Занятие по методике С. Ю. Шишковой "Буквограмма"
статья по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Шамрай Алёна Анатольевна

В течение двух лет провожу занятия по методике "Буквограмма".

 

Методика «Буквограмма» направлена на:

– формирование и развитие устной речи детей;

– коррекцию поведения;

– развитие коммуникативных навыков;

– укрепление и стабилизацию нервной системы;

– развитие эмоционального интеллекта;

– развитие мышления;

– общее гармоничное психофизиологическое развитие ребенка.


Предлагаю вашему вниманию структуру занятий по данной методике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методика "Буквограмма"19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Буквограмма»

Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию занятия по развивающей методике «Буквограмма»,  автором которой является Светлана Юлиановна Шишкова. Занятия проводятся в логопедической группе детского сада с детьми старшего дошкольного возраста во второй половине дня во время коррекционного часа.

Методика «Буквограмма» направлена на:

– формирование и развитие устной речи детей;

– коррекцию поведения;

– развитие коммуникативных навыков;

– укрепление и стабилизацию нервной системы;

– развитие эмоционального интеллекта;

– развитие мышления;

– общее гармоничное психофизиологическое развитие ребенка.

Методика опирается на нейропсихологию, логопедию, дефектологию, психофизиологию, детскую психологию. Итогом применения методики в любом возрасте является комплексное улучшение работы всех отделов головного мозга, укрепление нервной системы, развитие волевых процессов, навыков целеполагания, а также гармоничное развитие творческих способностей и мышления.

Преимуществами этой методики являются комплексный и системный подход.

В процессе занятий с детьми используются приемы и упражнения, направленные на активизацию работы головного мозга, на межполушарное взаимодействие, на сенсомоторное развитие и коррекцию выявленных проблем.

Методика «Буквограмма» также применяется  и дает результаты у детей с ЗПР, с ММД (минимальной мозговой дисфункцией).

 Занятия по методике «Буквограмма» состоят из  6 этапов:

  1. Дыхательные упражнения.
  2. Глазодвигательные упражнения.
  3. Упражнения на координацию движений.
  4. Упражнения с буквами.
  5. Упражнения на развитие высших психических функций.
  6. Чтение детям вслух.

Рассмотрим значение каждого этапа.

I . Речевые проблемы детей нередко связаны с неправильным дыханием, поэтому для детей-логопатов отработка правильного дыхания имеет важное значение. При нормальном дыхании вдох короче выдоха, и именно такой ритм мы стараемся выработать на данном этапе; в результате происходит обогащение кислородом головного мозга. Чем длиннее выдох у ребенка, тем дольше и спокойнее он может говорить.

Дыхание оптимизирует кровообращение, вследствие чего происходит вентиляция всех участков легких, массаж органов брюшной полости; правильное дыхание улучшает самочувствие, успокаивает и усиливает концентрацию внимания.

II. Глазодвигательные упражнения помогают расширить объём зрительного восприятия и косвенно влияют на другие психические функции (речь, внимание, память). Правильная работа глаз – это один из важных факторов, влияющих на хорошую успеваемость в школе и позитивный настрой на учебу. Именно натренированные глазные мышцы помогут ребенку удерживать внимание как в тетради, учебнике, так и на доске.

При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребёнка рекомендуется использовать яркие предметы. По мере освоения таких упражнений в этот процесс постепенно добавляются движения языка.

III. Упражнения на координацию движений стимулируют моторные зоны (участки коры, отвечающие за регуляцию движений), способствуют улучшению межполушарного взаимодействия. Упражнения проводятся в виде игры. Они укрепляют ребенка физически, развивают координацию, крупную и мелкую моторику, активизируют все функциональные блоки головного мозга.

IV. Изучение букв проходит через написание символа на лице.

Буквы изучаются в соответствии с реализуемой в логопедической группе адаптированной образовательной программой для детей с ТНР.

В процессе обучения ребенок начинает самостоятельно искать схожесть и принцип построения буквенного значка. Выполняя  упражнения, дети прописывают буквы указательным пальцем ведущей руки на своем лице. Предварительно разбирается его схема. Выделяются  опорные точки лица, плеч, вертикальные и горизонтальные оси. Далее ребенок рисует букву на вымышленном экране перед собой с постепенным уменьшением ее размера до 1 см. Следующим этапом он прописывает букву на листе – схеме.

Таким образом, формируется двигательная память на перекодировку звука в знак.

V. В процессе занятий используются приемы и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, логики, мыслительных процессов.

 Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Представление о внешнем пространстве ребенок сначала формирует по образу собственного тела, а уже потом возникают абстрактные пространственные представления.

Освоив внешнее пространство, переходим к освоению пространства на листе. Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) с определенным движением. 

VI. В конце занятия взрослый читает детям  книгу в течение 10–15 минут. Чтение должно быть интересным, выразительным, интонационно и эмоционально окрашенным. Обязательно проводится краткая беседа по содержанию текста. При организации чтения с продолжением, целесообразно спросить у детей, что будет дальше, тем самым предоставив детям возможность включить творческое воображение, фантазию и высказать свои предположения. Данный этап занятия способствует развитию слухового внимание детей, привитию интереса к чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ ПО МЕТОДИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ (3–4 г.).

Продолжать укреплять здоровье детей; формировать двигательные умения и навыки, воспитывать интерес и желание выполнять физические упражнения; формировать элементарные умения самоорганизации в двигател...

Занятие по методике В. Шерборн Развивающие движения

Совместное игровое зянятие детей старшей логопедической группы и группы раннего возраста...

занятие по методике обучения рассказыванию по картине для детей с ОНР подготовительной группы, на тему "Перелетные птицы"

рассказывание по картине для детей с ОНР, подготовительная группа, тема "Перелетные птицы"...

Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка на музыкальных занятиях (по методике А.И. Бурениной)

Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка на музыкальных занятиях  (по методике А.И. Бурениной)...

Конспект занятия по Методике развития детского изобразительного творчества "Разноцветные котята" (первая младшая группа)

Занятие по обучению нетрадиционным техникам ИЗО (рисование тычком жесткой кистью...

Комплексное занятие по методике развития детского изобразительного творчества "Колобок, колобок" (вторая младшая группа)

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим (закрепление материала по теме "Я вырасту здоровым") и аппликацией в нетрадиционной технике обрывания....