конспект занятия по развитию речи "В стране звуков и букв" в старшей группе
материал по обучению грамоте (старшая группа)

Наталья Валериевна Колпакова

конспект занятия по развитию речи "В стране звуков и букв" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Московская область

МОУ «СОШ им.Л.М.Доватора»

143530, Московская область, г.Дедовск, ул.Гагарина, д.19а

Тел./факс: 8(49831)9-01-80

НОД по развитию речи «В стране звуков и букв»

старшая группа №5 «Светлячки»

2022-2023 учебный год

Подготовила воспитатель

Высшей квалификационной

Категории Колпакова Н.В.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В стране звуков и букв»

Цели и задачи:

-совершенствовать умение классифицировать, подбирать антонимы, образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

-расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

-упражнять в дифференциации твердых и мягких звуков

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

-продолжать работу по развитию умения внимательно слушать друг друга.

Методические приемы: словесные: вопросы, беседа, рассказывание.

1. Организационный момент.

Ребята давайте с вами поздороваемся, но сделаем это необычным способом.

Возьмемся за руки, друзья!

Друг другу улыбнемся.

Мы пожелаем всем добра

И скажем: «Здравствуй, солнце!»

(Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком)

Самомассаж пальчиков и лицевых мышц «Солнышко»:

 Ладошка — это солнышко, пальчики — лучики.

Солнышко, милое, (поглаживающие круговые движения правой рукой по левой ладони).

Поделись своею силою! (поглаживающие движения наоборот). Просыпайтесь лучики! (поочерёдный массаж пальчиков).

Согревайтесь, рученьки!

Солнышко проснулось, лобика коснулось,

Лучиками провело и погладило (поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей).

Солнышко проснулось, к щёчке прикоснулось! (поглаживание от носа к средней части ушей).

Солнце личико согрело, потеплело, потеплело. (поглаживание от середины подбородка к нижней части ушей).

Наши рученьки потянулись, Наши губки улыбнулось! Вот и силы прибавились! Пора в дорогу в Сказочную страну. Сегодня мы отправимся в путешествие в сказочную страну «Букв и звуков».

Хотите туда попасть?

Дети:Да!

Воспитатель:Тогда в путь. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом… Вот ковер-самолет Отправляемся в полет. (Садятся на ковер) Покачнулись вправо-влево Управляем ковром смело. (закрывают глаза, покачиваются) Стоп! Ковер остановись В стране сказок очутись! (Хлопок в ладоши, открывают в глаза)

2. Основная часть.

Воспитатель:-Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота.

– А на воротах – замок. Откроем его?

Дети:Да.

Воспитатель:А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок»:

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

- Вот и отворились ворота!

Дети садятся на стульчики.

Ребята, посмотрите, здесь письмо! Интересно, что же в нем написано!

(Воспитатель читает письмо.)

«Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу

Страну, все что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки, и солнышко. Помогите нам расколдовать нам нашу страну! Отыскав волшебное слово осталась только последняя буква «Ь», остальные заколдованы. Вам необходимо выполнить задания и расколдовать буквы»

-Нужно помочь жителям этой страны. Поможем?

Дети:Да 

- Что такое звук? ( Это то, что мы произносим и слышим) - А буква? ( Видим и пишем) - Расскажем Королеве, как узнать, что такое буква, что такое звук. Дети выполняют действия по тексту с проговариванием. *** Мы звук произносим и слышим (Показ рукой на рот и ухо) А буквы мы видим и пишем (Показ рукой на глаз, имитируем написание в воздухе)

Воспитатель:-Чтобы расколдовать буквы нужно выполнить задания.

Воспитатель зачитывает задания, и выполнив задания, прикрепляет букву к мольберту.

1.Дидактическая игра «Назови ласково»

Воспитатель, кидая мяч ребенку, называет слово, а он называет его ласково и возвращает мяч воспитателю.

Примерные слова: собака, лев, бык, кабан, барсук, жук, корова, лиса, кошка, утка, курица.

- молодцы ребята вы справились с заданием и расколдовали первую букву (Б)

2. Дидактическая игра «Эхо»

Ву – ву – ву ! ( Дети повторяют.)

(Воспитатель добавляет в рифму.)

Я все слоги назову! ( Дети повторяют.)

Гу – гу- гу! Гу – гу- гу! Я по радуге бегу!

Жу- жу –жу! Жу- жу- жу! Я как жук большой жужу!

Ку- ку- ку! КУ- ку- ку! Вон кукушка на суку!

Пу- пу- пу! Пу- пу- пу! Мыши слопали, крупу!

Ру-ру- ру! Ру- ру- ру! Спелых ягод соберу!

Щу- щу- щу! Щу- щу- щу! Всех прохожих угощу!

Шу- шу- шу! Шу- шу- шу! Сено на зиму кошу!

Му- му- му! Му- му- му! Догадайтесь-ка кому?

Чу- чу- чу! Чу- чу- чу! На машине я качу!

Щу-щу- щу! Щу- щу- щу! И не сколько не грущу!

ВИ- ви- ви! Ви- ви- ви! Всех друзей своих зови!

- молодцы ребята вы справились с заданием и расколдовали вторую букву (У)

3.Дидактическая игра «Что лишнее?»

Каждому ребенку дается карточка с изображением 4 предметов, один из которых лишний. Дети определяют лишний предмет и объясняют почему.

- молодцы ребята вы справились с заданием и расколдовали третью букву (К)

4.Дидактическая игра «Противоположности».

Примерные слова: большой, громко, грустный, высокий, открыть, легко, сильный, тепло, чистый, широкий, добрый, мягкий.

- молодцы ребята вы справились с заданием и расколдовали четвертую букву (В)

5.Словесная игра: «Что из чего сделано». (по картинкам)

Мяч из резины. Резиновый мяч.

Гвоздь из железа. Железный гвоздь.

Доска из дерева. Деревянная доска.

Ножницы из металла. Металлические ножницы.

Сапоги из резины. Резиновые сапоги.

Перчатки из кожи. Кожаные перчатки.

Салфетка из бумаги. Бумажная салфетка.

Горшок из глины. Глиняный горшок.

Стакан из стекла. Стеклянный стакан.

Бутылка из пластмассы. Пластмассовая бутылка.

- молодцы ребята вы справились с заданием и расколдовали пятую букву (А)

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли звуки погулять

Тихо по лесу идут

Песенки свои поют

Ветерок вдруг налетел

Испугался Звук, присел

Головою покачал

Страх пропал, а звук привстал

Больше ветра не боимся

С ним играем , веселимся:

Топаем ногами, хлопаем руками

Весело в лесу играть

Но пора дамой шагать

Взялись звуки все за руки

По тропиночке пошли

И домой они пришли!-

Воспитатель: Размяли наши ручки и ножки? Молодцы. Ребята, у нас остались последние буквы, расколдуем их, выполнив задание?

Дети: Да.

6.Дидактическая игра «Сигнальщики». а) Я буду называть звуки «П — Пь», а вы как услышите твёрдый звук — просигнальте синей фишкой, если мягкий — зелёной: П, Пь, П, Пь, П, П, П, Пь. б) Теперь я буду называть слоги, а вы определите и просигнальте соответствующей фишкой: ПА, ПО, ПИ, ПЯ, ПУ, ПЫ, ПИ в) Молодцы! Следующее задание усложняется: вы должны услышать звуки «П-ПЬ» в словах и правильно просигналить. -Вот мы с вами и расколдовали еще одну букву.)

- А что за слово получилось? (Букварь)

Показ букваря.

- Что такое Букварь? (ответы детей)

Это волшебная книга, с помощью которой каждый человек становится умнее.

-Почему как вы думаете?

Ответы детей:

Книга, в которой мы обязательно увидим алфавит, называется букварем. По нему дети учатся читать слоги, слова, небольшие тексты. Букварь мы можем поставить на полочку ко всем остальным книгам. Как вы думаете, помогли мы жителям страны? (Помогли) - А что же мы делали? Что искали?  - Что такое звук? Что такое буква? (звук мы произносим и слышим. Букву – видим и пишем) - Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

Воспитатель:

Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательной стране. Мы справились и помогли жителям страны Букварии.

А нам пора возвращаться в наш детский сад. Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все.

(Включается сказочная музыка.).

Вот мы и вернулись в детский сад.

3. Итог.

Воспитатель:

Молодцы, жители этой необыкновенной страны говорят вам: «Огромное спасибо!». Они передали вам награду. (медальки на каждого ребенка)

-Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Творческое составление рассказа» (старшая группа)

Занятие по ФГТ по развитию речи с элементами детской театральной деятельности. «Творческое составление рассказа»    Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивна...

Конспект занятия по развитие речи с нетрадиционной деятельностью в старшей группе на тему "Страна волшебников".

Конспект занятия по развитие речи в старшей группе с нетрадицинной деятельностью....

Конспект занятия по развитию речи с элементами драматизации в старшей группе «Беседа об осени»

конспект к занятию по развитию речи в старшей груупе детского сада...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе "Маша идет в школу"

Занятие по развитию речи в старшей группе "Маша идет в школу» Задачи:1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление),...

Занятие по развитию речи на звук [Р] в старшей группе

Задачи:- закреплять понятия: «согласный звук»; «твёрдый звук», «звонкий звук»;- учить выделять звук [Р] из ряда звуков, слогов и слов;- учить определять место звука [Р] в словах;- соотнесение звука [Р...

Конспект занятия по развитию речи "Страна вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие учит детей правилам этикета, вежливым словам. Воспитывает дружелюбие, уважение ко взрослым и друг к другу....

Конспект занятия по развитию речи "Страна вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие учит детей правилам этикета, вежливым словам. Воспитывает дружелюбие, уважение ко взрослым и друг к другу....