Использование русского фольклора для речевого развития дошкольников
презентация к уроку по обучению грамоте (младшая группа)

Чепурченко Наталья Николаевна

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Важными источниками развития речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование русского фольклора для речевого развития дошкольников

Слайд 2

Фольклор - означает народная мудрость, поэзия и культура народов. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Важными источниками развития речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения.

Слайд 3

Общая цель развития речи состоит из ряда отдельных задач: расширение, обогащение и активизация словаря; воспитание звуковой и грамматической культуры речи; формирование правильной разговорной речи.

Слайд 4

В работе с детьми предлагается использовать следующие виды фольклора: Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком. Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками) . Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям) . Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным. Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, особенности его поведения. Сказки. Загадки. Колыбельные песенки.

Слайд 5

Использование детского фольклора в различных видах деятельности: - в непосредственно образовательной деятельности; - в организации режимных моментов; - в наблюдениях; - в народных подвижных и дидактических играх; - в играх на развитие мелкой моторики; - в театрализованной деятельности.

Слайд 6

Дидактические игры с использованием фольклора «Курочка – рябушечка» Ход игры: Воспитатель читает потешку «Курочка – рябушечка»: -Курочка – рябушечка, куда ты пошла? -На речку. -Курочка – рябушечка, зачем ты пошла на речку? -За водичкой. -Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка? -Цыпляток поить. -Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить? -Пи – пи – пи – пи – пи! Воспитатель раскладывает на столе перед ребенком курочек — больших и маленьких. Курочки в разноцветных косыночках. Ребенку предлагается подобрать ведерки по цвету (ориентируясь на косынки курочек) и величине. “ Закончи слово” Цель: закреплять знание фольклорного произведения, развивать память, речь, внимание. Ход игры: Воспитатель читает фольклорное произведение, делая паузу на определенной фразе, давая возможность ребенку продолжить. «Варежки» . Ход игры: Поставить перед ребенком две коробочки. В одной варежки разных цветов, в другой клубочки ниток таких же цветов, которыми были связаны варежки. Предложить ребенку разложить варежки парами, одинаковыми по цвету, и найти такого же цвета клубочки ниток.

Слайд 7

«Узнай потешку» Цель: закреплять знание фольклорного произведения, развивать память, речь, внимание. Ход игры: по содержанию картинки, надо вспомнить произведения народного творчества. «Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?» Цель: закреплять знание фольклорного произведения, развивать память, речь, внимание. Ход игры: по отрывку из книги надо вспомнить произведения народного творчества. «Подбери картинку к сказке (потешке)» Цель: закреплять знание фольклорного произведения, развивать память, речь, внимание.

Слайд 8

Подвижные игры с использованием фольклора «Солнышко» По считалке выбирают водящего – «Солнышко». Остальные дети встают в круг. «Солнышко» стоит посредине круга, все поют: Гори, солнце, ярче! Лето будет жарче, А зима теплее, А весна милее! Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит «ГОРЯЧО!» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры. «Зайка беленький сидит» Содержание игры. Дети сидят на стульчиках по одной стороне комнаты. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст: Зайка беленький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит. ( Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.) Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки погреть. ( Со слова «хлоп» и до конца фразы дети хлопают в ладоши.) Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать, Скок-скок, скок-скок, Надо зайке поскакать ( Со слов «скок-скок» и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.) Кто-то (или мишка) зайку испугал, Зайка прыг… и ускакал. (Воспитатель показывает игрушку мишку – и дети убегают на свои места.) Указания к проведению . После многократного повторения игры можно выделить ребенка на роль зайки и поставить его в середине круга. Закончив чтение текста, не следует быстро бежать за детьми, надо дать им возможность найти себе место.

Слайд 9

«Курочка-хохлатка» Воспитатель изображает курицу, дети – цыплят. Один ребёнок сидит на скамейке, вдали от остальных детей. Это кошка дремлет на солнышке. Курица-мама выходит с цыплятами гулять. Воспитатель говорит: Вышла курочка-хохлатка, С нею жёлтые цыплятки. Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко». Приближаясь к кошке он говорит: На скамейке у дорожки Улеглась и дремлет кошка… Кошка глазки открывает И цыпляток догоняет. Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые вместе с курицей убегают. «Гуси-лебеди» Содержание игры . Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси- лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой –живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями: – Гуси-гуси! - Га-га-га. – Есть хотите? – Да, да, да! – Гуси-лебеди! Домой! – Серый волк под горой! – Что он там делает? – Рябчиков щиплет. – Ну, бегите же домой! Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком. Правила игры . Гуси должны «летать» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

Слайд 10

Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора Пять братцев Идут четыре брата. Показать четыре пальца, большой прижат к ладони Навстречу им старшой. Показать большой палец . -Здорово, большак! Здорово, Васька-указка, Большой палец соединяется с указательным в колечко . Мишка-серёдка, Большой палец соединяется со средним пальцем. Гришка – сиротка Большой палец соединяется с безымянным пальцем. И крошка - Тимошка. Большой палец соединяется с мизинцем. Дождик Дождик-дождик, лей-лей-лей! Барабанить кончиками пальцев по столу, всё сильнее и сильнее. На меня и на людей! Дождик-дождик, припусти, Большой, безымянный пальцы и мизинец каждой руки поджаты к ладони Мы попрячемся в кусты. Указательный и средний «бегут» к краю стола,руки прячутся под стол. Дождик-дождик, Снова барабанить пальцами, всё тише и тише. Хватит лить, Постепенно перестать. Малых детушек мочить! Здравствуй, пальчик! Пальчик-мальчик, где ты был ? Все пальцы ,кроме большого, сжаты в кулак. С этим братцем – в лес ходил . Показать указательный палец. С этим братцем - щи варил. Показать средний палец. С этим братцем - кашу ел. Показать безымянный палец. С этим братцем - песни пел! Показать мизинец.

Слайд 11

Использование фольклора в режимных моментах

Слайд 12

Использование фольклора в режимных моментах

Слайд 13

Использование фольклора в режимных моментах Умница, Катенька, Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую. Гу-ту-ту, гу-ту-ту, Варю кашу круту. Подливай молочка, Накорми казачка. Пышка-лепешка В печке сидела, На нас глядела- В рот захотела! Ладушки, ладушки! Пекла бабка оладушки. Маслом поливала, Детушкам давала. Даше два, Паше два, Ване два, Тане два. Хороши оладушки У нашей бабушки!

Слайд 14

Русский фольклор в непосредственно образовательной деятельности «Кто, кто в «Теремочке» живёт?»

Слайд 15

Фольклор - народная мудрость, поэзия и культура народов. Получается, что именно с фольклором ребёнок встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы и средством развития коммуникационных способностей детей.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План реализации проекта "Использование русского фольклора в развитии речи старших дошкольников с особыми образовательными потребностями в группе компенсирующей направленности "Солнышко"

Актуальность проекта: В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия.Это способствует формированию культуры толерантности в детском коллективе. Как нала...

Статья"Использование русского фольклора в развитии речи"

В последние годы,наряду с поиском современных моделей воспитания,возрастает интерес к фольклористике,возрождаются лучшие образцы народной педагогики.Фольклор-одно из действенных и ярких средств её,тая...

«Использование русского фольклора в развитии эмоциональной сферы младших дошкольников».

В статье рассматривается детский русский фольклор – как одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Использование малых фольклорных форм в режимных моментах д...

Памятка для родителей дошкольников: "Русский детский фольклор в развитии дошкольника с ЗПР"

Ознакомление с данной памяткой поможет родителям узнать, что такое детский фольклор, какие жанры к нему относятся, а также какие функции он выполняет....

Консультация для родителей на тему «Использование русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Консультация для родителей на тему «Использование русского фольклора в развитии речидетей раннего возраста»  Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью...