Открытое занятие по речевому развитию на тему синквейн "Волшебная книга сказок"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Набиева Гульшат Рамзиловна

Синквейн

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_kniga_skazok.docx35.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Нижнеяркеево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности

по образовательной области «речевое развитие» с применением технологии «синквейн» на тему: «Волшебная книга сказок»

      Подготовила: воспитатель                    

Набиева Гульшат Рамзиловна

2020 год

Образовательная область: речевое развитие

Технологии:

ИКТ (электронная презентация),  оздоровительные технологии (двигательные паузы); метод синквейна(составление, синквейн-загадки)

Вид: закрепление, обобщение

Тип занятия:сюжетно-игровое

Цель:Используя технологии методики синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения;

Образовательные:

Уточнение, активизация словаря по теме «Сказочные герои»;

обогащение  словаря словами – определениями; совершенствование грамматического строя речи (использование прилагательных);

Учить составлять по образцу простые и сложные предложения;

Закрепление практических умений самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель;

Продолжать учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.

Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи;

 Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Развивающие:

развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, мелкой моторики, координации речи с движением, памяти, творческого воображения, логического мышления.

Воспитательные:

Воспитание интереса к художественной литературе.

материалом, в том числе использования интерактивного оборудования (ноутбук, медиаустановка, экран, звуковое устройство).

Требования к  помещению:

Просторное помещение группы: должна быть возможность свободного передвижения участников. Должны быть  предусмотрены зоны для работы за столами, зоны работы с демонстрационным

Материалы и оборудование:слайд презентация к занятию, выставка книг (рекомендованные программой; книга с пустыми страницами;  индивидуальные схемы для составления синквейна; рисунки для составления синквейна.

Ход занятия

Слайд 1 (Солнышко)

1 часть:( дети стоят)

9 дети Воспитатель:  Здравствуйте, ребята! Меня зовут Гульшат Рамзиловна! Сегодня я буду у вас проводить занятие.  У меня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу. А сейчас подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением с гостями. Воспитатель: Посмотрите в нашем уголке  много книг. Что вы любите по ним читать? О чем они?  (О сказочных героях, сказках).А какие сказки вы знаете? Какие у вас любимые герои сказок? Посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги?

Дети: В шкафу, на книжной полке.

Воспитатель: Мы сейчас книгу прочитаем и поставим на полку. (Поднимает книгу и раскрывает ее). Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки? Ой, наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли. Подождите, ребята, здесь записка. Давайте прочитаем…

Вам хотелось бы узнать какие сказки и сказочные герои исчезли из этой книги.

Дети: Да!

Воспитатель:  Для этого книга для вас оставила загадки. Давайте отгадаем!

1)Я мальчишка деревянный,

Вот и ключик золотой.

Артемон, Пьеро. Мальвина –

Дружат все они со мной.

Всюду нос сую я длинный,

Мое имя … Буратино.

2) Ровно в полночь убежала,

И, споткнувшись, потеряла.

На балу у короля

Туфельку из хрусталя. (Золушка)

3) Бабушка девочку очень любила,

Шапочку ей она подарила,

Девочка имя забыла свое,

А ну, подскажит,е имя ее? (Красная Шапочка)

Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу? Чтобы помочь книге, нам нужно попасть в волшебную сказочную страну. Вот волшебная дверь, мы пройдем через нее и окажемся в волшебной стране.

Слайд  2 ( сказочный мир) (звучит музыка)

2 часть:

Воспитатель: Вот мы и попали в сказочную страну. Ой, а что это за следы? Наверное, они указывают нам путь. Пойдем по ним?

Дети: Да! (Идут по следам и находят конверт с заданием)

Воспитатель: Ребята, сейчас посмотрим, что здесь находится? Давайте отгадаем загадку:

У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (
Буратино)

Слайд 3 (Буратино)

1 задание  - «Расскажи о главном герое  Буратино»

Дети рассказывают о сказочном герое Буратино. Дети садятся.

Слайд 4(Схема синквейна -  Буратино )

Воспитатель: Давайте, ребята сядем на свои места. Посмотрите на экран. Вот для вас представлена схема. На что она похожа.

Дети: на елку.

Воспитатель: Правильно. На елку. Она состоит из 5 строк. Эта схема называется синквейн. Давайте вместе повторим это слово и постараемся запомнить. (повторяют 3 раза)

Синквейн  – это стихотворение. И его мы с вами будем читать по картинкам.

1 строка – кто это? (Буратино)

2 строка – какой он? (деревянный, веселый)

3 строка – что он делает? (ходит, читает, любит папу Карло)

4 строка – предложение из 3 слов (Буратино ищет золотой ключик)

5 строка – слово-вывод – сказка (герой сказки)

Воспитатель: А теперь, дети, давайте вместе составим эту схему. У вас на столах есть листочки со схемой и на тарелочках картинки. Приготовьте листочки – схемы. Смотрим на меня, будем составлять синквейн вместе. Ребята, картинку с Буратино мы разместим на верхней строке нашей схемы.

На второй строке, под Буратино мы должны поместить слова – признаки: Из чего сделан Буратино? (Из дерева) Значит он какой? (деревянный) Какой Буратино по характеру грустный или веселый? (веселый) Кладем улыбку.

На третьей строке слова– действия: что делает Буратино? (ходит) Помещаем ноги. Что еще он умеет делать? (учится читать) Кладем азбуку. Что еще он может делать? (любит Папу Карло).

Ниже мы составляем предложение по иллюстрации (Буратино ищет ключик) А на пятой строке говорим –вывод: кто же такой Буратино? (герой сказки «Золотой ключик»

Воспитатель: Ребята, молодцы! А что мы с вами составили? Синквейн. Повторите, пожалуйста. Синквейн – это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам. Давайте, ребята, еще на примере одного сказочного героя посмотрим как составляется схема – синквейн. Посмотрите на экран.

А сейчас, ребята, давайте отдохнем. Встанем в круг.

Слайд 5 (Физминутка)

Физкультминутка: «Буратино»

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать

Воспитатель: Посмотрите тут еще один конверт.

Для вас, ребятки,  есть загадки

Отгадайте без подсказки

Отгадайте, посмелей

Этих сказочных друзей!

Воспитатель: Ребята, прежде чем приступим к отгадыванию синквейн загадок, давайте сделаем артикуляционную гимнастику. А для этого нам нужно вернуться на свои места.

«Качели», «Часики», «Лошадка». Молодцы!

Слайд 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13( сказочные герои) открываются по очереди

задание: «Отгадай синквейн –загадку»

1.1. ?
2.
Добрый, трудолюбивый.
3. З
аботится, учит, воспитывает,.
4. Смастерил деревянную куклу
.
5.
Папа Буратино.

Воспитатель: Кто это может быть?

2. 1. ?
2.
Добрая, умная.
3.
Воспитывает, помогает, заботится.
4. Любит порядок во всем
.
5.
Девочка с голубыми волосами.

Воспитатель: Кто это может быть?

3.1?

2.злой, коварный

3.управляет, обижает, кричит

4.обижает кукол в театре

5.Злодей

4. 1. ?

2. Добрая, трудолюбивая, красивая.

3. Работает, шьет, чистит

4. Потеряла туфельку на балу

5. Принцесса

5. 1. ?

2. Маленькая, доверчивая, хорошая

3. Идет, помогает, поет

4. Несет пирожки бабушке

5. Съел волк.

6. 1. ?

2. Старая, великодушная, волшебная

3. Исполняет желания, помогает, любит

4. Подарила хрустальные туфельки.

5. Волшебница

7. 1. ?

2. Вредный, злой, хищный

3. Пугает, обманывает, кусает

4. Съел бабушку

5. Убит дровосеками.

Воспитатель:  Вот еще один конверт. Картинка с мячом. Нам предлагают поиграть

Игра с мячом «Из какой сказки персонаж»

Воспитатель: Я буду кидать вам мячик и называть сказочного персонажа, а вы в ответ скажете какой он одним словом. (Показывается пример) Начали!

(Сказочные герои: Золушка, Карабас-Барабас, Мальвина, Волк и т. д.)

Воспитатель: Молодцы ,ребята, и с этим заданием вы справились. Посмотрите, для вас еще один конверт. Последний. Вам нужно составить сказку по картинкам. Посмотрите на экран. Кто желает попробовать рассказать?

Составление описательного рассказа по серии сюжетных картин.

Слайд 14 (Сюжетные картинки по сказке «Красная шапочка»)

Воспитатель: Молодцы! Вы потрудились на славу. Давайте отдохнем и потанцуем под веселую песню!

 - Ах, какие вы все молодцы! Давайте посмотрим на нашу книгу, возможно сказки и сказочные герои вернулись. Для этого мы с вами вновь должны пройти через волшебную дверь.

- Вот мы и вернулись, садитесь  на свои места.

3 часть:

Воспитатель: посмотрите,  наша  книга ожила (показывает книгу).

Воспитатель: Вот и завершилось наше путешествие, вам оно понравилось? Кто помнит, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме, а потом рисовали?

Дети: Синквейн.

Воспитатель: Ребята, продолжайте любить сказки. Мне очень понравилось, как вы пришли на помощь волшебной книге. А книжка для вас оставила подарки. Она вам очень благодарна.

Воспитатель: За руки умелые,

За ум и смекалку,

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто старался,

Тем, кто трудился

Подарок свой всем  вручу.

(Дети получаю угощения и подарки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по речевому развитию на тему: «Я и моя семья»

Цели:1.     Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках;2.     Закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительны...

Конспект непосредственной образовательной деятельности открытого занятия по «Речевому развитию» на тему: « В мире сказок».

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: "В мире сказок"....

Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе. Тема: "Путешествие по стране сказок дедушки Корнея".

ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ:- закрепление знаний детей о сказках , сказочных герях  детского писателя К. Чуковского;- воспитание  любви и интереса к творчеству К.Чуковского , к чтению худож...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе с ТНР Тема: «Загадочные слова» (фразеологизмы) или «Дружба сказок с фразеологизмами»

Цель: Создать условия для  формирования  навыков употребления фразеологизмов в речевой практике старших дошкольников.  Задачи: Обучающие:формировать  представления детей...

Открытое занятие по речевому развитию на тему: чтение сказки «Снегурочка» для воспитанников старшей разновозрастной группы.

Открытое занятие по речевому развитиюна тему:  чтение сказки «Снегурочка»для воспитанников старшей разновозрастной группы. Выполнила: Шевцова Наталья ПетровнаДлительность: 30 мин...

Конспект открытого занятия по речевому развитию на тему « Родина моя — Россия» в подготовительной к школе группе.

Конспект открытого занятия по речевому развитию на тему « Родина  моя — Россия»  в подготовительной к школе группе....