Актуальность: Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Нечеткая речь негативно отражается на качестве общения. В дальнейшем от правильности устной реч
проект по обучению грамоте (старшая группа)

Кобзарева Ирина Николаевна
Актуальность: Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Нечеткая речь негативно отражается на качестве общения. В дальнейшем от правильности устной речи зависит грамотность письма. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. В ряду проблем речевого развития особо выделяется проблема развития культуры устной речи, а именно её интонационной выразительности. Важными средствами интонационной выразительности речи детей являются тон, тембр, паузы, ритм, темп, разные типы ударений. Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_razvitie_rechi_gr._26_uchus_krasivo_govorit.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 121»

Проект по развитию речи в детском саду в старшей группе № 26

"Учусь красиво говорить"

Сроки: январь  - май 2023 года

Воспитатели:

И. Н. Кобзарева


Актуальность:
Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Нечеткая речь негативно отражается на качестве общения. В дальнейшем от правильности устной речи зависит грамотность письма. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически.

В ряду проблем речевого развития особо выделяется проблема развития культуры устной речи, а именно её интонационной выразительности. Важными средствами интонационной выразительности речи детей являются тон, тембр, паузы, ритм, темп, разные типы ударений. Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения.

В сфере формирования коммуникативных универсальных учебных действий предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты по ФГОС:
• потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
• владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
• желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
• ориентация на партнера по общению,
• умение слушать собеседника.

Проблема:
- Недостаточно развита коммуникационная выразительность речи.

Среди детей старшей группы была проведена диагностика выразительности речи по методике Лазаренко О. И., в ходе которой определилось, что дети испытывают трудности: 30% детей - в умении регулировать темп речи; 54% - в умении регулировать ритм речи; 40% - в умении изменять высоту голоса; 20% - в умении изменять силу голоса; 60% - в умении выделять ударный слог.

Цель проекта:
- Развитие интонационной выразительности речи.

Задачи проекта:
1. Развитие интонационных средств выразительности речи: темп, ритм, мелодика, логическое ударение, тон высказывания.
2. Формирование культуры собственной устной речи у детей.
3. Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.

Ожидаемые результаты:
1. Умение произвольно использовать весь комплекс средств интонационной выразительности в соответствии с различными коммуникативными задачами.
2. Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
3. Обогатить речь интонационной выразительностью.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель
Тип проекта: информационно-творческий, практический, догосрочный
Продолжительность: январь –май 2023 года.

Этапы работы:

Узнать больше

  1. Организационно-подготовительный:
    • Проведение диагностики, выявление проблем.
    • Определение темы.
    • Составление плана-схемы проекта.
    • Обсуждение проекта с родителями.
    • Обсуждение проекта с учителем-логопедом.
    • Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

    2. Основной этап:
    Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

    Работы с родителями:
    1. Анкетирование «Речь моего ребенка».
    2. Консультация на тему «Разучивание чистоговорок».
    3. Акция «Подари книжку в группу».
    4. Мастер-класс «Домашний педагог».
    5. Буклет «Выразительная речь у ребенка».

Дорожная карта по реализации основного этапа проекта

«Учусь красиво говорить»

 

Работа с воспитанниками

Январь

- Речевые игры с движением

- Создание книжек-малышек

- Литературная игра – викторина: «Сказка, я тебя знаю»

Февраль

- Акция «Подари книжку малышам»

- Речевая викторина «Путешествие в страну волшебных слов»

- Игра – драматизация: «Ожившая сказка»

Март

- Беседа – диалог по теме недели

- Слушание аудисказок

– «Назови и опиши героя сказки» (коллаж);

Апрель

- Разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок;

- Игры-драматизации по знакомым сказкам

– Рисование по сказке: «Нарисуем сказку»

Май

– Игры – путешествия по «Стране красивой и грамотной речи»

- Сочинение сказок на новый лад

- Речевые игры с движением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Готовность к школьному обучению как итог психического развития дошкольника и залог успешного обучения в школе"

Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие компоненты психологической готовности к обучению в школе – личностная и интеллектуальная готовность. ...

Презентация к родительскому собранию, тема: "Хорошая речь ребенка-дошкольника - залог успешного обучения в школе"

Презентация к родительскому собранию, тема: "Хорошая речь ребенка-дошкольника - залог успешного  обучения в школе"...

Статья из опыта работы «Создание условий для всестороннего развития ребенка в рамках реализации ФГОС ДО»

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского к...

Социально–коммуникативное развитие ребенка как залог успешной адаптации к школе»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17648488","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17648490","...

Значение развития фонематического слуха для успешного обучения в школе и его формирование у детей дошкольного возраста с ОНР.

В данной статье говорится о важности развития фонематического слуха у дошкольнико 6 - 7 лет , его значении для успешного обучения в школе и о том, чем грозит его нарушение. Также в статье представлены...

Формирование фонематического восприятия у ребенка, как залог успешного обучения в школе.

Формирование фонематического восприятия у ребенка, как залог успешного обучения в школе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

При переходе из дошкольного возраста в младший школьный от детей требуются развитие в пределах возрастной нормы высших психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), мелкой моторики ...