Методическая разработка образовательной деятельности по теме: « Чудеса вокруг нас» (по мотивам сказок Корнея Чуковского).
план-конспект занятия по обучению грамоте

Грачева Юлия Вениаминовна

При планировании ООД мной была выбрана такая форма, как погружение в сказочное творчество Чуковского. Такой выбор объясняется тем, что его фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством привлекает детей. Дошкольники с радостью погружаются в воображаемый нереальный мир, активно действуют в нём, творчески преобразуют его. Дети 5-6 лет воспринимают всё происходящее в сказке как реальность. Сказка, как бы раздвигает для дошкольника рамки обычной жизни, позволяя ребенку увидеть добро и зло. Слушая их, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Старшие дошкольники имеют сформированный устойчивый интерес к познавательной деятельности, которая выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить и углубить свои знания. Особенности сказки позволяют поддерживать интерес дошкольников на протяжении всей работы и в игровой форме преподнести необходимый учебный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_2.docx182.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 5 муниципального образования

Усть –Лабинский район

Методическая разработка образовательной деятельности по теме:

  « Чудеса вокруг нас» (по мотивам сказок Корнея Чуковского).

Пояснительная записка

«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»

   К.И. Чуковский

При планировании ООД мной была выбрана такая форма, как погружение в сказочное творчество Чуковского. Такой выбор объясняется тем, что его фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством привлекает детей. Дошкольники с радостью погружаются в воображаемый нереальный мир, активно действуют в нём, творчески преобразуют его. Дети 5-6 лет воспринимают всё происходящее в сказке как реальность. Сказка, как бы раздвигает для дошкольника рамки обычной жизни, позволяя ребенку увидеть добро и зло. Слушая их, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Старшие дошкольники имеют сформированный устойчивый интерес к познавательной деятельности, которая выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить и углубить свои знания. Особенности сказки позволяют поддерживать интерес дошкольников на протяжении всей работы и в игровой форме преподнести необходимый учебный материал.

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с ФГОС ДО с дидактическими и общепедагогическими принципами:

-принцип системности (подача материала от простого к сложному)

-принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей)

-принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

-принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

-принцип психологической комфортности

Цель: Обобщение знаний и представлений детей о произведениях Корнея Чуковского.

Для достижения цели были использованы такие  методы и приемы как:  наглядный метод (мультимеидйные викторины: «Чудо –дерево», "Кто лишний"); дидактическая игра «На кого похож»; словесный метод (чтение сказки "Чудо-дерево", беседа о персонажах сказок Чуковского); прием эмоциональной заинтересованности (дидактическое упражнение «Вспомни героев» (с использованием Техники наоборот); двигательно-игровой прием (упражнение "Пантомима").

Задачи: Развивать мотивацию у детей к изучению художественной литературы; развивать воображения память мышления речь; повышать самооценку у детей через выполнения творческий заданий: перевоплощения в сказочных персонажей, выражения своего отношения к сказочным персонажем; формировать умения общаться друг с другом, оказывать поддержку сопереживать через выполнения заданий (творческих этюдов и перевоплощений); развивать мыслительные операции анализа, способность выстраивать причинно-следственные связи; учить высказывать свое мнение.

В процессе занятия использовалась интеграция следующих образовательных

областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Занятие проводится с подгруппой детей. Структура ООД вполне оправдана: каждая часть направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных приёмов и методов. Состоит из трех этапов к каждому из которых даются четкие инструкции.

Первый этап- Ведение в игровую ситуацию. Главная задача  данной  части  занятия -подготовка  воспитанников, их эмоционального  состояние  для  проведения  занятия.  Это  создаёт  позитивное настроение,  что  способствует  максимальному  эффекту  освоения  учебного материала. С помощью вводной беседы и необычного способа приветствия, мне удалось организовать и активизировать внимание детей, погрузить воспитанников  в  мир  сказок Корнея Чуковского.

Второй этап- Осуществление образовательного процесса. Я прочла детям стихотворение Корнея Чуковского "Чудо-дерево". Но не достаточно просто прочитать произведение. Чтобы ребенок его лучше запомнил, нужно помочь ему понять прочитанное, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое. Подвижная игра-упражнение "Пантомима" на занятии выполнило роль физкультминутки, сняло утомление мышц и нервной системы, активизировало мышление детей и повысило интерес к образовательной деятельности. Для того, чтобы детям было легче запомнить любые сказки из творчества Чуковского и после пересказывать их, я использовала в ОД разные дидактические игры, развивающие творческое воображения и фантазию детей, такие как: дидактическая игра «На кого похож», дидактическое упражнение «Вспомни героев» (с использованием Техники наоборот).  При  подборе  игр данного этапа, я учитывала  индивидуальные  и  возрастные особенности детей. Смена различных форм игровых приемов и видов деятельности, предупреждает утомляемость детей и снижение интереса, а так же позволила мне сформировать у детей внутреннюю мотивацию к деятельности. Все задания  направлены на  развитие памяти, внимания и логического мышления воспитанников. Использование заданий с помощью мультимедийной презентации, только усилило эмоциональное восприятие детей. Я использовала мультимеидйные викторины: "Чудо –дерево", "Кто лишний",  которые помогли развить устную диалогическую речь у детей, лучше запомнить последовательность действий и сюжет сказок. После  каждого  выполнения  задания, я старалась  дать  словесную  оценку каждому воспитаннику, поощряя или давая возможность исправить свои ошибки и получить нужный результат.

Третий этап- Актуализация знаний детей и рефлексия по итогам их деятельности. Каждый  из  детей высказал своё мнение по прошедшему занятию. 

В ходе занятия дети проявляли интерес, активность в ответах и практической деятельности, внимательность. Смена деятельности  послужила хорошему усвоению материала, ощущалась атмосфера сотрудничества на  протяжении всего занятия.  Данный материал будет полезен всем, кому интересны развивающие занятия с дошкольниками, как в детских садах, так и в частных центрах, в домашних условиях.

http://fot.veryphoto.ru/img-q5y5x5n4g40414k5k4r284m516x5q4t4o404j4a4o4i4j5q206u4/chukovskyi_heroes_big.jpg

Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

   

Образовательные области: Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: Обобщение знаний и представлений детей о произведениях Корнея Чуковского.

Задачи: 

- развивать мотивацию у детей к изучению художественной литературы;

- развивать воображения память мышления речь;

- повышать самооценку у детей через выполнения творческий заданий: перевоплощения в сказочных персонажей, выражения своего отношения к сказочным персонажем;

-формировать умения общаться друг с другом, оказывать поддержку сопереживать через выполнения заданий (творческих этюдов и перевоплощений);

-развивать мыслительные операции анализа, способность выстраивать причинно-следственные связи;

-учить высказывать свое мнение.

Оборудование: система мультимедиа, слайд-презентация, книга  К.Чуковского, зеркало в оправе.

1 этап: Введение в игровую ситуацию (организация детей).

Содержание

Предполагаемые ответы детей

Обратная связь на высказывание детей/примечание

Воспитатель встречает детей.

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас! Давайте поприветствуем друг друга. Но предлагаю сделать  это необычным способом. Представьте себя любым сказочным героем. Например,  Я представляю  себя Василисой Премудрой, потому что знаю ответы на многие вопросы! А зовут меня Юлия Вениаминовна. Теперь Вы ребята!

Я представляю себя Царевичем; я Айболит; я Дюймовочка и т.п

Отлично! Супер!

А где живут эти сказочные герои?

А у нас в группе есть книги со сказками?

В сказках, в книгах.

Да, конечно 

Какие вы сообразительные!

А мне покажите, какие? (Дети организуют игровое пространство, несут книги воспитатель выбирает  «Сказки Чуковского»)

Где мы разместимся? Чтобы всем было удобно?

На стульчиках, на полу. 

Как вам идея Илюши, сесть всем на коврик? Замечательно!

Какие чудесные книги. А какие у вас самые любимые сказки?

Ой, ребята, а вот мои любимые сказки! Вы знаете, что это за книга?

(называют сказки, которые им нравятся) 

Дети называют- Сказки Чуковского.

Кто еще любит сказки Корнея Чуковского? 

Здорово. Как много у нас общего, ребята!

Какой персонаж из этой книги, Маша, тебе больше нравится? А почему? А тебе Дима?  

(Воспитатель ведет беседу с детьми по иллюстрациям из книги) Кто это? Из какой сказки?

Отлично, ребята, я вижу вы много знаете, а это значит , вы много читаете. И это очень здорово!

(дети выбирают).

Замечательно. Ты и этого персонажа вспомнил?

Интересно! Прекрасно!

2 этап: Осуществление образовательного процесса

А знаете ли вы, что Корней Чуковский это его псевдоним, вымышленная то есть придуманная. А настоящая фамилия его Корнейчуков.

(показывает портрет детского писателя на слайде)

Но он считал, что она очень длинная и решил ее разделить пополам. И по-моему,  получилась очень весело - Корней Чуковский. Правда ребята?

Да, это смешно

Сказки Чуковского, получались все необычные, шуточные и веселые. Как например вот эта!

                          (Воспитатель зачитывает сказку "Чудо-дерево")

                  Формирование у детей внутренней мотивации к деятельности.

Ребята, а если бы вы сочиняли сказку про чудо дерево, чтобы вы вырастили на своем дереве?

(дети размышляют)

Конфеты, игрушки, морженное, книжки, роботов, украшения и т.п

Как интересно ты придумал!

Отличный вариант! Чудесная мысль!

Классно, такое дерево мне тоже очень нравиться?

Я бы хотела иметь такое волшебное чудо-дерево…хотя бы понарошку! Что бы нам придумать?

Давайте

Если дети предлагают поиграть в «чудо-дерево»:

Суперидея! Я так рада! С удовольствием!

Если дети не проявляют инициативы:

Друзья, предлагаю вам вырастить необычное чудо-дерево, на котором растут сказочные предметы из сказок Корнея Чуковского. Как вам, такое предложение? Согласны?

Тогда отгадайте загадки...

Замечательно!

Если вы отгадаете, на экране появится картинка -правильный ответ.

Мультимедийная викторина-презентация  «Чудо –дерево»
- Какой предмет, не любил и боялся, мальчик- грязнуля, в сказке Мойдодыр?


- Что убежало от бабушки Федоры?

- В какой сказке, Зайчатки просили перчатки, Свинья-соловья?


- Что нашла Муха -цокотуха в поле и купила самовар?

- Чем лечил Айболит, зверей?

(Мыло)

(Блюдце, тарелки)

(Телефон )

(Монета, денежка)

(Термометр, градусник)

Здорово!

Вы  такие внимательные и сообразительные!

Подвижная игра "Пантомима"

Ребята, умеете ли вы  разговаривать без слов? Любопытно, как мы можем это сделать?

Можно нарисовать, что хотим сказать; по азбуки "Морзе"; можно руками разговаривать, как немые люди

Да, так можно!

Интересный вариант!

Спасибо за твое мнение!

Вы когда-нибудь слышали, как называется такой способ общения?

Может попробуем? Как вам моя идея!

Если кто-то догадался или знает:

Вы и это знаете!? прекрасно! Я еще никогда не встречала таких сообразительных ребят!

В случае затруднения с ответом:

Такой способ называется пантомима.

Отлично. Я рада, что вы оценили мою идею.

Кто хочет показывать? а кто хочет отгадывать?

Выберите, и покажите предметы, которые выросли на вашем дереве. А мы будем отгадывать.

(дети выбирают)

Мы с вами разделились на две команды.

Ой, как хорошо! А то засиделись мы!

Как здорово у вас все получалась!

Вам интересно? Покажите как? Жестами (много, мало).

Ели хотите можете присесть, где вам удобно!

Поняла, играем дальше.

Воспитатель показывает в презентации картинки, дети называют, что лишние

Мультимедийная викторина-презентация  «Кто лишний?» Почему лишние? А из какой сказки этот персонаж?

Комар, муха, паук, Крокодил Гена;

Крокодил, мойдодыр,  Мальчик грязнуля ,Чипполино;

Айболит, Бармалей,бегемотики, Кот в сапогах;

Медведь,Крокодил, лиса и волки, Буратино.

Крокодил Гена

Чипполино

Кот в сапогах

Буратино 

Класс!

Супер!

Чудесно!

Здорово!

Дидактическое упражнение «Вспомни героев» (с использованием Техники наоборот).

Ребята, а мы совсем забыли о нашей книге. Где она?

Дети приносят. Воспитатель берет книгу Чуковского и садится на коврик вместе с детьми. Воспитатель берет книгу, открывает, а там на странице отрицательного персонажа зеркало.

Ой, это зеркало не случайно здесь оказалось. Оно       необычное - волшебное. Зеркало умеет отражать противоположные качества сказочных героев. Бармалей, какой был?

Как Вы думаете, а как сделать его добрым? Чем ему помочь?

А Паук из сказки "Муха Цокотуха" какой? А как сделать наоборот? Как ему помочь? Как сделать, чтобы он стал добрым? Какие у вас будут мнения?

Злой, страшный

Дать конфетку;  

познакомить с доброй Феей

Пригласить на день рождения к мухе; подарить золотые нити для его паутины

Очень смешно,согласна!

Интересный вариант!

Любопытно! 

Мне нравится как ты мыслишь!

Дидактическая игра

 "На кого похож"

Друзья, вспомните пожалуйста героев и персонажей из русских народных сказок. И пофантазируйте, на каких героев сказок Корнея Чуковского они похожи?

Например: Кощей, похож на?... Почему?

А с кем можно сравнить Ивана Царевича? Почему?

А Серый волк из сказки "Волк и семеро козлят" на кого похож? Как вы думаете? Почему?

А Колобка с кем можно сравнить? Почему?

Бармалея! 

Такой же злой, страшный. 

С Комаром!

Он тоже спас свою невесту. 

На Тараканище? Хотел съесть деток зверей. 

С Танечкой и Ванечкой!

Он убежал от бабушки и дедушки, как Танечка и Ванечка от мамы и папы.

Отлично!

Здорово!

Супер! Неожиданно!

Прекрасно!

Вы безумно все сообразительные!

3 этап: Детская рефлексия по итогам деятельности

Мне было очень интересно сегодня с вами играть. А что Вам понравилось? С героями какого автора мы сегодня играли?

Что нового вы узнали?

Мы узнали новые слова: псевдоним и пантомима!

(Воспитатель внимательно выслушивает мнения детей.)

А что было трудного?

Было трудно вспомнить на каких героев Чуковского похожи персонажи из русских народных сказок.  

Вы правы, было непросто!

Но справились отлично!

А что было самое смешное?

Показывать без слов предметы, которые выросли на чудо-дереве. 

Согласна, это нас всех развеселило!

А Вы еще хотели бы узнать про персонажей Корнея Ивановича Чуковского?. А Как? Если у вас дома нет книги?

Посмотреть в интернете мультфильм, посетить библиотеку, у мамы спросить и купить в книжном магазине такую книгу, а можно и в группе взять на вечер книгу 

Теперь вы знаете как узнать побольше.

Мне было с вами весело и классно! 

(Воспитатель предлагает свою ладонь.)

Кто считает, что мы здорово провели время, давайте свои «пятерочки»!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка театрализованного представления-поздравления детей старшего дошкольного возраста по мотивам сказок К. Чуковского, посвященное Дню сотрудника органов внутренних дел РФ

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, формирование представлений о профессии полицейского, социализация в празднично-досуговой деятельности....

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: "Реклама любимой книги"

Цель данного мероприятия: развитие детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности – игре, общении, совместной творческой продуктивной деятельности....

Методическая разработка образовательной деятельности по теме"Космическое путешествие"

Цель данной организованной образовательной деятельности:развитие связной речи на основе закрепления детьми темы «Космос»....

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: « Чудеса вокруг нас» (по мотивам сказок Корнея Чуковского).

Методическая разработка образовательной деятельности по теме:  « Чудеса вокруг нас» (по мотивам сказок Корнея Чуковского)....

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: Беседа с детьми «Наш младший воспитатель"(Представлено на районном методическом объединении воспитателей младших групп)

Цель: формировать  первичные представления об окружающем мире, профессии младший воспитатель.Задачи:Формирование позитивных установок к различным видам труда.Формирование первичных представлений ...

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Я твой друг и ты мой друг, улыбнемся всем вокруг!»

Цель: создание благоприятного психологического климата в коллективе, развитие элементарных представлений о дружеских взаимоотношениях.Задачи:1. Формировать дружеские отношения в коллективе, способство...

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Осенние мотивы»

Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования ,когда изображаемый объект получается путем нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы легких(выдувания рисунка),чт...