Мастер класс для родителей детей подготовительной к школе группе «Мнемотехника в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Зайнетдинова Лилия Рамилевна

Цели:

* Повышение педагогической культуры родителей;

*Познакомить родителей с приёмом мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми;

*Вовлечь родителей в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений, расширению словарного запаса, развитию связной речи дошкольников.

Материальное обеспечение: иллюстрации мнемодорожек и мнемотаблиц к загадкам, сказкам и стихотворениям о зиме.

Ход мастер класса:

-Здравствуйте, уважаемые родители!

- Тема моего мастер- класса называется «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста». Сейчас разберемся, что это за понятие «Мнемотехника».

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма.

В чём причина того, что стихи дети запоминают с трудом, а рекламу запоминают великолепно?

Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой и песней не требуют усилий для запоминания.

Что же делать родителям, как помочь детям запоминать стихотворные формы, рассказы?

Чтобы решить эту проблему, я покажу вам некоторые несложные приемы, с помощью которых мы поможем нашим детям в развитии памяти, в умении быстро запоминать стихотворения, рассказы, скороговорки и любые другие тексты. И вот на помощь нам придёт мнемотехника и мнемотаблицы. Что же это такое?

Мнемотехника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи (развитие грамотно построенной речи, обогащение словарного запаса и т. п).

 

Также мнемотехника помогает развивать:

-ассоциативное мышление (когда связываем слово с картинкой, изображением);

-зрительную и слуховую память, т.к. мы видим картинку, проговариваем её название;

-зрительное и слуховое внимание;

-воображение.

Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

Кодирование слов в образы, Например: как мы можем нарисовать слово ОСЕНЬ?

запоминание (соединение двух образов),

запоминание последовательности,

закрепление в памяти.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе обучения, в младшем возрасте взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Например, рассмотрим мнемодорожки для разгадывания загадок;

В данной мнемотаблице зашифрована загадка. А как думаете в этой мнемодорожке какая зашифрована загадка?

Мнемотаблицы для составления схемы творческого рассказывания и пересказывания сказок.   

Как вы думаете на какую сказку данная мнемотаблица?

На мнемотаблице изображены главные герои сказки, последовательность событий, предметные картинки – подсказки. Дети подготовительной группы хорошо справляются с данным заданием.

Мнемотаблица на стихотворение. В данной мнемотаблице, можно сказать «зашифровано» стихотворение «Дед Мороз».

Также рассмотрим стихотворение «Мишкин сон».

Веселые картинки

Смотрю я за столом.

Зима. Летят снежинки.

Под снегом мишкин дом.

Он спит в своей берлоге

И смотрит сладкий сон.

Как рой пчелиный с медом

На чай к нему пришел.

-Попробуйте воспроизвести стихотворение по данной мнемотаблице.

-Скажите, было легко рассказывать стихотворение по картинкам?

После 2-3 чтений по мнемотаблицам, дети рассказывают стихотворение с подглядыванием. А некоторые дети уже рассказывают самостоятельно.

- Сейчас уважаемые взрослые мы с Вами посмотрим занятие по заучиванию стихотворения «Кто, как готовится к зиме» с детьми.

Ход занятия:

- Посмотрите на своих мам и бабушек, поприветствуйте их, и все внимание на меня. Дети мы научим ваших родителей запоминать стихотворение. Если у вас все получится, вы получите наклейку в свой блокнот. На какую тему стихотворение мы будем с вами учить подскажет вам загадка.

 

Загадка:

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз.

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

- О каком времени года идет речь? Сейчас какое время года? Сейчас животные готовятся к зиме? Послушайте стихотворение.

 

Под берёзой на пригорке

Старый ёж устроил норку,

А под листьями лежат

Двое маленьких ежат.

Белка спряталась в дупло -

В нём и сухо и тепло,

Запасла грибов и ягод

Столько, что не съесть и за год.

Под корягой в буреломе

Спит медведь, как будто в доме.

Положил он лапу в рот

И, как маленький, сосёт.

Вот стих про некоторых животных, которые готовятся к зиме. Какие незнакомые слова вы услышали?

Пригорке- небольшой холмик

Коряга- сухое дерево или ветка лежащее на земле

Буреломе –лес поваленный бурей, сильным ветром.

«Зарисовка» стихотворения.

Итог занятия и мастер- класса:

-Дети, вам было легко запомнить стихотворение? Давайте перевернем таблицу и воспроизведем стихотворение по памяти.

Всем спасибо за работу и внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_zaynetdinova.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для родителей детей подготовительной к школе группы№3

 «Мнемотехника в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Цели:

* Повышение педагогической культуры родителей;

*Познакомить родителей с приёмом мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми;

*Вовлечь родителей в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений, расширению словарного запаса, развитию связной речи дошкольников.

Материальное обеспечение: иллюстрации мнемодорожек и мнемотаблиц к загадкам, сказкам и стихотворениям о зиме.

Ход мастер класса:

-Здравствуйте, уважаемые родители!

- Тема моего мастер- класса называется «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста». Сейчас разберемся, что это за понятие «Мнемотехника».

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма.

В чём причина того, что стихи дети запоминают с трудом, а рекламу запоминают великолепно?

Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой и песней не требуют усилий для запоминания.

Что же делать родителям, как помочь детям запоминать стихотворные формы, рассказы?

Чтобы решить эту проблему, я покажу вам некоторые несложные приемы, с помощью которых мы поможем нашим детям в развитии памяти, в умении быстро запоминать стихотворения, рассказы, скороговорки и любые другие тексты. И вот на помощь нам придёт мнемотехника и мнемотаблицы. Что же это такое?

Мнемотехника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи (развитие грамотно построенной речи, обогащение словарного запаса и т. п).

Также мнемотехника помогает развивать:

-ассоциативное мышление (когда связываем слово с картинкой, изображением);

-зрительную и слуховую память, т.к. мы видим картинку, проговариваем её название;

-зрительное и слуховое внимание;

-воображение.

Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

Кодирование слов в образы, Например: как мы можем нарисовать слово ОСЕНЬ?

запоминание (соединение двух образов),

запоминание последовательности,

закрепление в памяти.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе обучения, в младшем возрасте взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Например, рассмотрим мнемодорожки для разгадывания загадок;

В данной мнемотаблице зашифрована загадка. А как думаете в этой мнемодорожке какая зашифрована загадка?

Мнемотаблицы для составления схемы творческого рассказывания и пересказывания сказок.    

Как вы думаете на какую сказку данная мнемотаблица?

На мнемотаблице изображены главные герои сказки, последовательность событий, предметные картинки – подсказки. Дети подготовительной группы хорошо справляются с данным заданием.

Мнемотаблица на стихотворение. В данной мнемотаблице, можно сказать «зашифровано» стихотворение «Дед Мороз».

Также рассмотрим стихотворение «Мишкин сон».

Веселые картинки

Смотрю я за столом.

Зима. Летят снежинки.

Под снегом мишкин дом.

Он спит в своей берлоге

И смотрит сладкий сон.

Как рой пчелиный с медом

На чай к нему пришел.

-Попробуйте воспроизвести стихотворение по данной мнемотаблице.

-Скажите, было легко рассказывать стихотворение по картинкам?

После 2-3 чтений по мнемотаблицам, дети рассказывают стихотворение с подглядыванием. А некоторые дети уже рассказывают самостоятельно.

- Сейчас уважаемые взрослые мы с Вами посмотрим занятие по заучиванию стихотворения «Кто, как готовится к зиме» с детьми.

Ход занятия:

- Посмотрите на своих мам и бабушек, поприветствуйте их, и все внимание на меня. Дети мы научим ваших родителей запоминать стихотворение. Если у вас все получится, вы получите наклейку в свой блокнот. На какую тему стихотворение мы будем с вами учить подскажет вам загадка.

Загадка:

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз.

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

- О каком времени года идет речь? Сейчас какое время года? Сейчас животные готовятся к зиме? Послушайте стихотворение.

Под берёзой на пригорке

Старый ёж устроил норку,

А под листьями лежат

Двое маленьких ежат.

Белка спряталась в дупло -

В нём и сухо и тепло,

Запасла грибов и ягод

Столько, что не съесть и за год.

Под корягой в буреломе

Спит медведь, как будто в доме.

Положил он лапу в рот

И, как маленький, сосёт.

Вот стих про некоторых животных, которые готовятся к зиме. Какие незнакомые слова вы услышали?

Пригорке- небольшой холмик

Коряга- сухое дерево или ветка лежащее на земле

Буреломе –лес поваленный бурей, сильным ветром.

«Зарисовка» стихотворения.

Итог занятия и мастер- класса:

-Дети, вам было легко запомнить стихотворение? Давайте перевернем таблицу и воспроизведем стихотворение по памяти.

Всем спасибо за работу и внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для совместной работы родителей и ребенка дома по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексическим темам

Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что это одним из основных условий успешной работы с ребенком. Разработала методически...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества».

Консультация для родителей:«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества».План презентации:•Вступительное слово•Диалог и монолог•Методы развити...

Консультация для родителей: «Эффективные методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения».

Работу по развитию связной речи у детей с нарушением зрения необходимо проводить во всех видах деятельности....

Мастер презентаций "Мнемотехника в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Мастер презентаций "Мнемотехника в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"...

Мастер-класс «Использование мнемотехники и элементов технологии ТРИЗ как средства развития связной (монологической) речи у детей старшего дошкольного возраста»

Данный материал  представляет из себя практический мастер-класс по использованию технологии ТРИЗ для развития речи детей старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс на тему « Использование дидактического пособия «Кубики историй» как средство развития связной речи и воображения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Ни для кого не секрет, что проблема развития речи одна из самых острых в современном образовании, отсюда задача педагога выбрать оптимальные методы обучения и формы организации работы с детьми.Кубики ...