Самоанализ открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Звук "Р", "РЬ" и буква "Р". Чтение слогов.
материал по обучению грамоте (старшая группа)

Олейникова Татьяна Анатольевна

Воспитатель: Т.А. Олейникова.

Форма деятельности: Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей со звуком и буквой «Р»; учить дифференцировать звук по качественной характеристике (согласный или гласный; твёрдый или мягкий); выделять звук в слове; определять место звука в слове,  количество  слогов в слове; обучать звукобуквенному анализу слова; совершенствовать грамматический строй языка, формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Развивающие: развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику пальцев рук, слуховое внимание, навыки учебной деятельности.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, старательность, отзывчивость, дружелюбие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_zvuk_r.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого занятия по развитию речи в старшей группе

Олейниковой Татьяны Анатольевны

Тема: «Звук  «Р, »РЬ» и буква» Р». Чтение слогов»

Воспитатель: Т.А. Олейникова.

Форма деятельности: Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей со звуком и буквой «Р»; учить дифференцировать звук по качественной характеристике (согласный или гласный; твёрдый или мягкий); выделять звук в слове; определять место звука в слове,  количество  слогов в слове; обучать звукобуквенному анализу слова; совершенствовать грамматический строй языка, формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Развивающие: развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику пальцев рук, слуховое внимание, навыки учебной деятельности.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, старательность, отзывчивость, дружелюбие.

Материалы и оборудование: символы для выкладывания схемы слова; наборы букв; тетради в клетку с заданием для выполнения; сундук с замком; конверты с заданиями; предметные картинки: рыба ,топор, помидор ,карандаш, ракета, рубашка, розы; слоги: РА, РО, РУ, РЫ, РЭ.

Занятие по образовательной области «Речевое развитие» (Обучение грамоте) было показано для молодых педагогов района с целью поделиться опытом  работы в данной образовательной области ,продемонстрировать им различные методы и приемы для реализации поставленных задач, формы взаимодействия с детьми ,способы активизации их в деятельности. Занятие по обучению грамоте в детском саду включает в себя два основных направления: освоение фонетической стороны речи и подготовки руки ребенка к письму   Поэтому я постаралась логически выстроить занятие таким образом, чтобы показать последовательную работу по ознакомлению детей со звуковой стороной слова. .

На организационном этапе для  мотивации был использован персонаж (Дед Грамотей) и взят за основу поисковый метод (дети искали конверты с заданиями). На этом этапе был закреплен пройденный материал, дети назвали все звуки с которыми познакомились, различали гласные и согласные звуки , называли их отличительные признаки .В основной части занятия дети учились  слышать звук в слове,  определять состав звуков в слове, их порядок следования ; мягкость-твердость, звонкость-глухость согласных звуков; где слышится звук (в начале, в середине или в конце слова; обводили по контуру , те овощи, в названии которых слышится звук «р» . На следующем этапе дети выполняли звукобуквенный анализ. Им  было предложено определить количество звуков в слове и построить звуковые  «домики»,  где каждому звуку отводится своя клетка – «комната» (количество клеток  соответствует  количеству звуков). Считаю, что сознательный звуковой анализ, умение вслушиваться в звучании слов, внимание к изменениям отдельных его элементов позволяет качественно подготовить детей к усвоению грамоты. Затем дети ознакомились с буквой «р», которая обозначает звук, с которым они до этого работали. Работа по ознакомлению велась по подробной инструкции (алгоритму). Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активизации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась правильных ответов, ставила поисковые вопросы, создавала условия для диалога с детьми и т. д.

Занятие состояло из четырех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные задания. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предполагает  выбор методов и приемов для их решения. В ходе занятия были использованы наглядный, словесный, практический методы, направленные на применение речевых навыков и умений  и их совершенствование. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности: сначала дети определяли место звука в словах, выполняли звукобуквенный анализ и только затем познакомились с буквой, учились составлять слоги, проводить слоговой анализ. Образовательное пространство  было рационально размещено с учетом поставленных задач. На каждый момент ООД был подобран  наглядный материал,  соответствующие атрибуты эстетически оформлены. Всё это несомненно стимулировало и активизировало детей к мыслительной деятельности. Я использовала партнерскую форму организации на данном занятии: вместе с детьми, разрешено свободное размещение  и перемещение  в процессе деятельности, свободное общение (рабочий гул). Для достижения результатов опиралась на возрастные и психологические особенности детей данного возраста. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи  решались в единстве. Считаю, что мне удалось полностью реализовать поставленные задачи. Занятие получилось результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания.

На рефлексорном заключительном этапе дети учились делать выводы, анализировать, высказывать свою точку зрения, оценивали свои знания и умения, закрепили изученный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Звук [К’]" с самоанализом

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве К и звуках [К] - [К’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе чтение сказки «Петух и собака».

Формирование словаря.Грамматический строй речи.Звуковая культура речи....

Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Предложения состоят из слов, а слова из слогов"

Цель: Формировать у детей представление о том, что слова состоят из слогов, упражнять в деление слов на слоги, развивать психические процессы (мышление, память, внимание), развивать мелкую моторику....

Методическая разработка открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Звук и буква «Ц»»

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством знакомства с буквами и звуками.Познакомить с согласным твердым согласным звуком «Ц»...

Презентация к занятию по развитию речи в старшей группе по теме "Звуки"

Цель: Учить ребенка выделять заданный звукЗадачи: Формирование умения слышать, четко и ясно произносить слова, осознавать рифму; закрепление умения делить слова на слоги; выделять голосом нужный звук,...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...