Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Звук [э], буквы Э,э.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Коберник Виктория Юрьевна

- учить детей рассуждать, четко выражать свои мысли;

- знакомить с буквой Э;

- развивать мелкую моторику;

- упражнять в проведении звукового анализа слова.

Оборудование: карточка с буквой Э (шрифт черный); карточки заготовки с буквой Э (по количеству детей); разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага; карточка-схема слова «Эму», карточки-схемы для детей, конверты с фишками, кукла Эля, картинки с изображением многоэтажных домов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_attestatsiya2023.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Ермаковский детский сад «Теремок»

           Джанкойского района Республики Крым  

296123 Республика Крым, Джанкойский район, с. Ермаково, ул. Крымская, 24

Телефон +79788473449, E-mail: ermakovsayaskool@mail.ru

Конспект занятия по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

Тема: Звук [э], буквы Э,э.

Программное содержание

- учить детей рассуждать, четко выражать свои мысли;

- знакомить с буквой Э;

- развивать мелкую моторику;

- упражнять в проведении звукового анализа слова.

Оборудование: карточка с буквой Э (шрифт черный); карточки заготовки с буквой Э (по количеству детей); разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага; карточка-схема слова «Эму», карточки-схемы для детей, конверты с фишками, кукла Эля, картинки с изображением многоэтажных домов.

Ход НОД

- Здравствуйте, ребята, сейчас у нас  вами занятие  обучение грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы)

-Чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем)

-Какими бывают звуки?

(Гласные и согласные)

Какие звуки называются  гласными? (Их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды )

Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным) 

-Приведите пример гласных звуков. (А О У Ы И)

- Давайте вспомним стихотворение про гласные звуки.

Гласные тянутся
Песенкой звонкой, 
Могут заплакать 
И закричать. 
В темном лесу 
Звать и аукать, 
Но не умеют 
Свистеть и ворчать
.

-Какие звуки называют согласными? ( Не поются, есть преграда)

-Приведите пример согласных звуков. (Р, М, Т,  В,…)

-Какими бывают согласные звуки? (звонкими и глухими)

- Давайте вспомните стихотворение про согласные звуки.

Все согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь

- Ребята, посмотрите, к нам в гости кое-кто пришел. Это кукла Эля .
- Какой первый звук в ее имени?
- Как расположены губы? 
- Давайте попоем звук, потянем, есть ли во рту преграда?
- Какой будет звук [Э]?
- Мы сегодня вместе с Элей отправляемся на экскурсию в Мир слов, и будем искать слова со звуком [Э].

-  По дороге мы поиграем.

Игровое упражнение «Подскажи профессию»

Щуки, окуни, судак –

Нам улов принес…(рыбак).

Нет тельняшки без полос,

Кто в тельняшке, тот… (матрос).

С книгой, кто в руке – читатель,

Книги пишет кто – …(писатель).

Победит огонь коварный

Тот, кого зовут…(пожарный).

В поле комбайнов слышится хор,

Хлебный корабль ведет…(комбайнер).

Фонетическая зарядка

- Что говорят, когда рыба срывается с крючка? (Э-эх!)

- Как зовут девочку, у которой есть друзья Тотошка, Страшила, Железный Дровосек и Лев? (Элли).

- Чем могла угостить Элли добрая волшебница Виллина? Название этого пирожного начинается со звука [э]. (Эклер).

- Как называется холодное лакомство, которое любят и дети, и взрослые? (Эскимо).

- Какой звук вы слышите в начале слов: Элли, эклер, эскимо? ([э]).

Зрительная гимнастика

Раз – налево,

Два – направо,

Три – наверх,

Четыре – вниз,

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.  (Дети выполняют упражнения глазами)

Образование сложных слов

Идет Эля дальше и подходит ….

-К чему подходит Эля? (многоэтажныйдом)

- В этом доме много этажей. Значит, это какой дом? (многоэтажный)

-Как назовем дом, если в нем один этаж? Три этажа? Пять этажей

- Какие еще части есть у дома?

- В каком слове слышится звук [Э]: окна или этажи?

Игра «доскажи словечко»

На большие расстояния

Мчится он без опоздания;

Пишется в конце два С –

Называется …(экспресс).

На лучинке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само.

Что же это? (эскимо).

Угукало, агакало,

Аукало и плакало,

И рассыпалось смехом,

И называлось …(Эхом).

- Ребята, назовите, пожалуйста, первый звук в словах-отгадках.

- Произнесите звук [э] изолированно, а теперь пропойте; произнесите тихо, затем громко, наблюдайте за своими губами.

Физминутка «Хомка»

- А теперь давайте немножко отдохнем. (Имитируем движения хомячка)

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять –

Хомка хосет сильным стать.

Знакомство с буквой.

- Давайте вместе с Элей познакомимся с буквой, которой мы будем обозначать звук [Э].

- Посмотрите на картинку, звук [э] на письме обозначается буквой Э

Буква Э на С дивиться,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нету языка!

- Ребята, рассмотрите внимательно букву и определите, из каких элементов она состоит. Выложите её шерстяной нитью на бархатной бумаге.

- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Э в воздухе. ( Я стою спиной к детям, поднимаю вверх правую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву, комментирую свои действия: ставим точку, ведём линию полукругом слева  направо, вниз,  закругляем, влево, останавливаемся, в середине проводим ровную линию. Дети повторяют  за мной.)

Звуковой анализ слова

- Идет Эля дальше и вдруг видит зоопарк.

 - Каких животных вы видите в зоопарке?  (лев, обезьяны, лиса). Эля захотела перекусить.

 Что она выберет эскимо или конфеты? Почему? Разделите слово эскимо на слоги.
- Эле понравился один из обитателей зоопарка. Кто это, вы узнаете, отгадав загадку. Это страус ЭМУ.

- Дети, произнесите слово (Э-МУ) так, чтобы все хорошо услышали первый звук.

- Э-э-эму – первый звук [э]. Когда мы его произносим, ничего не мешает, этот звук можно пропеть, произнести громко или тихо. Это гласный звук, и мы обозначаем его красной фишкой.

(Дети последовательно выделяют второй и третий звуки в словах).

- Эм-м-му – второй звук [м]. Произнести этот звук «мешают» губы. Это согласный звук. Обозначается он синей фишкой.

- Эму-у-у – третий звук [у]. Это гласный звук. На схеме он обозначается красной фишкой.

- Умнички! А теперь прочитайте все слово по схеме, пропевая все гласные звуки.

- А сейчас замените красные фишки в схеме на знакомые буквы Э, У – снова прочитайте слово.

Итог и оценка деятельности детей.

- Прогулка Эли подошла к концу, она прощается с нами.
- Давайте вспомним, какие слова нам встретились со звуком Э.

Рефлексия.

— Ребята, в корзине у Эли лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

— Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

— Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями — возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть — задумчивого смайлика, а если совсем трудно — грустного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и...

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе). Тема: «Звук и буква Ш»

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе).Тема: «Звук и буква Ш»...

Конспект занятия по обучению грамоте подготовительная к школе группа

Конспект  занятия по обучению грамотеподготовительная к школе группаЦели.Обучающие: закрепить знания детей по обучению грамоте, совершенствовать умение в звуковом анализе слов, делении слов на сл...

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте. (в подготовительной к школе группе) Тема: «Звук и буква Ж»

В плане-конспекте подробно отражается работа по закреплению буквы Ж в разных видах работы. Занятие ориентировано для работы с старшими доольниками с ОВЗ....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе Тема: «Звук и буква Ш"

Коррекционно-образовательные задачи:- знакомство детей со звуком и буквой Ш;- закрепить правильное произношение звука Ш;- продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов;- учить детей оп...