Конспект по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звук [в]. Буква В.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе.   Тема: Звук [в]. Буква В. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_v._bukva_v.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе.

Тема: Звук [в]. Буква В.

Тип занятия: подгрупповое.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»  логопедическая коррекция.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое  развитие».

Общая продолжительность: 20 минут.

Цель: формирование  у детей необходимой готовности к обучению грамоте.

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные.

  • Автоматизировать звук [в].
  • Познакомить с буквой В.

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать грамматический строй речи.
  • Развивать и обогащать активный словарь по теме «Космос».

3.Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Преодолевать негативизм к занятиям.

Предварительная работа: закрепить понятия «начало», «середина», «конец», деление слов на слоги.

Виды деятельности: игровая, речеслуховая, речедвигательная.

Форма организации: подгрупповая и индивидуальная в условиях группового режима.

Формы реализации детских видов деятельности: создание игровых ситуаций и реализация в них двигательной  деятельности.

Демонстрационный материал: презентация, картинки для определения позиции звука в слове, схема характеристики звука, иллюстративный материал для закрепления правил  «Звуки мы произносим и  слышим», «Буквы мы видим и пишем».

Методы и приёмы обучения:

  • эвристический: вопросы, беседа, проблемная ситуация, художественное слово;
  • информационно-рецептивный: наглядные средства;
  • репродуктивный: практические действия, формы контроля (самоконтроль).

            План:

1. Организационный момент.

- прослушивание «Новостей».

2. Основная часть.

- дыхательная гимнастика

- сообщение темы занятия

- характеристика звука [в] по акустическим и артикуляционным признакам

  - пальчиковая гимнастика

- развитие фонематического слуха

- определение позиции звука [в] в словах. Деление слов на слоги

- физ. минутка

- знакомство с буквой «В»

- звуковой анализ слова

- развитие связной речи

   3.  Подведение итогов занятия.

Этап

Слова и действия логопеда 

Слова и действия детей 

I

Логопед: Ребята, вы смотрели сегодня утром новости? Давайте посмотрим!

 Включаются «Новости» на Интерактивной доске.

-Внимание! Срочное сообщение! Сегодня ночью пропали все планеты солнечной системы! (СЛАЙД).

 Космос в опасности! Никто не знает, как вернуть планеты на место! Мы будем держать Вас в курсе событий.

Логопед: Ребята, вы слышали? Какие ужасные новости. Пропали планеты. Может, мы с вами попробуем их вернуть на место? Давайте поможем нашей солнечной системе!

II

  1. Дыхательная гимнастика.

Л: Ребята, давайте сначала попробуем вернуть на небо звезды. Для этого подуем на наши звездочки, чтобы они полетели в космос на свои места. Помните, что вдох мы делаем носиком, а выдыхаем ртом. Воздушная струя должна быть длительной и холодной.

  1. Сообщение темы занятия.

Для того, чтобы вернуть планеты на место, необходимо выполнить много заданий, вы готовы? Тогда слушайте загадку.

А галактики летят
Врассыпную, как хотят.
Очень здоровенная
Вся эта — … (Вселенная!)

Л: Правильно, ребята. Какой первый звук мы слышим в слове «вселенная»?  

Сегодня мы будем знакомиться со звуком [в] и буквой В.

  1. Характеристика звука [в] по акустическим и артикуляционным признакам.

Дайте характеристику этого звука. Какой он? Что делает наш язычок, чтобы красиво сказать звук [в].

Сегодня звук [в], поможет нам вернуть планеты. Вы правильно ответили на вопрос про звук [в] и на свое место возвращается одна из планет – Меркурий. Повторите название планеты – Меркурий. Это ближайшая к солнцу планета.

СЛАЙД.

4.Пальчиковая гимнастика. «Космонавт»

Ребята, чтобы спасти остальные планеты нам нужно подобраться к Солнечной системе поближе. Давайте полетим на наших ракетах и выполним гимнастику для пальчиков.

В звёздном небе звёзды светят

(пальчики сжимаем и разжимаем)

Космонавт летит в ракете

(ладони сомкнуты над головой)

День летит, ночь летит

И на землю вниз глядит

(изображаем иллюминатор)

Видит сверху он поля, горы, реки и моря,

(загибаем пальцы)

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной

 (крыша над головой)

Л: Молодцы! На свое место вернулась еще одна планета – Венера. Повторите по очереди ее название. Вторая от Солнца планета.

  • Развитие фонематического слуха. Игра «Хлопни в ладоши».

(дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат звук [в]).

Ребята, астероиды угрожают планете Марс. Давайте, вы будите хлопать в ладоши, если услышите звук [в] и спасем планету!

Л: Вернулась планета Марс. Повторите, какая  планета вернулась?

  • Определение позиции звука [в] в словах. Деление слов на слоги.

Мы с вами не только спасли Марс, но и его жителей – марсиан. Давайте отправим им посылки с гостинцами от нашего сада. Берите по очереди гостинец из нашего звездного мешочка, определяйте, в каком месте в слове спрятался звук [в]  и кладите в соответствующую коробку, и сразу делим слова на слоги.

  • Физ. минутка «Космос»

Один, два, три, четыре, пять

(ходьба на месте)

В космос мы летим опять

(соединить руки над головой)

Отрываюсь от земли

(подпрыгнуть)

Долетаю до луны

(руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим

(покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим.

(ходьба на месте)

 Л: Ребята, вот вернулась еще одна планета – Юпитер. Какая планета вернулась?

  • Знакомство с буквой «В».

Звук [в] живет в букве «В».

Давайте, вспомним правило:  буквы мы видим и пишем.

- на что похожа буква «В»

-Напишите букву В в воздухе (глазками, носом)

Ребята, вот вернулась еще одна планета – Сатурн.  Какая планета вернулась?

  • Звуковой анализ слова.

 Дети, а вы знаете, что инопланетяне очень нами интересуются, нашей планетой, нашей культурой. Но у них не очень получается выучить наш сложный язык. Они прислали нам сообщения.

СЛАЙД.

Игра «Шифровщики».  

Я буду бросать вам звуки, а вы мне их возвращать:  [и]   [в]   [а]   Что за слово получилось?

- сколько звуков в слове «ива».  

- назовите первый  звук? Какой он, гласный или согласный? Каким цветом будем обозначать?

- назовите второй звук? Какой он, гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий? Каким цветом будем обозначать?

- назовите третий (последний) звук. Какой он, гласный или согласный? Каким цветом будем обозначать?

Давайте, теперь напечатаем это слово.

Л: Молодцы! Вот к нам и вернулись еще две  планета нашей Солнечной системы – Уран и Нептун. Повторите, какие  планеты вернулась?  

  1. Развитие связной речи.

Л: Ребята, посмотрите на нашу Солнечную систему. Мы справились со всеми заданиями.

Какие планеты вы запомнили?

Какая планета первая от солнца?

Какая планета вторая от Солнца?

Как называется специальная одежда для космонавтов?

Как мы называем жителей Марса?

СЛАЙД.

Дети выполняют задание.

Вселенная.

Первый звук в слове вселенная слышим [в]

Звук [в]– согласный, звонкий, твердый. Обозначаем этот звук синим цветом.

Меркурий.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Венера

Хлопают в ладоши на звук [в].

Марс.

Дети достают предметы (картинки предметов), определяют место звука [в]   в слове и кладут в соответствующую коробку со схемой.

Делят слово на слоги.

Выполняют физ. минутку.

Юпитер.

Сатурн.  

Ива.

3 звука.

Звук [и].  Гласный, кр. квадр.

Звук [в].  Согласный, зв., тв., синим кв.

Звук [а].  Гласный, кр. квадр.

Печатают из разрезной азбуки.

Уран и Нептун.

Ответы детей.

III

Итог занятия.

Ребята, вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями и спасли планеты – вернули их на места. Вспомните, какой звук нам сегодня в этом помогал? Какие планеты с этим звуком вы запомнили? Вы очень постарались. До марсиан дошли наши гостинцы. И в знак благодарности они прислали вам настоящие марсианские конфеты. Спасибо, ребята, до свидания!

Логопед раздает конфеты. Дети отправляются в группу.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе.Тема: Звук [А]. Буква А.

Дети в игровой форме знакомятся с буквой и звуком А....

Обучение грамоте в старшей группе. Тема: Звуки ( с - с*) и буква С. Звуковой анализ слова : лиса.

Уточнить артикуляцию звуков ( с- с*); упражнять детей в определении места звука  в слове и в проведении  слого- звукового анализа слова; повторить значение терминов « слоги» , &l...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [ы] и буква ы 7.12.2019 год

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте встаршей группеТема: Звук [ы] и буква ыЦели:Уточнить артикуляцию звука [ы];Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;Поз...

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»

Цель: Познакомить со звуками [с], [с’] и буквой «С».Образовательные задачи:·       закрепить понятия «согласный звук», «г...

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [Б ], [Бь], буква Б».

Конспект ООД  по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [Б ], [Бь], буква Б»....

25.03.2023г. Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [В] и [В] буква В.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группеТема: Звук [В] и [В'] буква В.Цель: знакомство со звуками [В и В'], буквой В.Задачи:Образовательные: определять на слух звук [В и...