Педагогический проект "В мире математики и грамоты"
проект по обучению грамоте (старшая группа)

Проект разработан с целью развития фонематической стороны речи и формирования элементарных математических представлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_mire_matematiki_i_gramoty.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольного образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Семицветик»

Проект

«В мире математики и грамоты»

(для детей среднего дошкольного возраста)

                                                                                Выполнила:

                  Старший воспитатель Русько О.П.

г.Гурьевск

2019

Актуальность проекта

    Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требование к обновлению, содержание дошкольного образования очерчивает ряд достаточно серьезных требований к познавательному и речевому развитию дошкольников. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие и развитие речи детей, отвечающее современным требованиям и подготовить к обучению в школе.

   Непременным условием развития математических представлений детей является обогащённая предметно – пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, занимательный математический материал. Одним из этапов речевого развития это знакомство детей с миром звуков. В этом помогут различные методы: наглядный (демонстрационный), раздаточный материал, а также многообразие словесных игр на развитие фонематического восприятия. Основная цель использования занимательного материала – формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременном условии является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции). Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.

Цель: 

1.формирование элементарных математических представлений у детей посредством использования занимательного материала с математическим содержанием в различных видах деятельности.

2.развитию фонематические стороны речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов.

Задачи:

- развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.

-способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);

- способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;

- формирование базисных математических представлений, речевых умений.

- выделять отдельные звуки в словах;

- определять первый звук в слове;

- подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов);

- дать понятие, что речь состоит из слов, которые обозначают предметы, их признаки, действия предметов;

слова имеют протяженность (бывают длинные и короткие);
из слов можно составлять предложения.

Формами деятельности стали:

·        Образовательная деятельность

·        Чтение художественной литературы.

·        Игры: подвижные, дидактические, словесные

·        Беседы: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т.д.

·        Работа в рабочих тетрадях Колесниковой Е.В. «От слова к звуку для детей 4-5 лет» и Колесниковой Е.В. «Математика для детей 4-5 лет».  

Продолжительность проекта: 6 месяца (декабрь - май 2019г.).

Участники: педагог, дети, родители.

Организация деятельности: индивидуальная, групповая.

Тематическое планирование

дата

Тема

Задачи

1

Декабрь

Знакомство детей с термином «слово».

 1.Расширение представлений о многообразии слов.

2. Развитие произвольных движений пальцев рук.

2

«Неделька»

Закреплять знания детей о днях неделях.

3

Звучащее слово

1. Расширение представлений о многообразии слов.

2. Активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления.

4

«Геометрические фигуры»

Закреплять названия геометрических фигур, умение квалифицировать их по форме и цвету.

5

Значение и сравнение слов

1. Сравнение слов по звучанию.

2. Развитие умения подбирать слова-друзья к заданному слову.

3. Формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова.

4. Произвольных движений пальцев рук.

6

«Цвета»

Повторить основные цвета, развивать навык порядкового счёта.

7

Протяжённость слов

1. Знакомство с протяженностью слов.

2. Развитие произвольных движений пальцев рук.

8

«Фигуры»

Развивать сенсорные способности (восприятие цвета, формы, величины).

9

        Январь

Учить детей образовывать слова при помощи суффиксов, различать слова с определённым звуком.

1. Закрепить навыки правильного произношения.

2. Воспитывать любовь к природе.

10

«Какие разные частички»

Учить составлять целое изображение из частей.

11

Закрепить умение интонационно выделять звук в слове, способность определять первый звук в слове. 

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком.

3. Развитие языковых ассоциаций

12

«Страна Муравия»

Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства геометрических фигур.

13

Закрепить представление о слове: слова бывают разные и звучат они по-разному.

Учить ребят бережно относиться к своему здоровью и слушаться старших.

14

«Зверюшки зимнего леса»

Развивать умение выделять свойства предмета.

15

Длина слов

1. Продолжить знакомство с термином «звук».

2. Закрепление знаний о протяженности слов.

3. Развитие произвольных движений пальцев рук.

16

«Головоломки»

Учить решать головоломки, развивать аналитическую деятельность.

17

Февраль

Учить детей интонационному выделению звука "Ж" в словах.

1. Продолжать знакомить детей с термином "звук".

2. Закреплять знание детей о протяженности слов и делении их на части.

3. Развивать речевое внимание, фонематический слух.

4. Воспитывать умение внимательно слушать ответы детей, отвечать на вопросы по просьбе воспитателя.

18

«Логоформочки»

Учить составлять эталонные и другие геометрические фигуры из частей.

19

Обучение детей интонационному выделению звука Ш в слове.

1. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком.

2. Развитие произвольных движений пальцев рук.

20

«Праздник цифры»

Закреплять знания детей о цифрах, уметь находить цифру соответственно количеству предметов.

21

Формирование правильного произношения звука «Ш», изолированно, в словах и фразах.

1. Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными в роде, ориентируясь на окончания слов, в образовании слова при помощи суффиксов с уменьшительным и увеличительным значением.

2. Учить правильно регулировать темп и силу голоса, развивать речевое дыхание – произносить звук «Ш» длительно на одном выдохе.

22

«Чудо лукошко»

Закрепить счёт в пределах 10, учить составлять десяток из двух меньших чисел.

23

Обучение детей интонационному выделению звука Щ в слове.

1. Сравнение слов по звучанию.

2. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком.

3. Развитие движений пальцев рук.

24

«Нетающие льдинки»

Познакомить детей с эталонами формы и величины, соотношением целого и числа.

25

Март

Уточнить и закрепить правильное произношение у детей звука Ч изолированно, в слогах, словах и предложениях.

1. Добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны педагога (приём подражания).

2. Продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие ;

26

«Занимательные задачи»

Учить решать занимательные задачи.

27

Показать артикуляцию звука щ, поупражнять детей в его произношении.

1. Закрепить произношение звука в слоге, словах.

2. Дифференцировать произношение звуков щ и ч и вырабатывать интонационную выразительность речи.

28

«Математика – это интересно»

Стимулировать развитие мыслительных способностей детей.

29

Обучение детей интонационному выделению звука Ц в слове.

1. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком.

2. Развитие произвольных движений пальцев рук.

3. Учить различать слова, начинающиеся со звука «ц», ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.

30

«День рождение куклы Кати»

Развивать пространственное мышление.

31

Обучение детей интонационному выделению звука С в слове.

1. Развитие представлений о твердых и мягких согласных звуках.

2. Развитие умения подбирать слова на заданный звук.

32

«Магический Геоконт»

Познакомить детей с понятием «линия».

33

Апрель

Учить произносить звук З твердо и мягко.

1. Упражнять детей в произношении звука в слове и в словах.

2. Развивать внимание.

34

«В гостях у Эника и Бэника»

Развивать геометрическое и пространственное мышление.

35

Различение твердых и мягких согласных звуков.

1. Обучение детей интонационному выделению звука З в слове.

2. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

3. Развитие произвольных движений пальцев рук.

4. Образование глаголов от звукоподражательных слов. 

36

«Фонарики для жителей волшебной страны»

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

37

Формирование представлений знаний детей о твёрдых и мягких  согласных звуках.

1. Развивать умение определять 1 звук в слове.

2. Развивать умение подбирать слова с заданным звуком.

3. Дифференцировать твёрдые и мягкие согласные   звуки.

38

«Математическое развлечение»

Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

39

Формирование навыков правильного и отчетливого произношения звуков посредством игровой деятельности.

1. Учить правильно и четко произносить в словах звуки С, Ж, З.

2. Закреплять произношение звуков в разных словах.

3. Учить выделять в словах первый звук.

40

«Путешествие в сказку»

Учить детей ориентироваться на плоскости.

41

Май

Развивать правильную артикуляцию при произнесении звуков С, З,Ц.

1. Учить интонировать знакомые звуки.

42

«Жила-была гусеница»

Стимулировать развитие познавательных процессов.

43

Обучение детей интонационному выделению звука Ч в слове.

1. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

2. Развитие произвольных движений пальцев рук.

44

«Весёлый поезд»

Учить детей раскладывать верёвочки в порядке возрастания и убывания длинны.

45

Познакомить детей с новым звуком Ч.

1. Закрепить произношение звука Ж в словах и фразовой речи.

2. Воспитывать интонационную выразительность речи.

3. Обогащать лексический запас.

46

«Забавные цифры»

Закрепить счёт, знание цифр.

47

Викторина

«От слова к звуку»

1. Упражнять в делении слов на слоги, соотносить схему слова с предметом.

2. Закрепить умения различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки.

3. Упражнять в определении первого звука в слове.

48

«День-ночь-сутки прочь»

Продолжать знакомить детей с временными понятиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по социальному миру и обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект интегрированного занятия по социальному миру и обучению грамоте в подготовительной группе. Тема занятия: Кузбасс наш край родной ......

Интегрированное занятие в подготовительной группе (математика + обучение грамоте) «Лесная школа».

Интегрированное занятие в подготовительной группе (математика + обучение грамоте) «Лесная школа».Цель: создать условия для формирования математических представлений и навыков слогового чтения....

КВН «Умники и умницы» Интегрированное занятие в подготовительной и старшей группах (математика + обучение грамоте)

КВН – это командная игра. Она поможет нам узнать, как хорошо вы подготовились к поступлению в школу, чему интересному вы научились в детском саду и самое главное, смогли ли вы стать настоящими друзьям...

Конспект итогового занятия по математике в старшей группе «В мире математики»

Подготовила воспитательМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Сидорова Светлана Николаевна...

Конспект НОД по математике в мире математики

Конспект предназначен для детей подготовительной группы в конце года на закрепление пройденного материала....

Цикл конспектов по математике "Мы в мире математики"

Проводя данные занятия мы учим называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число; учим геометрические фигуры. Закрепляем навыки количественного и порядкового счета....