Рисование по клеточкам, штриховка (тетрадь).

№ 2 занятие

Пальчиковая игра " Прогулка». Графическое упражнение, штриховка

№ 3 занятие

Пальчиковая игра «Братцы». Продолжи узор, штриховка. 

№ 4 занятие

Пальчиковая игра "Братцы".  Рисование по клеточкам, штриховка

ОКТЯБРЬ

№ 1 занятие

Самомассаж шишками.  Обведи по трафарету, штриховка.

№ 2 занятие

Самомассаж шишками. Выкладывание узоров из счетных палочек. Продолжи узор.

№ 3 занятие

Изображение животных ладошками. Штриховка, продолжи узор.

№ 4 занятие

Изображение животных ладошками. Графический диктант, выкладывание узора из счётных палочек.

НОЯБРЬ

№ 1 занятие

Пальчиковая игра «Строим дом". Графическое упражнение, рисование по клеточкам.

№ 2 занятие

Пальчиковая игра «Строим дом". Штриховка, продолжи узор.

№ 3 занятие

Самомассаж карандашом. Выкладывание узоров из счетных палочек. Упражнение по ориентировке на листе.

№ 4 занятие

Самомассаж карандашом. Рисование по клеточкам, упражнение «Обведи и раскрась»

ДЕКАБРЬ

№ 1 занятие

Пальчиковая игра «Сосчитаем пальчики». Упражнение «Продолжи узор», штриховка.

№ 2 занятие

Пальчиковая игра «Сосчитаем пальчики». Упражнение «Обведи и раскрась», штриховка.

№ 3 занятие

Пальчиковая игра по выбору детей. Рисование по клеточка, упражнение на ориентировку на листе.

№ 4 занятие

Пальчиковая игра «Семья». Упражнение «Продолжи узор», штриховка.

ЯНВАРЬ

№ 1 занятие

Самомассаж с массажными шариками. Упражнение «Продолжи узор», «Обведи и раскрась».

№ 2 занятие

Самомассаж с массажными шариками. Рисование по клеточкам, штриховка.

№ 3 занятие

Пальчиковая игра " Сороконожки". Выкладывание узоров из счётных палочек, рисование по клеточкам.

ФЕВРАЛЬ

№ 1 занятие

Пальчиковая игра " Мои веселые пальчики". Выкладывание узора из счетных палочек, рисование по клеточкам.

№ 2 занятие

Пальчиковая игра " Мои веселые пальчики". Рисование по клеточка, упражнение на ориентировку на листе.

№ 3 занятие

Пальчиковая игра «Семья». Рисование по клеточкам, упражнение «Обведи и раскрась»

№ 4 занятие

Пальчиковая игра «Семья». Штриховка, рисование по клеточкам.

МАРТ

№ 1 занятие

Изображение животных ладошками. Упражнение «Продолжи узор», «Обведи и раскрась».

№ 2 занятие

Изображение животных ладошками. Штриховка, рисование по клеточкам.

№ 3 занятие

Пальчиковая игра по выбору детей. Рисование по клеточкам, выкладывание узора из счетных полочек.

№ 4 занятие

Пальчиковая игра «Строим дом". Графический диктант, упражнение «Продолжи узор».

АПРЕЛЬ

№ 1 занятие

Пальчиковая игра " Прогулка". Рисование по клеточкам, штриховка (тетрадь).

№ 2 занятие

Пальчиковая игра " Прогулка». Графическое упражнение, штриховка

№ 3 занятие

Пальчиковая игра «Братцы». Продолжи узор, штриховка.

№ 4 занятие

Пальчиковая игра "Братцы".  Рисование по клеточкам, штриховка

МАЙ

№ 1 занятие

Пальчиковая игра «Сороконожки». Штриховка, рисование по клеточкам.

№ 2 занятие

Пальчиковая игра «Помощники». Графический диктант, упражнение «Продолжи узор».

№ 3 занятие

Пальчиковая игра «Моя семья». Упражнение «Обведи и раскрась», штриховка.

№ 4 занятие

Пальчиковая игра  «Прогулка». Рисование по клеточкам, упражнение на ориентировку на листе.

Список использованной литературы:

1.  Т. С. Голубина “Чему научит клеточка” Москва, «Мозаика -Синтез», 2005

2.  С. А. Козлова «Я хочу в школу»-2007г

3.  Журнал «Д/В» №1-8 2012.

4.  Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию детей "Игровая ритмическая гимнастика"

Дополнительная оздоровительно – развивающая программа «Игровая ритмическая гимнастика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей младшего дошкольного возраста. В основу "Игровой ритмическ...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей кружка «Шалунишки» (ритмической пластики)

Настоящая программа разработана для развития танцевального творчества  детей дошкольного возраста 5-7  лет на основе обязательного минимума содержания по музыкально-ритмическому развитию для...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей Арт-студия

Данная программа предназначена для детей 4-6 лет.Цель программы - развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста,средствами ритмопластики и танцевального творчества....

Рабочая программа по дополнительному образованию детей "Разноцветный мир красок"

Рабочая программа дополнительного образования по техникам нетрадиционного рисования "Разноцветный мир красок" для детей 4-5 лет...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей 5-7 лет.Кружок "АБВГДейка"

Программа предоставляет систему увлекательных игр и   упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять...

Радуга-дуга - рабочая программа по дополнительному образованию детей

Радуга-дуга - это программа по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста...