Конспект игрового занятия по развитию речи и обучению грамоте (6-7 лет)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Спицына Ольга Борисовна

Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста, подготовительной к школе группы.

На основе авторской сказки с помощью игры детям предлагается вспомнить алфавит, закрепить знания о буквах и звуках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kosmicheskie_bukvy_spitsyna.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка образовательной деятельности по теме:

«Космические буквы»

                    Составила: воспитатель МБДОУ д/с №8 Спицына Ольга Борисовна

 Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (7-й год жизни).

 Виды деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная,  двигательная, восприятие художественной литературы.

 Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Активизировать и закрепить знания детей об алфавите.

Задачи:

- продолжать развивать речевую деятельность детей;

-способствовать развитию самостоятельности и целенаправленности собственных действий;

-развивать воображение и творческую активность.

Предварительная работа:  разучивание песенки на стих Б.Заходера «33 родных сестрицы».

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности 

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

- Ребята, посмотрите, что у меня в руках?

Если дети отвечают, что это «книга», уточнить какая именно.

- Молодцы! Вы абсолютно правы!

- Конечно! Так и есть.

- Сегодня я хочу вам рассказать одну удивительную историю про космические буквы. И мне в этом очень нужна будет ваша помощь.

Игра «Замени слово картинкой».

На мольберте вывешиваются картинки к словам: Азбука,  ракета, космос, Луна, космический корабль, инопланетяне, грустный смайл.

- Когда вы услышите в истории слово, к которому есть картинка на доске, скажите мне «Стоп» и назовите номер подходящей картинки.

Текст истории:

Один мальчик очень не любил учиться. Когда пришло время знакомиться с буквами, его совсем одолела лень. Он бросил Азбуку и убежал играть. Буквы сильно обиделись и решили сбежать от него. Они забрались в ракету и отправились в Космос.

Вдруг буквы увидели Луну. Они решили сделать её своим новым домом, но тут неподалёку заметили инопланетный корабль. Инопланетяне оказались очень  забавными, но молчаливыми. Ведь на их планете совершенно не было букв.

Тогда буквы решили помочь своим новым знакомым. Они подружились с зелёными человечками, и те быстро научились не только читать, но и писать.

Однако буквы вспомнили про мальчика на Земле, и им стало грустно.

Проблемная ситуация.

-Ребята, как мы можем помочь мальчику и буквам?

Если дети отвечают неверно:

-Кто еще как думает?

-Интересно было узнать твое мнение!

- Какие еще могут быть варианты?

Если дети отвечают правильно:

- Верно!

-Отличная идея!

-Я не сомневалась, что вы знаете!

Если дети затрудняются ответить:

- Чем мы можем помочь мальчику?

Если дети ответили верно:

- Отличная мысль!

- Так и сделаем, вы молодцы!

-Друзья, мы отправляемся с вами в космос! Приготовились, и… полетели!

Пальчиковая игра «Будем в космосе лететь»:

(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки).

1,2,3,4,5.(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак).

Будем в космосе лететь. (Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого).

1 – комета, 2 – планета, 3 – луноход,

4 – звездолет, 5 – земля. (Дети машут кистью руки, как бы прощаясь). До свидания, друзья!

- Здорово получается!

- Вы настоящие космонавты!

- Полет отличный!

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

-Ребята, мы с вами на месте и можем начать нашу спасательную операцию.

- Посмотрите, у нас есть два спасательных корабля. Как вы думаете, почему они разного цвета?

Если дети не могут найти правильный ответ, задаем наводящие вопросы: 1.Какие бывают звуки?(звуки природы, звуки музыки, предметов и звуки речи). 2.Какие звуки называются гласными? (можно петь). 3.Сколько их? (их шесть). 4.Назовите гласные звуки. 5.Какие звуки называются согласными? (произносятся при помощи языка, зубов, неба, десен; согласные звуки петь нельзя)

Если сразу дан правильный ответ:

- Какие вы умницы!

- Абсолютно точно!

Если к ответу пришлось идти с подсказками:

- Вы отлично справились!

- Теперь можно действовать!

- Так держать, мы на правильном пути!

 - Мои юные космонавты, вот мы с вами и на месте! Буквы готовы вернуться домой, только нужно им помочь найти свой корабль.

Дидактическая игра «Распредели звуки на гласные и согласные»:

На столе лежат два круга – красный и синий. Каждый ребенок по очереди достает из мешочка букву алфавита. Если попался согласный, нужно положить на синий круг, если гласный – на красный.

Если ответ верный:

- Вот это да! Молодец!

- Еще один пассажир на борту! Ура!

- Замечательно! Умница!

Если ребенок ошибается:

- Подумай еще раз, тот ли корабль ты выбрал для этого звука.

- Может, есть другой вариант?

- Итак, наши пассажиры на борту спасательных кораблей и мы мчимся с ними домой!

Физкультминутка: Раз, два – стоит ракета,

Три, четыре – самолет, Раз, два – хлопок в ладони, А потом на каждый счет. Раз, два, три, четыре, Руки шире, плечи шире, Раз, два, три, четыре, И на месте походили, Пять, шесть – тихо сесть.

- Ура! Мы приземлились! Только вот задача: пока летели, все буквы перемешались. Что же нам делать, ребята?

Дидактическая игра «Собери алфавит»:

дети по очереди берут букву и ставят ее на свое место в алфавитной сетке на доске (рядом висит в помощь заполненный такой же алфавит).

Если дети не могут вспомнить очередность букв в алфавите, поем песенку «33 родных сестрицы».

На правильный ответ:

- Умница!

- Какие знатоки алфавита!

- Настоящие ученые!

Если затрудняются с ответом:

- Может песенка поможет нам определить место буквы?

- Я знала, что ты справишься!

3 этап: способствуем реализации детского замысла

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

- Ребята, как вы думаете, как закончилась эта история? Расскажите.

После озвученных ответов детей зачитать концовку истории: Однажды ночью мальчик увидел за окном космический корабль. Из него выпрыгнули сбежавшие буквы и забрались обратно в Азбуку. С тех пор мальчик и буквы очень дружны. А ещё он иногда пишет инопланетянам письма. И всегда получает ответ.

-Правильно подмечено!

-Верное предположение!

-Отличный вариант!

Выслушать все предположения детей.

- Ребята, очень было бы интересно увидеть, как выглядят инопланетяне. Может, нарисуем их портреты? А что если дать им интересные имена?

- Отличная идея!

- Мне очень хочется поскорее с ними познакомиться!

- Великолепная задумка!

Ребята рисуют портрет своего инопланетянина, подписывают его имя.

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывания детей

 - Друзья, предлагаю устроить знакомство с нашими гостями!

Дети садятся в круг и по очереди представляют своего героя: имя, характер и любимое занятие на Луне.

- Какой интересный персонаж!

- Удивительный портрет!

- Ты настоящий фантазер!

- Вот это да! Чудесно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте(старшая группа)

Конспект проведения итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе....

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

Обобщение знаний детей по обучению грамоте и развитию речи....

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи».

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи»....